Помня о бесконечном споре между живописью и скульптурой и об их перетекании друг в друга в эпоху кватроченто, я чувствую себя просто обязанной перед Микеланджело открыть эту тему:). Поэтому и начну именно с него, а не с "Медного всадника".
У Андрея Вознесенского есть стихотворение "Пиета" (из Микеланджело)
Сколько было тьмы непонимания,
чтоб ладонь прибитая Христа
протянула нам для умывания
пригоршни, полные стыда?
И опять на непроглядных водах
стоком оскверненного пруда
лилия хватается за воздух -
как ладонь прибитая Христа.
Одним из ключевых образов этого стиха является протянутая к нам ладонь Христа.
Она достаточно часто встречается на разных полотнах. Например, вот здесь:

Но вот самая ранняя и самая известная Пьета Микеланджело из собора св. Петра:

Фото не мое, я фотографировала с большего расстояния, детали не так хорошо видны, так что пришлось взять из инета.
Обращенной к нам ладони Христа нет.
Эту Пьету Микеланджело создавал будучи ещё очень молодым человеком, в 22 года, -- 1497-1498.
Надпись на экране: шли годы.

В конце сороковых он решает создать Пьету для своего собственного надгробия, в какой-то момент в сердцах разбивает уже почти готовую скульптуру.
О драматической судьбе этой работы подробно пишет Вазари:
http://www.mikelangelo.ru/txt/22pietanik.shtml
Вот она:

В чертах Никодима есть портретное сходство с самим Микеланджело, многие искусствоведы полагают, что это автопортрет.
Но главное -- ладонь наконец обращена к нам!
Раньше я над этой нарочитой вывернутостью не задумывалась. Теперь оценила в полной мере.
Спасибо Вознесенскому.