Lars von Trier

Обсуждаем проблемы перевода с русского и на русский, ищем межъязыковые параллели

Re: Lars von Trier

Сообщение adada » 03 июн 2011, 22:15

Тогда Ваш покорный слуга или здоров, или не интеллигент. А то и оба-два!
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35822
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Lars von Trier

Сообщение Князь Мышкин » 04 июн 2011, 11:21

adada писал(а):Тогда Ваш покорный слуга или здоров, или не интеллигент. А то и оба-два!

Скорее всего, Вы просто здоровый интеллигент! Поздравляю!
Аватар пользователя
Князь Мышкин
 
Сообщений: 6960
Зарегистрирован:
22 июл 2010, 20:57
Откуда: Стокгольм

Re: Lars von Trier

Сообщение mirage » 05 июн 2011, 00:53

Дуализм человеческой природы весьма снаркообразен.

Тут тебе и божественное - земное, высокое-низменное, небесное-животное.
Доброе - злое. Мужское - Женское. Внешнее - Внутреннее (по Платону) и т.д. и т.п. Есть в чём утонуть.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Lars von Trier

Сообщение mirage » 05 июн 2011, 01:07

Кстати, мёртвый и холодный город противопоставлен райской природе на родине Душки. Там практически Эдем. С несорванным яблоком.

аще не будете яко дѣти, не внидите въ царство небесное (Матѳ. 18, 3).

А тут даже не дитё, тут пёс, который жаждет внидить. Правда, внидить он норовит в холостяцкий быт журналиста, который на царствие небесное совсем не похож. Да и Стеллинг, думаю, атеист.

Мне вот интересно, можно ли Душку счесть за нищего духом?
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Lars von Trier

Сообщение Князь Мышкин » 05 июн 2011, 08:46

mirage писал(а):...Мне вот интересно, можно ли Душку счесть за нищего духом?

Я в этом абсолютно уверен. Эта мысль и была у меня. И я совершенно не считаю Душку собакой (несмотря на его ушанку).
Душка -- человек с добрейшей душой. А ушанка -- просто стёб над русскими.
Аватар пользователя
Князь Мышкин
 
Сообщений: 6960
Зарегистрирован:
22 июл 2010, 20:57
Откуда: Стокгольм

Ударив Душкой по западному духовному бездорожью

Сообщение adada » 05 июн 2011, 09:14

mirage писал(а):Да и Стеллинг...
...за нищего духом?

Если пройтись в предложенном направлении апокрифическими тропками, -- приняв за основу не оспоренный пока тезис, что цветок фильма выращен режиссером из сора общих мест, -- мы попадаем опять к Герцену.
    "- Все по глупости-с, - оправдывается русский человек, когда ему решительно оправдаться нельзя.
    - Ты, стало быть, дурак! - говорит ему на это власть имущий.
    - Не всем быть умным, надобно кому-нибудь быть "дураком", - отвечает он, если имущий власть без боя.
    Хотя, собственно, настоятельной крайности в дураках нет, но, пожалуй, можно согласиться с этим извинением. Только отчего же, в свою очередь, нет такой ясно сознанной потребности в умных? Мудрено ли после этого, что миром владеют "нищие духом", там - как большинство, тут - как один за всех.
    В сущности, все делается по глупости, только никто не признается в этом, кроме русского человека, и все ищут всегда и во всем умных причин и объяснений и потому идут всякий раз направо, когда следует идти налево, - и запутываются дальше и дальше в безвыходных соображениях и затемняющих объяснениях."
    ("Скуки ради".)

Внешне у Боба, как и у всего бобового населения западной агрикультуры, нет никакой настоятельной крайности в Душках. Модернист же Иосиф (?) Стеллинг решил сыграть по второму варианту, "сходить направо". Как бы "подал записку о необходимости ободрить нищих духом"; но, как пишет Салтыков-Щедрин, "директор, прочитав ее, только погрозил ему пальцем, и с тех пор Воробушкин замолчал". :))

Молчание Стеллинга выразилось в немногословии фильма, недоговоренности по части Душки и в конце концов сработало на арт-хаузность произведения и на потребу потребителей такого вида кинематографа. Вкусили от этого древа познания и мы, и увидели мы, что это хорошо!
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35822
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Lars von Trier

Сообщение Тигра » 05 июн 2011, 10:25

Нет там никакого стёба над русскими, но и Душка не прекрасный человек.

