Страница 1 из 3

Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 11:17
sara-olga
Моя первоклашка доложила, что она запомнила из рассказа учителя о Пушкине. Нет, что это поэт, написавший известные ей сказки, она знала, но биографию я ей как-то не рассказывала. Передаю близко к тексту: жил такой поэт, воспитывала его няня, он был против царя и в своих стихах призывал его свергнуть, за это его отправляли в ссылки (что такое ссылка, поняла смутно, просила меня объяснить), в которые он ездил с няней. Потом царь нанял специального человека, который вызвал Пушкина на дуэль и убил.
Я не утверждаю, что на уроке было рассказано именно это, но это засело в голове у ребенка! Как-то мне не по себе стало.

Неужели это по программе настолько все на политику завязано?

Учительница, кстати, у нас хорошая.
Пришлось поднапрячь память и выдать свой взгляд на жизнь и творчество Солнца нашей поэзии.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 11:27
Хелена
Я теперь поняла, как и когда в детей это закладывают:

из сочинения выпускника:
Самым первым другом можно назвать няню Арину Родионовну, которая сопровождала его всю жизнь.

Или вообще с олимпиады по литературе:
Это стихотворение Пушкина рассказывает о жизни Пушкина на каторге и о том, как он туда попал.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 12:34
mirage
Няня (народ, т.с.), конечно, на Пушкина влияла, но и про лицей забывать, думаю, не стоит. На одной няне Пушкин далеко бы не уехал. И вряд ли няня учила его французскому, который он знал в совершенстве, за что и кличку получил, и знал он его в совершенстве еще до всякого лицея, так что няня няней, а гувернеры гувернерами.

К сожалению, эти рассказки учителей в начальной школе о поэтах и писателях сильно напоминают пародии Хармса. Можно подумать, что дети дебилы, только про няню им и близко.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 12:38
Хелена
И все забывают как-то о влиянии бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал.

Вот лежащее, можно сказать, на поверхности:
На протяжении 1805-1810 гг. лето Александр Пушкин, как правило, проводил у Марии Алексеевны Ганнибал, бабушки по линии матери, в с. Захарово (Подмосковье). Именно эта женщина стала первым человеком, благодаря которому у Пушкина появилась любовь к родному языку, ведь родители общались с детьми на французском, гувернанты поддерживали эту традицию.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 12:41
mirage
Гувернанты?

Надо бы им исправить.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 12:58
Хелена
Да, надо бы. Смешно. Но искать более полную и грамотную информацию сейчас времени нет.

В этой вообще язык смешной. Явно не М. А. Ганнибал ему учила.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 12:59
Тигра
Гувернанты и гувернёрки.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 13:00
Хелена
...гувернэрки.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 13:02
Хелена
mirage писал(а):эти рассказки учителей в начальной школе о поэтах и писателях сильно напоминают пародии Хармса.

Только сейчас обратила внимание, как забавно у тебя получилось.
Так потому и пародии, что есть что пародировать. :)

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 13:07
mirage
Про французский я вспомнила не просто так, в библиотеке Пушкина "Сказки Альгамбры" Ирвинга точно есть именно на французском (двухтомное издание, страницы разрезаны), и хотя в библиотеке Пушкина всего 7 книг Ирвинга и сам Пушкин его печатал в своей "Литературной газете", я думаю, что впервые он его прочел именно на французском, а не на английском. И уж "Золотым петушком" мы обязаны точно не няне, а Ирвингу.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 13:08
mirage
Хелена, ну да, я как раз об этом.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 13:11
Хелена
Н.Э. Гейнце писал(а):воспитал и образовал ее при помощи лучших гувернантов и учителей.


grumant писал(а): (1898)

