Даёшь единые учебники!

Изучаем русский язык в России и за рубежом

Даёшь единые учебники!

Сообщение maggie » 18 май 2013, 16:21

"Единая Россия" выступает за разработку базовых учебников по всем предметам, а не только по истории
18 мая 2013 | 15:31
По мнению координатора патриотической платформы партии Ирины Яровой, совершенно лукавым является рассуждение о том, что якобы вариативность учебников обеспечивает качество образования. По ее словам, "дети, живущие в одном дворе, но обучающиеся в разных школах, могут иметь учебники совсем про разное. Следовательно, у них не будет общего образовательного и культурного пространства, - а это главный конституционный принцип", - считает Яровая.

Правильно! Так держать!...

Теперь, после единой школьной формы, необходимы ещё и единые учебники по всем предметам. Чтобы дети не только одинаково выглядели, но и одинаково думали. Особенно, когда они живут в одном дворе... :)

А ещё надо проследить, чтобы они в одном магазине закупались, а то, не приведи господь, вдруг они разную пищу едят и разные напитки пьют. Надо, чтобы не только духовно, но и материально инкубаторскими были.

И всё почему? Потому что это, оказывается, и есть главный конституционный принцип.По крайней мере, так его понимает представитель древнейшей профессии в её применении к политике... :)
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 21735
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Даёшь...

Сообщение adada » 18 май 2013, 17:51

Яровая, по-видимому, провинциальная экстремистка, призванная дать бой экстремистам столичным. Ни к тем, ни к другим лучше не прислушиваться, а внимать внутреннему голосу и здравому смыслу. Которые нашептывают, что базовое школьное образование обязано быть достаточно унифицированным и что если прикрыть расплодившиеся ложные и ложно имитирующие научный подход школьные учебники, это пойдет детям и обществу на пользу. Конкретным детям и конкретному обществу, это следует подчеркнуть.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39093
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение maggie » 19 май 2013, 05:05

adada писал(а):... базовое школьное образование обязано быть достаточно унифицированным...

Возможно, провинциальная прокурорша Яровая провела значительную часть своей жизни в унифицированном дворе, где её окружали унифицированные дети, думающие унифицированно.

Сегодня она живёт в Москве и видит, что дворы бывают разные и обитатели их живут, учатся, работают, думают, в конце концов, по-разному, дивер-... тсз... -сифицированно. :)
Более того, многие дети из таких дворов посещают не только разные, далеко не унифицированные школы, но ещё и разные диверсифицированные страны. И яровым, прости господи, делать из этих детей гороховые зёрна уже поздновато...

Нас выращивали денно,
Мы гороховые зерна.
Нас теперь собрали вместе,
Можно брать и можно есть.
Но знайте и запоминайте,
Мы ребята не зазнайки.
Нас растят и нас же сушат
Для того, чтоб только кушать.
Нас выращивают смены
Для того, чтоб бить об стену.
Вас обваривали в супе,
Съели вас - теперь вы трупы.
Кто сказал, что бесполезно
Биться головой об стену?
Хлоп - на лоб глаза полезли,
Лоб становится кременным.
Зерна отольются в пули,
Пули отольются в гири.
Таким ударным инструментом
Мы пробьем все стены в мире.
Нас теперь не сваришь в каше,
Сталью стали мышцы наши.
Тренируйся лбом об стену,
Вырастим крутую смену.
Обращайтесь гири в камни,
Камни обращайтесь в стены.
Стены ограждают поле,
В поле зреет урожай.
Здесь выращивают денно,
А гороховые зерна
Собирают зерна вместе,
Можно брать и можно есть их.
Хвать - летит над полем семя.
Здравствуй, нынешнее племя.
Хлоп - стучит горох об стену,
Оп - мы вырастили смену.
Зерна отольются в пули,
Пули отольются в гири.
Таким ударным инструментом
Мы пробьем все стены в мире.
Обращайтесь гири в камни,
Камни обращайтесь в стены.
Стены ограждают поле,
В поле зреет урожай
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 21735
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение Хелена » 19 май 2013, 08:33

Яровая распустилась ровно настолько, насколько ей позволили или даже простимулировали распуститься.
Один окрик - и мы о ней снова перестанем слышать.

Раньше идеи обкатывались преимущественно на одном Жириновском, потом пошли в ход менее яркие личности, теперь вот она.
Но в отличие от Вольфыча, как только ее заткнут, никто и ее имени не вспомнит.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 43790
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение Элси Р. » 19 май 2013, 08:53

А вообще-то "Единый учебник по русскому языку" лучше, чем туча их с прямо противоположными друг другу рекомендациями.