Я уже сказала, что они оба — пустота. Дырки.
Продолжала про это думать.
Боба нет, пока кто-то не обратит на него внимание. Даже девицы этой он не домогается сам: он ждёт, следит, наблюдает, даже прячется. Она сама садится к нему в машину — и только тут он оживает и мы впервые слышим, что он умеет говорить. Когда уходит Душка, Боб опять пропадает. А девица та уже точно не с ним, даже этой иллюзии нет (кстати, она осталась с другим русским, который ей был интереснее, — это к тому, насколько тут русские показаны отрицательно). И он понимает, что и его теперь нет, потому что никто его не видит, не слышит, не обращает внимания.
Потому и город показан абсолютно пустым.

Более того: я вообще не уверена, что он выжил в автокатастрофе.
Очень вероятно, что на момент, когда мы видим заросший паутиной письменный стол, его нет в живых. Это, впрочем, не очень важно, потому что его не было и до того.

За этот стол садится девушка и начинает — читать концовку, написанную Бобом? Писать свою? Помните, она говорила, что любит счастливые концы в кино. И говорила Бобу, что он ведь может сочинить любой конец, какой захочет.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50645
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Lars von Trier

Сообщение Князь Мышкин » 05 июн 2011, 14:36

adada писал(а):Молчание Стеллинга выразилось в немногословии фильма, недоговоренности по части Душки и в конце концов сработало на арт-хаузность произведения и на потребу потребителей такого вида кинематографа. Вкусили от этого древа познания и мы, и увидели мы, что это хорошо!

Я тоже увидел, что это хорошо, потому что это заставило думать и ещё раз думать, а также вспомнить кое-какие свои поступки...
Тигра писал(а):Я уже сказала, что они оба — пустота. Дырки...

Тоже очень интересная мысль!
Тигра писал(а):И он понимает, что и его теперь нет, потому что никто его не видит, не слышит, не обращает внимания.
Потому и город показан абсолютно пустым.

Более того: я вообще не уверена, что он выжил в автокатастрофе.
Очень вероятно, что на момент, когда мы видим заросший паутиной письменный стол, его нет в живых. Это, впрочем, не очень важно, потому что его не было и до того.

И с этим не хочется спорить! Так что у меня очень и очень много разнообразных мнений об этом фильме! :)
Аватар пользователя
Князь Мышкин
 
Сообщений: 6960
Зарегистрирован:
22 июл 2010, 20:57
Откуда: Стокгольм

Re: Lars von Trier

Сообщение Тигра » 06 июн 2011, 09:31

Я геройски посмотрела второй раз, обращая особое внимание на детали.
Я их тут сейчас списочком приведу, в порядке, в котором записывала на клочке бумаги при просмотре.

Герой всё время прячется — и от продавщицы билетов, и от Душки (особенно странно при этом чьё-то заявление при обсуждении, что фильм о столкновении души и рацио — да какое там к чертям рацио?!).

Герой не сценарист. Сейчас он пишет сценарий, но на всех кинофестивалях был репортёром.

На стене у него: немного детских фотографий, афиши кинофестивалей, его репортёрские пропуска на фестивалях, его фото со знаменитостями на фестивалях.

Всю первую половину фильма ему не пишется. Он садится за комп, включает его, потягивается или печатает несколько букв — и тут же вскакивает и куда-нибудь бежит (обычно следить за своей пассией).

Ворон в парке, куда он выходит на пробежку. Такой же точно ворон будет потом в сцене в селе, когда его кинул водитель.

Его финансы явно не в лучшем состоянии. У него старомодная, некрасивая машина, вещи в квартире или старые, или странные и плоховатые (стулья вокруг роскошного простого старинного стола).

Девушка из его незаконченного сценария читает фразу о том, что "она уходит, оборачивается и смотрит на него в последний раз" (по памяти).

Лестница явно смерть. И ещё: при обсуждении Маковецкий сказал, что Стеллинг один раз сказал ему, что Душка — это смерть. А при первом появлении Душки внизу этой лестницы, когда он виден чёрным силуэтом, моя первая мысль была: смерть пришла.

У него чёрное постельное бельё (черньё).