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 13:13
mirage
Слог ужасен, вряд ли сойдет за образец.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 13:17
mirage
С 1888 года Гейнце становится главным редактором газеты «Свет»[2]. Его работоспособность потрясала современников, создавались легенды, что он имел штат литературных «негров», но скорее — всё это шло из одержимости писать. В газету присылались не выдуманные, созданные самой жизнью истории, в виде записок и дневников. Некоторые из них под пером Н. Гейнце становились романами и печатались тут же на страницах «Света». Так, основой популярного тогда романа «Герой конца века» (1896) и его продолжения «Современный Самозванец» (1898) стали записки известного международного авантюриста Н. Г. Савина, которые он подарил сопровождавшему его по Сибири конвойному офицеру, и от того они через третьи руки поступили в собственность газеты. В основу драмы «Жертва житейского моря» (1892) был положен рассказ московской гимназистки, погибшей в волнах этого «моря».
В 1891 году Гейнце опубликовал свой первый исторический роман «Малюта Скуратов». Следующий свой роман, «Аракчеев» (1893), он посвящает «Малюте Скуратову» царствования Александра I. Левая пресса не могла простить писателю, что традиционно ненавистного А. А. Аракчеева, вошедшего в русскую историю как символ: «преданный без лести грошовый солдат», создатель военных поселений, — он показал фигурой страдательной, извергом, но несчастным.
Один за другим выходят огромными тиражами следующие его романы: «Князь Тавриды» (1895) — о Потёмкине, «Коронованный рыцарь» (1895) — о Павле I, «Генералиссимус Суворов» (1896), «Первый русский самодержец» — об объединителе земли Русской Иване III, той же эпохе посвящены романы «Судные дни Великого Новгорода» (1897) и «Новгородская вольница» (1895) — о присоединении Новгорода к Москве; роман «Ермак Тимофеевич» (1900) возвращал к событиям царствования Ивана Грозного. Историческими их можно назвать с большой натяжкой, условно — из-за имён героев и исторических дат. Как историк, Гейнце всегда прибегал к компиляции, как романист — наполнял романы безудержным вымыслом, не имеющим ничего общего с исторической правдой, как художник был ничто (по собственному признанию).
За свою сравнительно недолгую жизнь он издал более сорока романов и повестей, вышедших только отдельными изданиями.
В 1899 году Гейнце стал сотрудником «Петербургской газеты»; в качестве военного корреспондента участвовал в русско-японской войне — издал книгу очерков «В действующей армии» (1904, 1907). Кроме того, в эти последние тринадцать лет работы в «Петербургской газете», им было написано семь книг прозы.
Гейнце написал также несколько пьес, вызвавших нападки критики, но имевших успех у зрителя. Критики недоумевали, за что же любят произведения Гейнце, рассматривали его творчество как «умственную пищу для неискушенного читателя», вероятно, недооценивая масштабы возросшего с уровнем грамотности спроса на лёгкое чтение.


Это такая Дарья Донцова того времени. Слово "гувернант", конечно, можно образовать и понять, но оно по сути своей бредовое;)

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 13:18
Хелена
mirage писал(а):Слог ужасен, вряд ли сойдет за образец.

У этого Гейнце? (А кстати, кто таков?)

Но он писал в конце позапрошлого века. Стиль соответствует. Не Пушкин чай.

О! А ты уже и ответила - про Донцову.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 13:22
mirage
Да и в позапрошлом веке не было этого слова, разве что у Гейнце со товарищи:)

Были слова гувернер и гувернантка. Остальное от лукавого или неграмотности.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 14:27
mirage
grumANT, я понимаю, что Вам обидно за собственный суффикс, но первичен в данном случае был суффикс -ер.

Бывает, что в языке приживаются два суффикса: офицер--официант, но и значения, согласитесь, у слов разные.

Да, есть понятие "языковой вкус эпохи", сейчас Ваш суффикс, возможно, моднее и активнее, но это не повод переименовывать режиссера в режиссанта, а гувернера в гувернанта.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 16:57
maggie
grumant, спасибо за ссылку. :)

Учитель в статье пишет:
Сто лет назад одна четырехлетняя девочка, спросив у матери: “Мама, что такое Наполеон?”, в ответ услышала гневное: “Как, ты не знаешь, что такое Наполеон?.. Да ведь это же – в воздухе носится!”. Этой девочкой была Марина Цветаева. Смею уверить, что сегодня даже в самых наинтеллигентнейших семьях вы ничего такого не услышите. Сегодня в воздухе уже ничего не носится. Ни Наполеона, ни Пушкина. Культурная лакуна рождает непонимание, а из непонимания произрастают все остальные наши беды.

