программа по русскому языку в школе

Изучаем русский язык в России и за рубежом

программа по русскому языку в школе

Сообщение fililog » 10 июл 2014, 11:07

Владимир Александрович Плунгян, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН:
«Бессмысленные, косноязычные, расплывчатые, противоречивые, устаревшие и просто неверные утверждения встречаются в учебниках русского языка на каждой странице... Лингвистам стыдно и больно это читать. Профессиональные языковеды в ужасе от всех этих классификаций предложений по цели высказывания, приставочно-суффиксальных способов словообразования, типов сочинительной и подчинительной связи и т. д., и т. п. Поверьте, это не имеет к современной науке о языке ни малейшего отношения. Это или бессмысленная чепуха, или давно устарело...»
http://postnauka.ru/talks/27840

Предлагаю новую ветку, может, кто-то захочет высказаться по поводу программы обучения. От себя хочу сказать, что сегодня приходят очень хорошие молодые ребята, но общий уровень образования низкий. Поговорить не о чем: они не читают и не знают того, что знали мы; мне не интересны современные творческие опусы. Старею?
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 10205
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: программа по русскому языку в школе

Сообщение Эмилия » 10 июл 2014, 12:03

А меня вот это поразило у Плунгяна:
Не знаю, утопия это или нет, но программу по русскому языку нужно кардинально менять, безжалостно избавляя ее прежде всего от этого псевдонаучного мусора. Русская орфография и пунктуация сложны, во многом традиционны, во многом иррациональны — это надо прямо сказать школьникам. И как можно меньше «теории». Чтобы грамотно писать, не нужно отличать сочинение от подчинения и управление от примыкания. Более того, современные ученые написали много убедительных и толстых книжек о том, что эти (и многие подобные им) понятия противоречивы, не могут быть точно определены и от них следует отказаться. А мы продолжаем ставить двойки на экзамене за незнание «теории».
'


Меня поражает, когда ученые, которые никогда не пробовали научить детей грамотно писать, сообщают, что надо все изменить и делать по-новому, по-современному. То есть прям классе в третьем сообщить детям, что русская орфография иррациональна. Конечно, мы получим креативное поколение, которое прям лет с 10 начнут читать умные книги современных ученых. Выяснят, что многое еще в русском языке противоречиво - и после этого интуитивно поймут, как грамотно и с соблюдением литературных норм писать....
Zyablik, у которой ребятки 100 по ЕГЭ получают, начнет их креативно учить. Даешь детям "слепой" текст - и предлагаешь пофантазировать, какие где буквы и знаки расставить....
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 10961
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 00:44

Re: программа по русскому языку в школе

Сообщение Хелена » 10 июл 2014, 12:10

Молчала-молчала насчет Института им. Виноградова, но теперь скажу: странные там сотрудники водятся.
Я, к примеру, по их справочному телефону столкнулась с сотрудницей, которая, похоже, не в курсе того, что написано в словаре Лопатина (про справочник Розенталя я вообще не говорю).

Ну и по поводу "не нужно отличать".
Отличать как раз надо. Можно не помнить их научные названия, это да. Но ведь как-то называть всё же придется?
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 43758
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: программа по русскому языку в школе

Сообщение Эмилия » 10 июл 2014, 12:53

Вчера виделась со знакомой американкой, которая преподает в США английский как иностранный разным беженцам. Выяснила заодно, что "как иностранный" нельзя - это неуважение. Она мне рассказывала, как они тайком вносят исправления - чтобы не обидеть учащихся, как нельзя предлагать грамматическую терминологию - чтобы не напугать. Она же рассказывала, как, получив поколение безграмотных собственных детей, в американских школах возвращаются к изучению традиционной грамматики. Может, ученым надо оставить в школу в покое и состредоточиться на студентах?
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 10961
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 00:44

Re: программа по русскому языку в школе

Сообщение Amadeo » 10 июл 2014, 13:01

Эмилия писал(а): Она же рассказывала, как, получив поколение безграмотных собственных детей, в американских школах возвращаются к изучению традиционной грамматики. Может, ученым надо оставить в школу в покое и состредоточиться на студентах?