Потом ещё добавлю.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50645
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Lars von Trier

Сообщение Князь Мышкин » 06 июн 2011, 10:22

Тигра писал(а):...Девушка из его незаконченного сценария читает фразу о том, что "она уходит, оборачивается и смотрит на него в последний раз" (по памяти).

Лестница явно смерть. И ещё: при обсуждении Маковецкий сказал, что Стеллинг один раз сказал ему, что Душка — это смерть. А при первом появлении Душки внизу этой лестницы, когда он виден чёрным силуэтом, моя первая мысль была: смерть пришла.

У него чёрное постельное бельё (черньё).

Очень ценные замечания. Вот на эти я не обратил внимания. Если фильм пересмотреть (и не раз), то ещё многое откроется.
Богатство символов и загадок...
Аватар пользователя
Князь Мышкин
 
Сообщений: 6960
Зарегистрирован:
22 июл 2010, 20:57
Откуда: Стокгольм

Re: Lars von Trier

Сообщение adada » 06 июн 2011, 10:28

Если бы у меня был оригинал видео в RAW, я сделал бы с него две копии с корректировкой четкости в плюс и минус, потом слепил из полученного брекетинга конфетку и тогда бы уж занялся смакованием ее деталей!
А пока с утра нет времени даже чтобы вкусно высказаться по существу последних кулинарных наблюдений...

+
А через пару лет можно будет, пожалуй, и в 3D "Душку" в домашних условиях перегнать.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35822
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Lars von Trier

Сообщение Тигра » 06 июн 2011, 10:32

Adada, а почему нельзя было бы просто записать себе с ТВ?
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50645
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Lars von Trier

Сообщение mirage » 06 июн 2011, 12:04

Да, Смерть. Очень точно. Смерть, которая как пёс тебя преследует, ходит за тобою. Чёткий ход. "Черный (недо)человек".

Фотографии на стене - это эрзац жизни, и вся его жизнь по сути эрзац.

Если уйти от метафизики и вернуться к примитивному, от которого так бежит adada, то Восток - это смерть Запада.

Весьма нелепая Смерть, как, впрочем, и сама Жизнь - существование - Запада. Подлинное, настоящее уже давно превратилось в фотографии, в эрзац, любовь выродилась в бессильное вожделение импотента/секс с художником и т.д.

И ворон среди падали. И тут и там.

Т.е. Восток и Запад таки сойдутся. В смерти.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Lars von Trier

Сообщение Тигра » 06 июн 2011, 12:06

Я даже так сказала бы: по фото мы видим, что раньше его жизнь была эрзацем, а сейчас нет и того.
Нет жизни. Дырка.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50645
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Lars von Trier

Сообщение mirage » 06 июн 2011, 12:10

Вспомнились первый кадры. Рождение Смерти. Н-да.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Lars von Trier

Сообщение Тигра » 06 июн 2011, 12:13

mirage писал(а):Вспомнились первый кадры. Рождение Смерти. Н-да.


Или смерть = рождение.
Откуда-то пришёл, туда же ушёл. И он с улыбкой узнаёт этот автобус.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50645
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Непрощение славянки

Сообщение mirage » 06 июн 2011, 15:41

И всё же, уже отдав должное образности Стеллинга и помня о том, что в основание ветки положено откровение Ларса фон Триера, я хочу вернуться к нацизму и провести один неполиткорректный эксперимент.

Перенесём действие фильма в тридцатые и переоденем Душку. Напялим ему вместо ушанки ермолку, вместо чая дадим мацу, и вспомним лозунг: «Мир будет вечно благодарен национал-социализму за то, что я освободил Германию и Центральную Европу от евреев». От "Фестиваля фестивалей" проведём параллель к дегенеративному искусству. Интеллектуальную старушку Европу оставим без изменений. Всё тот же кризис духа.

Норвежский писатель нацист Кнут Гамсун, кстати, лауреат Нобелевской премии 1920 года, сразу после смерти Гитлера написал некролог германскому фюреру, назвав его борцом за права народов, голландец Стеллинг ему верно наследует. Славяне-недочеловеки показаны им во всей красе. И при всей моей любви к арт-хаусу не видеть этого я не могу.

Так что я забираю "пальму" у эпатажного нациста Ларса фон Триера и вручаю её артхаусному Стеллингу. Она его по праву.
Нацист всегда нацист.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Lars von Trier

Сообщение mirage » 06 июн 2011, 15:58

Да, и я могу только повторить:

for the Snark was a Boojum, you see
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Lars von Trier

Сообщение Князь Мышкин » 06 июн 2011, 16:13

mirage писал(а):...Славяне-недочеловеки показаны им во всей красе...