Хотя бы всех будут учить одному и тому же.
Элси! Элси Ринген! Смешать, но не взвешивать!
Аватар пользователя
Элси Р.
 
Сообщений: 14025
Зарегистрирован:
09 дек 2010, 21:24

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение adada » 19 май 2013, 11:38

Ададское выражение "базовое школьное образование обязано быть достаточно унифицированным" высосано не из пальца и уж тем более не из пальца камчадальского или московского. Оно следует из юридически правильно понятой нормы российской Конституции, ст.43: "Основное общее образование обязательно."

В других странах такой нормы может и не быть -- но для того и существуют разные страны и государства, чтобы способствовать социальному разнообразию, продолжающему разнообразие биологическое, не правда ли! :)

Эта норма носит двусторонний характер, не только государство обязуется предоставить каждому своему (иностранцев это не касается) гражданину определенное основное образование, но и каждый гражданин обязуется принять определенную и общую для всех сограждан совокупность знаний. В большой стране с множеством разнообразных и по-своему свободных людей содержание базового пакета знания может, разумеется, несколько отличаться от региона к региону и от одного временного периода к другому. Но в основном оно должно быть в рамках государства единым, иначе профанируется сама норма Конституции.

И лично для меня очевидно, что одним из приоритетов набора прививаемых гражданам знаний является способствование интегрированности граждан именно в национальную общность людей, а не в интернациональную. Государство обязано готовить граждан для себя, а не для других государств, именно это есть одна из его функций.

Предлагается обсудить этот исходный тезис, и если он будет в основном принят -- двигаться далее, рассматривать пользу или вред "единых учебников" уже на его основе.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39093
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение ne znatok » 19 май 2013, 11:45

adada писал(а):И лично для меня очевидно, что одним из приоритетов набора прививаемых гражданам знаний является способствование интегрированности граждан именно в национальную общность людей, а не в интернациональную. Государство обязано готовить граждан для себя, а не для других государств, именно это есть одна из его функций.

В этой связи я вполне могу понять, для чего нужен единый учебник истории, но в чем фишка одного на всех учебника по математике/физике/родному языку - этого я пока не постигаю.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 39556
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение ne znatok » 19 май 2013, 11:49

adada писал(а): Государство обязано готовить граждан для себя, а не для других государств, именно это есть одна из его функций.

а что, другие государства готовят граждан не для себя?

Где-то я читала, что во Франции нет единой программы по литературе, на вступительных экзаменах абитуриент приносит, грубо говоря, свой список.

Может, и неправда.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 39556
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение Хелена » 19 май 2013, 11:50

А вот не надо путать единую программу школьного образования с единым учебником.

Собственно, в рамках этой единой программы могут быть разработаны различные учебные программы. И на их основании - учебники.
Только дилетант, который не представляет себе построение процесса обучения, может считать, что все учителя преподают одинаково даже в границах одного учебника. ;)
А создание собственного курса на основе общего для всей (хотя бы) школы учебника и вообще поощряется (то есть, вероятно, поощрялось еще несколько лет назад). Учебник один, а методики разные.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 43790
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение Хелена » 19 май 2013, 11:52

ne znatok писал(а):
Где-то я читала, что во Франции нет единой программы по литературе, на вступительных экзаменах абитуриент приносит, грубо говоря, свой список.

Может, и неправда.


Правда-правда. Есть необходимый минимум (довольно широкий). :)
Остальное каждый лицей разрабатывает под себя. И экзамены сдают на основании изученной программы.

Сейчас подробности уточнить не могу, смогу примерно через неделю, если тема не заглохнет.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 43790
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение adada » 19 май 2013, 11:55

Минуточку! Кажется, вопрос о единых учебниках в системе 1) общего 2) обязательного 3) внутригосударственного 4) основного образования снова начинает рассматриваться как-то слишком уж "космополитически", в отрыве от конкретной Конституции конкретного государства?
Мне, извиняюсь, такое неправовое мышление не совсем понятно...
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39093
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение ne znatok » 19 май 2013, 11:55

Helena писал(а):А вот не надо путать единую программу школьного образования с единым учебником.

Собственно, в рамках этой единой программы могут быть разработаны различные учебные программы. И на их основании - учебники.