В программном блоке "Пушкин" у нас тут предполагаются, наряду с проектами, письменные и устные рефераты по разным пушкинским темам, но много и других, более креативных форм учебной работы. Ежегодно у меня были учащиеся, которые сами, по своей инициативе, по своему желанию выбирали какую-нибудь "пушкинскую" тему для устного реферата или РР презентации.

То, как и о чём рассказывают дети, иногда не только поражает - шокирует. Особенно когда начинаются вопросы одноклассников. Они такооое отвечают спонтанно, как результат "ихнего" понимания той или иной реалии пушкинского времени. С каждым годом каждому новому ученику становится всё труднее читать и понимать русских классиков. Да и не только русских. Думаю, будет наблюдаться всё бОльший спрос на адаптированную, с обилием примечаний и объяснений классическую литературу. Возможно, скоро студенты поинтересуются, нет ли уже специальных app-ов, созданных с целью помочь читать и понимать классику вообще. :)

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 17:59
mirage
Оторванный от метрополии Герцен :)

Я с Учителем не согласна. В той среде, из которой была Цветаева, как носилось, так и носится.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 18:02
mirage
И Пушкина народ знает получше, чем в нулевые XX века.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 18:22
maggie
mirage писал(а):И Пушкина народ знает получше, чем в нулевые XX века.

Возможно.
Но в статье учителя речь идёт о детях. Об учащихся 5 класса:
... “Что я знаю о Пушкине?”... Я предложила такое сочинение трем пятым классам одной московской школы. Два класса условно назовем гимназическими, а один – общеобразовательным. Разницы, впрочем, большой я не увидела...

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 18:30
Хелена
Я не вижу трагедии в таком, к примеру, ответе на вопрос (без предварительной подготовки) от пятиклассницы:

Пушкин родился в городе Москве. Он родился в 1799 году и умер в 1837 году. Он родился в мае, 26-го. И он жил очень сложно. Он учился в Лицее. Потом его отправили в ссылку. И он ходил на дуэли, но в то время нельзя было ходить на дуэли. Сперва он стрелял вишневыми косточками. И вдруг его вызвали на дуэль. Эта дуэль была между жизнью и смертью. И на этой дуэли его убили.

"Косточки", конечно, забавно. Но остальное... что неверно?

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 19:19
Хелена
И что? Этого кто-то на форуме не знает?

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 19:28
Эмилия
grumant писал(а):Кстати говоря, гувернанток еще называли гувернантами (ед.ч., ж.р. - гувернанта) :
А. И. Герцен. Былое и думы. Часть третья. Владимир-на-Клязьме (1853-1856)
Русские гувернанты у нас нипочем, по крайней мере так еще было в тридцатых годах, а между тем при всех недостатках они все же лучше большинства француженок из Швейцарии, бессрочноотпускных лореток и отставных актрис, которые с отчаянья бросаются на воспитание как на последнее средство доставать насущный хлеб, ― средство, для которого не нужно ни таланта, ни молодости, ничего ― кроме произношения «гррра» и манер dune dame de comptoir, которые часто у нас по провинциям принимаются за «хорошие» манеры.


И там же еще русская по сути своей фраза:

К числу прежних гувернант принадлежала француженка, гащивавшая у княгини. [А. И. Герцен. Былое и думы. Часть третья. Владимир-на-Клязьме (1853-1856)]

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 19:56
mirage
Тьфу ты, я-то поленилась пойти по ссылке после сентенции про Цветаеву, только расстроилась, что Алексей Учитель такую чушь написал, почему-то решила, что его цитируют. Ну, слава Богу, что это не он. Королев, кстати, город специфический, там не гуманитарии процветают, а технари. И с высшей математикой там у многих так, что дай Бог каждому.

Опять же, дай Бог, чтобы большинство деток 4 класса ЦПШ закончили в начале двадцатого века, так что как ни крути -- полная ахинея.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 20:03
mirage
Тут надо не или, а и. Важно все. И вопрос Ваш странен. Неужто Вы полагаете, что могут быть варианты ответов? При том, что поэма гениальная? Но уж коль скоро автор известен, то почему бы не узнать о нем немного?