А европейцы -- импотенты ещё краше! Как говорят, хрен редьки...
Аватар пользователя
Князь Мышкин
 
Сообщений: 6960
Зарегистрирован:
22 июл 2010, 20:57
Откуда: Стокгольм

отрава

Сообщение mirage » 06 июн 2011, 16:19

Стеллингу не откажешь в наблюдательности и самокритике.

Но эта высокохудожественная сценка с чаем, сценка с сигареткой, занюхивающий водку собственным лицом русский художник, фестиваль фестивалей, гостиница - всё это по капле вливает в ухо (глаз) непередаваемое отвращение ко всему русскому, да что там, льёт щедрым потоком. Журналист вызывает жалость и даже сочувствие, но не животное отвращение. И нет-нет, да и возникает тоска по белокурой бестии, которая и Девушку оттрахает и Душку прихлопнет. Это фашизм.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Lars von Trier

Сообщение Князь Мышкин » 06 июн 2011, 16:27

Пан adada, не без основания, делит людей на ястребов и голубей. В ястребах, по-моему, изначально, с рождения, заложен фашизм. Но без ястребов жить тоже нельзя. Это всё равно, что всему человечеству сделать лоботомию. :ugeek:
Аватар пользователя
Князь Мышкин
 
Сообщений: 6960
Зарегистрирован:
22 июл 2010, 20:57
Откуда: Стокгольм

Re: Непрощение славянки

Сообщение adada » 06 июн 2011, 18:15

mirage писал(а):...эксперимент.
Перенесём действие фильма в тридцатые и переоденем Душку...


Ого! Пани 'mirage' некоторое время сдерживала себя, не беря в руки шашек и придерживая своих породистых искусствоведческих коней -- и вдруг сделала неожиданный, сильный и оригинальный исследовательский ход!
Но, хотя тема обязывает нас иногда говорить о Триере и о фашизме, я все-таки уклонюсь от политики и от социально прикладных ракурсов "Душки". Они, конечно, есть, но есть кроме них и еще кое-что.

Итак, о смерти.
Смерти не бывает без жизни. И даже если Боба уже нет к началу фильма -- он все-равно был перед ним и перенес что-то важное из своей жизни, из бытийствования как героя в ее отрезок, изображаемый на экране. Рога, как известно, нельзя потерять, если их не было. :)
Поэтому озадачиться вопросом, отчего умер герой, нам придется.

Я сейчас каким-то чудом вспомнил, где я видел уже героя, которого играет Жене Бервутс: в изумительном фильме "Зал ожидания" того же Йоса Стеллинга. Есть определенная нить, кроме имен актера и режиссера, связывающая эти два фильма.
В обоих герой испытывает потребность в оживлении своей жизни (умирать ему, как и нам не хочется) и в обоих он терпит крах, открывая выданный ему судьбой ящичек Пандоры. "Душку" вы видели, а содержание "Зала ожидания" я кратко, даже кратче, чем в типовых аннотациях, перескажу.

Мужчина-красав`ец, каким он себя полагает, сидя на вокзале, кидает косяки сексуальным взглядом дамам и девушкам, попадающим в поле его зрения. Те смущаются или негодуют.
И вдруг он нарывается на сексапильную дамочку, которая своей активностью его ошеломляет и повергает.
Приблизительное резюме обоих фильмов сходно: не буди лихо, пока оно тихо. А если тебе сильно надо -- буди, но знай, что рискуешь...

+
Тигра писал(а):...а почему нельзя было бы просто записать себе с ТВ?


Бесплатного тиви по и-нету, практически, нету. Так... разные маргинальные каналы.
А качество картинки, которую я получаю по домашнему кабельному, уступает рипнутым кино, которые можно скачать на торренте. Тем более что мы здесь входим в кольцо ua-ix, обмен файлами в котором достигает (у меня) при благоприятных условиях 6-9 мегабайтов в секунду. И если хочется скачать что-нибудь вроде m2ts -- без проблем.
Поэтому я формирую видеотеку не через эфир.
И "Душку" тоже давно скачал.
Насчет HDR и 3D -- шутил. :))
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35822
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Lars von Trier

Сообщение Тигра » 06 июн 2011, 22:17

Mirage меня опередила. Я вчера поленилась писать о сием предмете, отложила на потом.