Там не менее мы в наше далекое советское время все учились по одним и тем же учебникам, разве нет?
Как я понимаю, к этому и клонит Озимая... тьфу, Яровая.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 39556
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение Хелена » 19 май 2013, 11:59

ne znatok писал(а):Там не менее мы в наше далекое советское время все учились по одним и тем же учебникам, разве нет?

В школе - да.
Но это совершенно не значит, что все учителя по ним учили одинаково.
Кроме того, кто-то из них ограничивался этим учебником, а кто-то давал массу дополнительной литературы.

И кстати, я не уверена, что в республиках не было собственных учебников. У меня в этом смысле нет опыта: и я, и все вокруг меня были исключительно москвичами.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 43790
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение ne znatok » 19 май 2013, 12:16

adada писал(а):Минуточку! Кажется, вопрос о единых учебниках в системе 1) общего 2) обязательного 3) внутригосударственного 4) основного образования снова начинает рассматриваться как-то слишком уж "космополитически", в отрыве от конкретной Конституции конкретного государства?
Мне, извиняюсь, такое неправовое мышление не совсем понятно...

А мне понятно. Потому что без сравнения никакого анализа ситуации быть не может. Уже не может - упал железный занавес, знаете ли, и - открылась бездна, чего-то там полна, и в этой бездне чего только нет - включая даже отсутствие единых требований к абитуриентам - и не только по литературе и не только во Франции.

Так что Конституция тут ни при чем.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 39556
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение adada » 19 май 2013, 12:22

Авторы могут писать разные учебники. Но по Конституции за государством закреплены право и обязанность надзирать за тем, чтобы эти учебники гарантировали общее (базовое, единое, типовое, универсальное, прозрачное, верифицируемое etc.) школьное образование от Калининграда до Камчатки.

Государство должно присматривать за тем, чтобы общеобязательная российская базовая школа случайно или намеренно не подготовила какого-то другого гражданина, не российского.
Этот тезис, разумеется, теоретически можно оспорить -- но в другой теме, не в теме об учебниках. И только теоретически, поскольку практические действия будут скорее всего признаны незаконными.

ne znatok писал(а):...Конституция тут ни при чем.

Школьные учебники есть часть системы образования, принципы которого закреплены в российской Конституции и развиты, очевидно, в других законах России. А законы всегда "при чем".
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39093
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение ne znatok » 19 май 2013, 12:25

Helena писал(а):И кстати, я не уверена, что в республиках не было собственных учебников. У меня в этом смысле нет опыта: и я, и все вокруг меня были исключительно москвичами.

вот, нашла в сети такое:

В период с 1917 по 1933 год в СССР издавалось множество различных учебников по разным направлениям. Однако в 1934 году ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление об унификации учебной литературы, и всё многообразие учебников было сведено к единственному варианту по каждой учебной дисциплине. Процессом создания новых учебников занимались Министерство просвещения и Академия педагогических наук. Единственным издательством, имевшим право выпускать учебную литературу в РСФСР, был «Учпедгиз», впоследствии переименованный в «Просвещение».

Каждый школьный учебник был рассчитан на эксплуатацию в течение 4-5 лет; учебники для вузов, вероятно, служили ещё дольше. Единая система учебников действовала на всём пространстве Советского Союза; впрочем, для школ с неродным русским языком разрабатывались специальные учебники.


вот здесь:
http://txtbooks.ru/obshchie-novosti/300 ... rioda.html
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 39556
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение Хелена » 19 май 2013, 12:26

ne znatok писал(а):Однако в 1934 году...


Содрогнулась.
Во-во... в 34-м.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 43790
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение ne znatok » 19 май 2013, 12:28

adada писал(а):Государство должно присматривать за тем, чтобы общеобязательная российская базовая школа случайно или намеренно не подготовила какого-то другого гражданина, не российского.

Если история что дышло, то математические и физические законы все-таки более универсальны, поэтому я не вижу, какую пользу гражданственности может принести единый учебник по тригонометрии.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 39556
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение Тигра » 19 май 2013, 12:31

А что в Конституции сказано про образование? Конкретно?
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 54600
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение adada » 19 май 2013, 12:48

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.


Если школьные учебники, обеспечивающие обязательное для каждого гражданина основное образование, "распустить", "дестандартизировать", лишить их определенных обязательных компонентов знания, заменить обязательное знание на произвольное (индивидуальное, местное, субъективное) -- это, фактически. приведет к отрицанию статьи 47 Конституции.

