...кто-то ощутил не очень приятный сквозняк и поежился, почувствовав чье-то присутствие.
И будешь ты, как шут, одет на вкус моей эпохи фрачной и сюртучной... К тебе на грудь я прянул через мрак.
Господа в чинах украшали фраки орденскими звездами и знаками отличия. Молодые люди, превыше всего ценившие собственный гений, ограничивались белой шелковой раздушенной бутоньеркой в петлице левого лацкана.
Тигра писал(а):Ну да: вампирская такая летучая мышь.
mirage писал(а):Тигра писал(а):Ну да: вампирская такая летучая мышь.
Не, не столько вампирская, сколько ангельская. Мы как-то это обсуждали, сейчас найду. Ночной ангел.
mirage писал(а):Ангел-демон. Я же и написала об этом тоже.
Но толчком к этому образу является летучая мышь.
Тигра писал(а):Прянет что-то без ясной формы, только отдалённо на что-то похожее. Скорее тень, чем что-то определяемое.
<...>
В стихотворении "Неродившемуся читателю”... мы наблюдаем, как сам Владимир Набоков парадоксальным образом повторяет судьбу Рипа Ван Винкля: сочетание таких строк как: “я здесь с тобой”, “я прянул через мрак”, “из прошлого” позволяет нам соотнести данную ситуацию к динамической схеме ухода в иное временное пространство и возвращение из него; с темой “потусторонности” связана строка: “К тебе на грудь я прянул через мрак”; так же как персона Рипа Ван Винкля в новелле, творчество автора стихотворения в нашей стране на долгие годы “забыто незаслуженно, но прочно”; как и Рип Ван Винкль, автор появляется в стихотворении “одетый на вкус его эпохи фрачной и сюртучной”.
Именно в “frock coat” (“сюртук”) одет Рип, когда появляется в деревне после двадцатилетнего сна, именно так одет “кряжистый старик” в рассказе Набокова “Забытый поэт”.
Итак, в результате проведённого анализа мы пришли к следующим выводам:1. Образ Рипа Ван Винкля и сюжет, с ним связанный, является одним из любимых у Владимира Набокова, так он соответствует его излюбленным темам “жизни как сон”, “потусторонности”, и темы “двойничества”, а также динамической схеме уход (исчезновение) – сон и нахождение в определённом метафизическом пространстве – пробуждение и возвращение во временной поток, которая лежит в основе новеллы В. Ирвинга.
2. Обращение к такому герою, как Рип Ван Винкль, - одному из достаточно известных в мировой литературе - необходимо Набокову, т.к. вызывает в сознании читателя комплекс соответствующих ассоциаций; это, в свою очередь, позволяет автору реализовывать максимум содержания при минимуме использованного текстового пространства, что лишний раз подтверждает тот факт, что аллюзии и реминисценции являются важнейшими средствами художественной выразительности, которые использует Набоков. Именно они обогащают эстетическое восприятие текста читателем.
3. В рамках игровой поэтики образ Рипа Ван Винкля необходим Набокову не только для того, чтобы рассуждать о вечном, демонстрировать свои этические и эстетические взгляды, но и мастерски закручивать сюжет, тем самым ведя игру с читателем.
(Щепетова Е.А., "Образ Рипа Ван Винкля в творчестве Владимира Набокова", 2010.)
adada писал(а):Вот потому и было предложено не анимировать образ, а полагать прядание на грудь более символическим, знаковым, не физическим прыжком метафизического существа, но актом приобщения читателя к «масонской» ложе поэта. А холодок — не следствием прилета и влёта, а ощущением читательского залета. ™)
Можно подумать?!ne znatok писал(а):Можно подумать...
Книга М. Эпштейна – это сборник эссе о поэзии. Она вряд ли будет полезна тем, кто хочет научиться понимать и анализировать стихи. Прочитав эту книгу, я пришел к выводу, что поэзия – это более или менее виртуозная игра словами. До этого я наивно думал, что истинные стихи пишутся слезами и кровью.
Вернуться в Литературный уголок
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22