Даже во время обсуждения время от времени звучало всякое вроде "он не понял русской души", "он не смог показать русскую душу". А в ответ звучало: "Понял! Смог!"
Мне каждый раз хотелось спросить: а голландскую понял? Смог? И ещё спросить: а почему вы-то об этом не задумываетесь, а задумываетесь только о русской?
Как будто он снимал фильм о русской душе... или о голландской.

Еси показать фильм аналогично настроенному голландцу, я уверена, что он будет оскорблён тем, как показан голландец.

Но режиссёр, по-моему, этим был совершенно не обеспокоен, не о том он снимал.

Ну и уже дополнительно, не принципиально: Боб тот ещё фрукт! Вовсе не чую по фильму (т. е. по тому, как его показывает режиссёр), что он чем-то предпочтительнее, чем славянин. И художник мне вполне понравился... ну пьян, конечно. Ну эпатирует отчасти. Но не более того. И девица-то там осталась.

Не обязательно, когда в кино показывают русского (можно подставить любую национальность) , его показывают именно как русского.
Последний раз редактировалось Тигра 06 июн 2011, 22:28, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50645
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Lars von Trier

Сообщение Князь Мышкин » 06 июн 2011, 22:26

Тигра писал(а):...Ну и уже дополнительно, не принципиально: Боб тот ещё фрукт! Вовсе не чую по фильму, что он чем-то предпочтительнее, чем славянин. И художник мне вполне понравился... ну пьян, конечно. Ну эпатирует отчасти. Но не более того. И девица-то там осталась.

Не обязательно, когда в кино показывают русского (можно подставить любую национальность) , его показывают именно как русского.

Нет, Тигра!
Это очень принципиально и верно Вами замечено!
И очень интересное обсуждение фильма получилось! :D
Аватар пользователя
Князь Мышкин
 
Сообщений: 6960
Зарегистрирован:
22 июл 2010, 20:57
Откуда: Стокгольм

Фрукт Стеллинга

Сообщение adada » 06 июн 2011, 22:50

Для разнообразия предлагаю сжатую до телефонного формата короткометражку (25 минут) Йоса Стеллинга "Зал ожидания (Wachkamer)":
http://files.mail.ru/H65CZC

Для темы представляют интерес первые 15-18 минут.

+
stelling_wachtkamer_176x144.mp4, 70 Mb
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35822
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Lars von Trier

Сообщение mirage » 06 июн 2011, 23:12

Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Lars von Trier

Сообщение adada » 06 июн 2011, 23:26

И тут подошел Киндзюлис в облике строгой пани Тасбулатовой...

"И еще: вам не приходит в голову, что Душка и Боб — это один и тот же человек, рацио и душа, голова и сердце? И поскольку голова с сердцем у многих не в ладу, Душка и Боб все время ссорятся…
<...>
Настоящий художник показывает нам не события, а то, что между ними, промежуточные состояния духа. Что-то посередине. Что-то между смертью и жизнью, между мужчиной и женщиной. Мы всегда живем где-то посередине."

(Слова Стеллинга из интервью, взятого Д. Тасбулатовой у него аж в 2007 году)


Да, Стеллинг не хочет, чтобы его считали интеллектуалом. Но ничего не делает для этого! :))

+
А вот что кинокритикесса пишет, кстати, о Триере:
    "Триер принялся нахваливать то Гитлера, то Шпеера, заодно помянув, что, хотя «Израиль всех достаёт», евреи ему всё равно нравятся… Речь, вообще-то, была больше похожа на прилюдный бред, однако знающие люди полагают, будто всё это, как уже говорилось, рассчитано."
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35822
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Lars von Trier

Сообщение Тигра » 06 июн 2011, 23:35

Я продолжу расшифровывать бумажку, на которой чиркала, когда смотрела второй раз.

Имя дал Душке Боб. Дать имя — это почти создать, сотворить. Слово пришло к нему из фильма, который Боб только что посмотрел на фестивале. Этим именем он потом продолжает представлять его друзьям, только этим именем называет себя и сам Душка. Более того: когда Боб приезжает на поиски и показывает всем фото Душки, он опять называет его этим именем! Хотя ведь не может не знать, что если такой человек существует нормально, реально, то у него же какое-то другое, нормальное имя есть, под которым его знают знакомые на родине. Бессмысленно искать его под именем "Душка".

