Итак, мы остановились на том, что если специальность "чумработница" существовала до введения уголовной ответственности за тунеядство -- связи между этими вещами быть не могло. А если такая специальность официально появилась в последние годы -- она тем более никакого отношения к контртунеядству иметь не может. Грамота, ау! :)
А теперь двинемся далее.
По большому счету в районах Крайнего Севера издавна существовала профессия, специальность оленевода.
"Важное значение имеют школы подготовки колхозных кадров, имеющиеся во всех национальных округах. Такая школа в Ямало-Ненецком национальном округе организована в 1945 г. За первые 7 лет своего существования школа подготовила около 300 работников различных специальностей — председателей колхозов, оленеводов, звероводов."
("Народы Сибири. Этнографические очерки", 1956.)
А вот и выписка из ЕТКС:
§ 32. Оленевод 3-го разряда
Характеристика работ. Обслуживание членов оленеводческой бригады; приготовление пищи, ремонт одежды и обуви, поделка лыж с меховой подкладкой, съем шкур и разделка туш, заготовка топлива и льда, уборка жилого помещения, подготовка мобильного сборно-разборного жилья к передвижению, его установка и другие работы.
Должен знать: основы приготовления пищи; правила хранения продовольственных товаров и хозинвентаря; правила ремонта одежды и обуви, съема шкур и разделки туш; порядок ухода, разборки и установки используемых передвижных жилищ; способы заготовки льда и топлива.
(Вып. 70, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 19.07.1983 N 156/15-28.)
В быту же оленевода, оленеводку 3-го разряда именовали, естественно, чумработницей. И тунеядство, извиняюсь, снова ни при чем. :)
Кстати, 3-й разряд был введен специально для женщин, о чем говорит маленькая приписка, сделанная в разделе "Характеристика работ": "и другие работы".
В мужских высоких разрядах такой приписки нет!
+
Вообще-то оленеводки были все прошлые годы, в лучшем случае, колхозницами. А в этой области своя тарификация, не обязательно учитываемая наркоматом или министерством земледелия, позднее -- минсельхозом.
И вброшу подвернувшееся до кучи, чтоб уж покончить с этим. :)
Большой трудовой вклад в успехи бригады внесла и Галина Ивановна, верная спутница жизни Леонида, чумработница. Более 30 лет создавала она уют и поддерживала тепло в очаге для пастухов всей бригады: шила одежду, готовила пищу, стирала, работала по 10-12 часов в сутки, растила детей в кочевых условиях.
Мы создали государственное предприятие и всех оленеводов приняли на работу. Они у нас получают зарплату. Ее размер зависит от результатов труда и от занимаемой должности. Чумработница (это, как правило, жена или мать оленевода, которая ведет домашнее хозяйство) получает тысячу, а бригадир – три, и люди довольны.
И если мужчина - добытчик, то юных эвенок специально приглашенная пожилая чумработница - мастерица по выделке шкур и вышивке бисером - обучает этому сугубо женскому, исконно национальному ремеслу.
Следует отметить, что в истории Эвенкии, ее политическом, экономическом, культурном становлении и развитии яркий, незабываемый след оставили очень многие женщины. Это были учителя, врачи, библиотекари, чумработницы, ученые, партийные, комсомольские и советские работники.
Еще одна выпускница Минусинского культпросветучилища Ольга Ивановна Панкагир (Удыгир) много лет работала в Экондинской библиотеке, затем вышла замуж за оленевода Владимира Константиновича Удыгира, и все последующие годы трудилась уже чумработницей в оленеводческой бригаде совхоза «Экондинский».
Оленевод – трудная и опасная работа. Именно поэтому в округе принято решение о переводе всех оленеводов в штат с положенными выплатами заработной платы, премиями, пособиями и пенсией. И не только оленеводов, но и «огородников» – тех, кто устанавливает для стада изгороди, а также женщин потрясающе редкой профессии – чумработниц.
Средняя заработная плата оленевода – 7000 рублей в месяц, чумработницы – 5000 рублей.
Тамалдянгатын-да асилду, нунганнгитын, би туг дялдадем, хаватын гудёипчу гэрбитын – чумработница.