Плюс очень-очень много. Я поражаюсь, почему наше поколение, воспитанное на "устаревшей" программе очень часто грамотнее нынешнего, которое учили "по-современной, улучшенной методике"?
Аватар пользователя
Amadeo
 
Сообщений: 5325
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 11:10
Откуда: Беларусь

Re: программа по русскому языку в школе

Сообщение Хелена » 10 июл 2014, 13:06

Amadeo писал(а):почему наше поколение, воспитанное на "устаревшей" программе очень часто грамотнее нынешнего, которое учили "по-современной, улучшенной методике"?

А вот про это zyablik Вам точно подробно сможет рассказать.
Главное - про количество часов на изучение.
В годы моего учительствования (конец 90-х), как я много раз говорила, программа проходилась в таком темпе: урок - тема, урок - тема.
На закрепление материала вообще не отводилось ни одного лишнего часа.
Причем в эту гонку надо было включать уроки по развитию речи - и исключать дни праздников (программа-то рассчитана на количество часов без учета праздников, дней здоровья, культурно-массовых мероприятий, на которые детишек снимают с уроков, и т. п.)

Не думаю, что сейчас дело обстоит лучше.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 43758
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: программа по русскому языку в школе

Сообщение Эмилия » 10 июл 2014, 15:09

Вот это еще чудесно:

Сама орфография и пунктуация — это лишь способ отражения языка на письме; письмо придумали как машину времени для передачи информации тем, кого нет сейчас рядом, или для отправки в будущее. Понятный пример — вы и зеркало: если зеркало грязное или кривое, то ваше изображение страдает и передается плохо. Язык благополучно живет без орфографии и пунктуации.


Вообще письмо придумали для записи, сохранения и передачи в первую очередь сакральных текстов. Отношение к письменному тексту как к святыне свойственно всем народам и культурам. Оказывается, этому учить не надо, а надо просто учить воспринимать разные тексты - сиюминутные, по-видимому....
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 10961
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 00:44

Re: программа по русскому языку в школе

Сообщение Хелена » 10 июл 2014, 15:27

Хм... логическая неувязочка получается:

если зеркало грязное или кривое, то ваше изображение страдает и передается плохо.

и
Язык благополучно живет без орфографии и пунктуации.


Зеркало-то будет слегка кривоватым. Или не слегка... Или вообще полностью мутным.
Нам всё равно? Пусть потомки бьются над тем, что мы для них нашифровали? Ладно бы еще в шифре была какая-то система. А то кто во что горазд шифровать начнет.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 43758
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: программа по русскому языку в школе

Сообщение Эмилия » 10 июл 2014, 16:43

На самом деле, речь идет не только о программе по русскому в школе. Лингвисты, абсолютно оторванные от школы, а во многих случаях и от студентов - не все преподают в вузах, особенно на младших курсах, предлагают полностью изменить концепцию преподавания русского языка, а далее и его восприятия в обществе.Это надо бы в Вече - это как раз та серьезная языковая тема, от отсутствия которых страдает Марго. И она намного более серьезная, чем вопрос о слитном или раздельном написании конкретного слова.
Сейчас обучение русскому подчинено задачам постановки грамотной письменной речи и умению выполнять грамматические разборы - понимать строение языка пусть не на современном научном уровне, а на том, что прошло проверку временем. Это позволяет построить методику преподавания иностранных языков. Проводя аналогии, преподаватели в школе показывают: языки имеют общие элементы, а имеют существенные различия.
Нам предлагают убрать "правила" из школьной программы, объяснять, что не существует единых абсолютных универсалий, а все условно. Главное - научиться "понимать" текст, а способы его внешнего оформления могут быть разными. Предлог: якобы типы подчинения никогда им будут не нужны. А мне, например, синус и косинус никогда не пригодился. Убираем? В природоведение в первом классе вводим бозон Хиггса - это научно, а круговорот воды в природе, например, полная схоластика и наука прошлого.
Самое ужасное - верно подобрано время. Плохие результаты по ЕГЭ позволяют говорить, что все надо менять. Единый учебник по русскому можно дать написать группе вот этих лингвистов (кстати, у Шмелева он есть, вот ему и разрешат внести новации), ВСЕ достижения русистики прошлых лет и даже десятилетий будут уничтожены. Кстати, не актуальны станут и словари "прошлого" - можно будет получать гранты под новые....