Придя из больницы, Боб осматривает комнату. Кроме прочего, камера опять демонстрирует ту же стену с теми же фотографиями, которые мы разглядывали под титры. Но вот интересно: на фото юного Боба теперь расколото стекло.

Что это за бутылки, явно принесённые Душкой, всё накапливаются и накапливаются в комнате Боба? И на них паутина.

Выгнанный Душка приходит с букетом цветов. И вот в кадре у нас на глазах цветы высыхают и увядшие лепестки падают на стол. Потом эти лепестки опять возникнут попозже.

Душка берёт чемодан и уходит окончательно. И только тут впервые Боб садится писать по-настоящему, работать. Работает долго. Нам показывают, как за окном сменяется время дня.
Мы видим Боба со спины, от дверей. Он сидит за компом и пишет. Потом кадр слегка сменяется и вдруг видим, что он продолжает точно так же работать, но комната теперь голая. В ней остался минимум мебели, совершенно пустые полки, никаких предметов. Опять смена кадра: светится монитор компа, но Боба уже нет перед ним. Исчез, истаял так же, как когда-то Душка за стеклом двери фестивального зала. Опять смена : теперь на столе те самые сухие лепестки от Душкиного букета.
Камера меняет точку зрения и показывает, как за окном экскаваторы разбирают остатки здания кинотеатра.

Когда девушка садится читать сценарий, перед ней страница с надписью "Эпилог". Какой-то текст (развёрнутые ремарки) по-голландски, потом по-английски последняя реплика персонажа по имени Боб: "Dushka. His name is Dushka".

Ну и ещё мелкое: ворон в деревне и три старухи в чёрном.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50645
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Lars von Trier

Сообщение mirage » 06 июн 2011, 23:47

БУМ, adada.

Тигра вообще отмела идею про рацио и эмоцио, голову и сердце.

После прочтения интервью я готова допустить, что изначально именно это было в основе фильма и весь сюжет выстраивался под эту основу. Отсюда и ощущение потерянности, покинутости Боба после исчезновения Душки. Эти поиски.

НО!

Видимо, впечатления от "Кинотавра", от лечения в нашей больничке, от паразитизма на чужом несчастье и т.п. оказались столь сильны, отвращение возникло столь неимоверное, что отпечаток лёг на всю картину. Образ Душки мутировал кардинально. И фильм кажется таким загадочным и интеллектуальным в том числе и потому, что присутствует явная нестыковка. Зачем, зачем Бобу кидаться на поиски этого таракана? Я никогда не поверю в то, что Душка - тихий медитативный паук, столь необходимый Бобу для обретения душевного равновесия, для спасения от одиночество, для полноценности. Это же сущая чума.

Что ж, после прочтения интервью могу сказать: во многом мы сами виноваты. Отвращение на пустом месте не возникает. Вот и Абрамович венецианцам залив загородил. Другой полюс, а знак тот же.

Как там фон Триер сказал? Pain in the ass?:)

P.S.
Абрамовича я вместе с Западом воспринимаю как русского.
Последний раз редактировалось mirage 06 июн 2011, 23:51, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Lars von Trier

Сообщение adada » 06 июн 2011, 23:49

    "Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер
    этот равно гениальный и безумный режиссер?
    Как свободно он монтирует различные куски
    ликованья и отчаянья, веселья и тоски!"
Тигра писал(а):И только тут впервые Боб садится писать по-настоящему, работать. Работает долго. Нам показывают, как за окном сменяется время дня.
Мы видим Боба со спины, от дверей. Он сидит за компом и пишет. Потом кадр слегка сменяется и вдруг видим, что он продолжает точно так же работать, но комната теперь голая. В ней остался минимум мебели, совершенно пустые полки, никаких предметов. Опять смена кадра: светится монитор компа, но Боба уже нет перед ним. Исчез, истаял так же, как когда-то Душка за стеклом двери фестивального зала. Опять смена : теперь на столе те самые сухие лепестки от Душкиного букета.
Камера меняет точку зрения и показывает, как за окном экскаваторы разбирают остатки здания кинотеатра.