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 20:08
mirage
grumant, Ваша ссылка из словаря интересна, но она против Вас же и работает.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 20:34
mirage
Прочла статью целиком. Если лапидарно: автор -- дурак.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 21:55
Тигра
Хелена писал(а):"Косточки", конечно, забавно. Но остальное... что неверно?

Если и верно, то бедно до безобразия.
А уж с косточками и вообще полный атас.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 22:27
Хелена
Увы, бедно. Но не трагично.
Задача учителя как раз в том, чтобы они к 11 классу так же не отвечали. Тогда будет трагично.
Но, кстати, они и с этим как-то живут. Зачастую лучше своих учителей. И не страдают.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 22:54
mirage
Тигра, сейчас другая система (1-4-в школу идут с шести лет, 1-3, в школу идут с семи), пятый класс фактически соответствует нашему четвертому, если учесть, что проверочную эту могли дать в сентябре после каникул, то это вообще хорошо отдохнувшие третьеклашки получатся. Я посмотрела, чему их там учат по учебнику в третьем классе, ага, в основном про няню + стихи. Про то, что упор делается в основном на няню, мы уже здесь высказались, это печально, но как раз эти дети написали много еще чего интересного, для них Пушкин живой, это главное. Обрати внимание, насколько идиотски была сформулирована сама тема: "Что ты знаешь о Пушкине?" У детей после третьего класса еще нет навыка писать биографические справки, они только-только научились писать изложения. И на уроках они как раз в основном обсуждали стихи, а не саму личность поэта, поэтому и растерялись, написали наиболее запомнившееся. Более того, приводятся отрывки из работ, я уверена, что дети и о стихах, и о сказках писали. Не люблю я такие статьи. Люто.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 22:58
mirage
Кажется, что о Пушкине наши ученики знают все. Или почти все. После всего, что мы им так долго вбивали в головы о жизни (и, конечно же, творчестве) первого поэта России, они просто обязаны знать о нем все. Или почти все.

В том, что это не более чем педагогический миф, любой словесник может убедиться сам, проведя вдруг, без предупреждения, небольшую классную работу на тему “Что я знаю о Пушкине?”. Проводить ее можно в любом классе, до или после “прохождения” Пушкина, “в связи с Пушкиным” или без него – не имеет значения. Тем интереснее потом будет сравнить результаты.

Я предложила такое сочинение трем пятым классам одной московской школы. Два класса условно назовем гимназическими, а один – общеобразовательным. Разницы, впрочем, большой я не увидела. Правда, накануне один из гимназических классов ездил на экскурсию “по Пушкину”, и отголоски этого приобщения к культуре можно усмотреть в виде упоминаний о балах, костюмах и карточных зеленых столах. Но не более того.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 23:12
Тигра
mirage писал(а):Тигра, сейчас другая система (1-4-в школу идут с шести лет, 1-3, в школу идут с семи), пятый класс фактически соответствует нашему четвертому, если учесть, что проверочную эту могли дать в сентябре после каникул, то это вообще хорошо отдохнувшие третьеклашки получатся.

Да, согласна. Я думала об одиннадцатилетних.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 23:14
mirage
Особенно хорошо сочетаются первый абзац -- "мы им так долго вбивали в головы о жизни (и, конечно же, творчестве) первого поэта России, они просто обязаны знать о нем все. Или почти все", и третий: "я предложила такое сочинение трем пятым классам". Автор детей ненавидит, и вся его любовь к Пушкину этого не оправдывает.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 23:28
ne znatok
mirage писал(а):Не люблю я такие статьи. Люто.

Согласна абсолютно. И как учитель, и как родитель хорошо себе представляю, на что способны дети - и не только дети - если вот их так сходу начать спрашивать на абсолютно любую учебную тему. Да, на 30 человек найдется один, который внятно расскажет. По себе знаю - не в своей области (понимаемой широко и как область профессиональной деятельности, и как область личных интересов) - вот так сходу могу связно рассказать что-то дельное только из того, что в меня вдалбливали и вдалбливали неоднократно, много-много раз, например: краткий курс истории КПСС. Ведь если посчитать - совершенно одно и то же, практически теми же словами я "проходила", наверное, как минимум раз десять в своей жизни - по нескольку раз в школе, в училище, вузе, причем каждый раз с самого, тсз, начала, а после каждого такого прохождения сдавались зачеты, потом экзамены, а иногда и госэкзамены...

