Человек принимается за сочинение стихотворения по разным соображениям:
чтоб завоевать сердце возлюбленной, чтоб выразить свое отношени к окружающей
его реальности, будь то пейзаж или государсво, чтоб запечатлеть душевное
состояние, в котором он в данный момент находится, чтоб оставить -- как он
думает в эту минуту -- след на земле. Он прибегает к этой форме -- к
стихотворению -- по соображениям, скорее всего, бессознательно-миметическим:
черный вертикальный сгусток слов посреди белого листа бумаги, видимо,
напоминает человеку о его собственном положении в мире, о пропорции
пространствак его телу. Но независимо от соображений, по которым он берется
за перо, и независимо от эффекта, производимого тем, что выходит из под его
пера, на его аудиторию, сколь бы велика или мала она ни была, -- немедленное
последствие этого предприятия -- ощущение вступления в прямой контакт с
языком, точнее -- ощущение немедленного впадения в зависимость от оного, от
всего, что на нем уже высказано, написано, осуществлено.
Зависимость эта -- абсолютная, деспотическая, но она же и раскрепощает.
Пишущий стихотворение, однако, пишет его не потому, что он рассчитывает
на посмертную славу, хотя он часто и надеется, что стихотворение его
переживет, пусть не надолго. Пишущий стихотворение пишет его потому, что
язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная
стихотворения, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой
оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше,
чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он расчитывал. Это и
есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее.
Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и
метод, которым пользовались библейские пророки -- посредством откровения.
Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу
всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три
даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему
стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, -- и
дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его
прежде всего потому, что стихотворение -- колоссальный ускоритель сознания,
мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в
состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от
этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя.
Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и
называется поэтом.
adada писал(а):Поэзия это банджи-джампинг внутрь себя, не требующий выхода наружу.
Эластичность обеспечивается ритмом и рифмой.
fililog писал(а): испытываешь сильные чувства или просто наслаждаешься ритмом и рифмой. Это как определенное воздействие на человеческие чувства. Сочетание слова и определенной мелодии стиха имеют более глубокое воздействие, чем проза.
"Напомним, что на ритмическую природу стихотворной строки влияет первичный ритм и горизонтальная метрическая инерция, что ритмическая тождественность или нетождественность клаузул ни в коей мере не является указанием на корреспондированность белых строк."
"На заключающий ударный слог стиха, расположенный в так называемой клаузуле (ряд слогов, начиная от последнего ударного слога строки), падает наиболее сильный во всей строке акцент и небольшое, но своеобразное повышение голосового тона, характерное именно и только для клаузулы (это повышение легко заметить, вслушиваясь в любое исполнение стихов). Поэтому, слушая даже те стихи, в которых нет ни размера, ни рифмы, как в тех же стихах Блока, мы сразу осознаем, что это стихи. В самом деле: почему бы, слушая чтение верлибра, не прийти к выводу, что исполняется обычная проза с присущими ей паузами между речевыми тактами и предложениями? Нет, каждый человек, знающий, что такое стихи, сразу отличит их от прозы. Это объясняется именно существованием особых, не свойственных прозе стиховых пауз и интонаций."
volopo писал(а):fililog писал(а): испытываешь сильные чувства или просто наслаждаешься ритмом и рифмой. Это как определенное воздействие на человеческие чувства. Сочетание слова и определенной мелодии стиха имеют более глубокое воздействие, чем проза.
А если подпрыгивать во время чтения, ритмично качать головой или туловищем - это ведь тоже будет определенным воздействием на человеческие чувства? Гораздо более глубокое воздействие, чем просто проза.
mirage писал(а):А то получается: а я, такая, ей и говорю.
Ненавижу это "такая" до зубовного скрежета. Но слышу все чаще в общественных местах.
Тигра писал(а):А я такая — пошёл бы ты сам знаешь куда! А он такой — не пойду.
mirage писал(а):Нет, просто просто просторечие. Как то же "на районе". ( выдох)
mirage » 11 ноя 2014, 00:08
Такое впечатление, adada, что Вы Белинского в школе не изучали:)
„Однажды я остался ночевать у Боткина“,— такъ разсказываетъ объ этомъ Бѣлинскій. Боткинъ завелъ съ гостемъ раз говоръ, неожиданно разоблачившій передъ Бѣлинскимъ дѣйствительное положеніе дѣла. „Послушай, Бѣлинскій, давно хотѣлъ я тебѣ сказать: Мишель <Бакунин> мнѣ сказывалъ, что ту любишь его сестру, но что, по не счастій), она тебя не любитъ: не это ли причина твоего безсилія перейти въ полную жизнь духа?“ „Я никогда не питалъ увѣрѳдности и въ то же время всегда ожидалъ отрицательной развязки",— увѣряетъ Бѣлинскій; „но, несмотря на то, слова Боткина болѣзненно потрясли меня“.
О практической пользе непрактического
borisakunin
11 октября, 13:01Вот, к примеру, поэзия. Казалось бы, совершенно бесполезная для серьезного человека вещь – если, конечно, не использовать ее в качестве рифмованной политпропаганды («Кто там шагает правой? Левой, левой!») или приглашения к спариванию («И прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен»).
adada писал(а): Прикалывается, что ли?!
Акунин писал(а):Ну вот, перечитал вслух, и всё встало на свои места.
Кому пригодятся - пользуйтесь на здоровье.
Вернуться в Литературный уголок
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35