Грустная сцена... По Левитанскому: сцена отчаяния и тоски...
Большинство остальных -- для ликования и веселья.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35822
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Lars von Trier

Сообщение Тигра » 06 июн 2011, 23:54

mirage писал(а):Тигра вообще отмела идею про рацио и эмоцио, голову и сердце.


Да. Ещё слушая обсуждение. Кто-то там тоже говорил про рацио и душу.
Ничего себе рацио! Сплошные фобии, растерянность, непонимание, жалкость, необъяснимые стремления. Он весь фильм прячется.

Если и рацио, то такое же неадекватное, как душа у Душки.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50645
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Lars von Trier

Сообщение Тигра » 06 июн 2011, 23:56

mirage писал(а):Зачем, зачем Бобу кидаться на поиски этого таракана? Я никогда не поверю в то, что Душка - тихий медитативный паук, столь необходимый Бобу для обретения душевного равновесия, для спасения от одиночество, для полноценности. Это же сущая чума.


С единственной целью: опять начать как-то существовать. Не потому что Душки ему не хватает, не потому что тяга у него к нему. Но только пока был Душка, был и Боб. Боб существует только тогда, когда его кто-то замечает.

Обратим внимание: он сам ни разу не подходит к девушке. Но когда она садится в его машину, замечает его — что-то начинает происходить.
И сцена, как его не замечают официантки в кафе.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50645
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Lars von Trier

Сообщение mirage » 06 июн 2011, 23:57

Если и рацио, то такое же неадекватное, как душа у Душки.


Таким образом, это фильм не столько о вечном, сколько об увечном.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Lars von Trier

Сообщение Тигра » 06 июн 2011, 23:59

А то увечное не вечно!

Ещё раз об отношении к русским: я ничего не знала о Стеллинге, о его прежних фильмах и тем более о его приключениях в России. И не нужно это знать для оценки фильма.
И мне нигде не показалось, что этот фильм хочет или даже собирался что-то сказать о России.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50645
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Lars von Trier

Сообщение mirage » 07 июн 2011, 00:06

Я не могу настолько абстрагироваться. Для меня Душка - архетип славянина по Стеллингу. Фестиваль фестивалей - архетип нашей культуры и т.д. Поэтому для меня было важно узнать, чем спровоцирована такая образность.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Lars von Trier

Сообщение adada » 07 июн 2011, 00:13

Одни едят свиное сало вместе с кожей. Другие ее срезают. Разве к искусству неприменим этот гастрономический плюрализм? Тем более что С. отрекается от интеллектуализма и оставляет его "сало" зрителю. :))
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35822
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Lars von Trier

Сообщение mirage » 07 июн 2011, 00:17

Сдаётся мне, он старая кокетка:).

И недаром все эти увядшие букеты:). Это не только время, но и Vanity. И Смерть, конечно. Сильно, видать, ему страшно было.
Последний раз редактировалось mirage 07 июн 2011, 00:21, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Lars von Trier

Сообщение Тигра » 07 июн 2011, 00:17

mirage писал(а):Я не могу настолько абстрагироваться. Для меня Душка - архетип славянина по Стеллингу. Фестиваль фестивалей - архетип нашей культуры и т.д. Поэтому для меня было важно узнать, чем спровоцирована такая образность.


Я совершенно не подхожу так. Само мне это в голову не приходит (если нет, по моему пониманию, специального подчёркивания, намерения), а вдумывать это тоже нет оснований.
Так же, как я не вижу критики именно Америки в "Догвилле", хотя действие происходит в Америке.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50645
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Lars von Trier

Сообщение Тигра » 07 июн 2011, 00:20

mirage писал(а):Сдаётся мне, он старая кокетка:).

И недаром все эти увядшие букеты:). Это не только время, но и Vanity.


Недаром он всё время фотографировался со знаменитостями. Он тогда жил, потому что его замечали. Фото на его стене — свидетельства того, что он когда существовал. Но — только благодаря тому, что тёрся о других! Опять пустота, дырка. И был — это важно! — вовсе не сценаристом или режиссёром, а репортёром.

Тут больше (страшнее, серьёзнее, трагичнее), чем vanity.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50645
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Lars von Trier

Сообщение Тигра » 07 июн 2011, 00:21

mirage писал(а):Я не могу настолько абстрагироваться. Для меня Душка - архетип славянина по Стеллингу.


Для меня и Боб — вовсе не архетип голландца.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50645
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Пред.След.

Вернуться в Трудности перевода

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1