Ох... Серьезно это очень...
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 10961
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 00:44

Re: программа по русскому языку в школе

Сообщение zyablik » 12 июл 2014, 01:30

Плохие результаты ЕГЭ... В моем учебном заведении почти 50 % учащихся набрали по русскому языку больше 90 баллов. А выпускников около сотни.
Кстати, Эмилия, интересно, какой средний балл по русскому в Московской области? Есть данные?

А ужос уже к нас приближается - в виде ФГОСов. В этом году нас еще удалось отбиться, а в следующем новые 5-е классы уже должны учиться по новым ФГОСам. Помню, как после долгого и нудного доклада о ФГОСах мы попросили учительницу начальных классов сказать нам в двух словах, в чем главное отличие. И она в сердцах сказала: "Теперь главное - не существительное от глагола отличать. Главное, чтобы ребенок в тапочках зимой на улицу не выходил".
А новшества в обучении сводятся в основном к написанию длинных и сложных конспектов урока (обязательных!).

А тут еще и эти...

Теоретики, руки прочь от школы!
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 4720
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: программа по русскому языку в школе

Сообщение maggie » 12 июл 2014, 04:15

zyablik писал(а):Помню, как после долгого и нудного доклада о ФГОСах мы попросили учительницу начальных классов сказать нам в двух словах, в чем главное отличие.

Мне тоже стало интересно, в чём отличие. Нашла ответ на сайте небольшой школы Ачинского р-на Красноярского края.
Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также... периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. При этом дети с 7 лет должны понимать, что эти источники информации могут нанести вред его морально-психологическому состоянию.

В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Кроме того, будут учитываться личностные результаты. К ним. прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение.

Еще одна особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь их число расширено. С момента поступления ребенка в школу должен заключаться трехсторонний договор между родителями, директором учреждения и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Так, например, родители обязаны обеспечить посещение ребенком уроков, выполнение домашнего задания, сообщать о причинах отсутствия ребенка на занятиях, посещать родительские собрания. У школы больше обязанностей, и главная - предоставить ученикам бесплатное качественное образование. Муниципалитет берет на себя содержание школы, а также содействует родителям и учащимся в получении образования в необходимой форме
.

http://salir.ucoz.ru/load/chto_takoe_fgos/48-1-0-95

Не стану на ночь глядя комментировать... Утро вечера мудренее. :)
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 21735
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: программа по русскому языку в школе

Сообщение Хелена » 12 июл 2014, 07:43

zyablik писал(а):А новшества в обучении сводятся в основном к написанию длинных и сложных конспектов урока (обязательных!).

Не поняла... конспекты писать должен кто?
Учитель? Так поурочное планирование никто не отменял вроде как. А каждое слово предварительно не запишешь. Урок - не доклад (да еще и у плохого докладчика). Урок - живой организм... Лучший учитель - тот, кто способен к импровизации, способен и имеет смелость резко изменить ход урока в соответствии со сложившейся ситуацией. Порушить собственные планы ради достижения большей пользы для детей. (Что-то меня занесло в область прописных истин). :)

Или это дети должны теперь подробно конспектировать?
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 43758
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: программа по русскому языку в школе

Сообщение zyablik » 13 июл 2014, 00:53

Хелена, видели бы Вы это поурочное планирование по новым стандартам... Я бы выложила посмотреть, да не знаю как.
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 4720
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: программа по русскому языку в школе

Сообщение Хелена » 13 июл 2014, 10:04

zyablik писал(а):Я бы выложила посмотреть, да не знаю как.

Скриншот страницы, в JPG (хотя бы в Paint, который в стандартных программах), а потом - как обычное фото.
А мне бы очень интересно было посмотреть - хотя бы как бывшему председателю методобъединения.
Да и вообще: считаю годы, проведенные в учительствовании, самым лучшим и полезным из того, что сделала в жизни.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 43758
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия


Вернуться в Класс

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4