Помню даты, фамилии, формулировки... подозреваю, это останется со мной уже навсегда.: (

Да эта девочка просто молодец.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 23:29
Тигра
Вот это мне очень понравилось, всерьёз:
“Гадалка предсказала Пушкину, что он будет убит на дуэли высоким блондином. Мне неизвестно, какого роста был Дантес и какого он был цвета. И я не знаю, можно ли считать слова гадалки сбывшимися”.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 23:40
ne znatok
Смею уверить, что сегодня даже в самых наинтеллигентнейших семьях вы ничего такого не услышите.

Семья Цветаевой - совершенно уникальная семья, какой смысл приводить ее в пример?

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 22 янв 2014, 23:52
Тигра
Да уж.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 23 янв 2014, 02:47
maggie
mirage писал(а):... автор -- дурак.

mirage писал(а):... идиотски была сформулирована сама тема

mirage писал(а):Автор детей ненавидит

mirage писал(а):Не люблю я такие статьи. Люто.

Лихо! :)

Я не думаю, что автор ненавидит детей. Да и тема вполне "нормальная". Вполне можно поинтересоваться у ученика 5 класса на уроке, что он знает о Пушкине. И вполне можно обратиться к этому ученику с тем же вопросом, попросив его ответить письменно. Не вижу в этом никакого "идиотства". Но это моё, конечно, мнение. Понимаю, что могут быть и другие, включая диаметрально противоположные.

Ах, да, к самой статье я не испытываю никаких особенных чувств - ни любви, ни ненависти. Это просто для меня рассказ учителя. С примерами, выдержками из того, как и о чём написали ученики в работе на заданную тему. То, как она эти ответы интерпретирует, соврешенно не говорит мне о том, что она детей ненавидит. Она, скорее, задумывается о том, что и как читают и как понимают прочитанное её ученики. Как они понимают Пушкина. За что его любят. Да, она, возможно категорична, когда пишет о том, на что надо наложить запрет и чего не касаться. Но у неё, видимо, наболело. И ей не всё равно, потому она и пишет. Можно не соглашаться с её доводами, с субъективностью и некоторой однобокостью её подборок ответов. Но... ненависти я в её словах не почувствовала.

Re: Пушкин в школе

СообщениеДобавлено: 23 янв 2014, 02:54
maggie
О! выудила сетью одно сочинение пятиклассницы о Пушкине. Наверное, оно из разряда "образцово-показательных"... Не знаю. :)

Всем русским людям знакомо имя А.С.Пушкина, великого поэта. Среди книг поэта самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени. Я с удовольствием читаю сказки А.С.Пушкина: "Сказку о Золотом Петушке", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Со сказками Пушкина я знакома с детства, мама перед сном всегда их читала. Пушкин писал сказки о русском народе, выразив в них свои идеалы, представления о жизни. Сказки поэта близки к русским народным сказкам. Это обусловлено глубоким интересом Пушкина к русскому фольклору и живому народному языку.

Произведения Пушкина могут читать все - от ребенка до старика. Пушкин писал для всех возрастов. Когда читаешь произведения Пушкина, то попадаешь в удивительный мир и вместе с героями сомневаешься, страдаешь, любишь. Восхищают меня в поэзии Пушкина стихи о природе. Пушкин так образно и тонко пишет о природе, что живо и ярко встают перед глазами картины природы. Мои любимые стихи о природе – "Зимний вечер", "Зимнее утро", "Туча".
Живописная картина природной стихии раскрывается Пушкиным в стихотворении «Туча»:

…Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.


Мне кажется, что А.С.Пушкин является гениальным поэтом. Поэтому его творчество интересно не только русскому народу.

http://lyceum1.perm.ru/doc/pushkin-4.pdf