И обратите внимание: в Конституции не говорится ни о каких "международных" образовательных стандартах, а только о "федеральных государственных". "Где родился, там и сгодился" -- только так мы можем, имеем право интерпретировать эту российскую норму!
В Евросоюзе, например, норма может быть другой, не менее уважаемой.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39093
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение ne znatok » 19 май 2013, 12:55

adada писал(а):Государство должно присматривать за тем, чтобы общеобязательная российская базовая школа случайно или намеренно не подготовила какого-то другого гражданина, не российского.

adada, Вы хотите сказать, что государство в состоянии присматривать только за одним-единственным учебником? А если их станет два, то на то, чтоб рассмотреть соответствие стандартам второго учебника, у государства уже не хватит ни сил, ни времени, ни денег?
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 39556
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение adada » 19 май 2013, 13:09

ne znatok писал(а):...Вы хотите сказать, что государство...


Я так быстро говорить и думать не могу, поэтому двигаюсь к пониманию дискретно.
На данной стадии тщусь понять, что понимает закон РФ под "основным общим обязательным образованием", под стандартами такого образования, и как он связывает этот вопрос с функциями государства.

Но меня, человека от школьного образования безвозвратно далекого, интересуют не столько детали, сколько принципы, государственные принципы. Догадываюсь, что они отличаются от страны к стране, от государства к государству, что эти отличия неминуемо затрагивают содержание и концепцию соответствующей учебной литературы и что, скажем, по швейцарским учебникам пока невозможно учиться в России и наоборот. Увы и ах...
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39093
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение Эмилия » 19 май 2013, 20:11

Adada, хотела у Вас цитату взять, но пришлось бы все цитировать.
У меня к Вам только несколько уточняющих вопросов:

1. Если гос-во по единым учебникам должно готовить гражданина страны, то обучение в школах вне пределов РФ следует признать вне закона? Про Яровую не знаю, но Железнячьи дочери учатся в Грейтбритании и Швитцерландии...

2. Как быть с учебниками по иностранным языкам? Очевидно, что иностранные лучше. Но - они, наверное, гражданина страны не готовят? Запрещаем?

3. Учебники по РЯ для иностранцев - следует признать, что они тоже разлагают граждан других государств?...
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 10979
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 00:44

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение adada » 19 май 2013, 20:44

Я бессилен отвечать на практические вопросы, сам ли себе их задам или услышу от Вас. И жизнь сегодня слишком сложна и хаотична, и сила принадлежит сегодня настоящим деньгам, которые есть далеко не у каждого. Другое дело -- Конституция, она написана достаточно понятно и прозрачно и формально именно на нее мы можем, да и обязаны, опираться в наших рассуждениях.

Так вот, обратившись к Основному Закону, я почел бы вполне конституционным, если гражданин РФ, получивший пакет обязательного среднего образования за границей и пожелавший в дальнейшем поступить на российскую государственную службу, был бы обязан сдать некий экзамен образовательной гражданской лояльности, подтверждающий, что его иностранное базовое образование соответствует 43-й статье Конституции РФ.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39093
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение ne znatok » 19 май 2013, 21:24

adada писал(а):Так вот, обратившись к Основному Закону, я почел бы вполне конституционным, если гражданин РФ, получивший пакет обязательного среднего образования за границей и пожелавший в дальнейшем поступить на российскую государственную службу, был бы обязан сдать некий экзамен образовательной гражданской лояльности, подтверждающий, что его иностранное базовое образование соответствует 43-й статье Конституции РФ.

Идея приводит на память обязательное собеседование в райкоме партии при поездке за границу в стародавние времена. Но все-таки это еще далеко до идеи о сдачи экзамена по "образовательной гражданской лояльности" при въезде в Россию и поступлении на работу качестве какого-нибудь чиновника. Это прямо в духе антиутопий Сорокина День опричника и Сахарный Кремль.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 39556
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение Хелена » 19 май 2013, 21:46

Еще раз: единые стандарты образования - это всего лишь единые стандарты образования, что не подразумевает единственно возможный путь их достижения.
Таким образом, в рамках единого стандарта может быть несколько программ и соответствующих им учебников.

А про Яровую что ж говорить? Отрабатывает свою плошку похлебки уж как умеет.
И вообще - каждый делает свой выбор. Она сделала вот такой.

...люди, имеющие правильный взгляд на жизнь, скажут, что вы поступили так, как следовало вам поступить; если вы так сделали, значит, такова была ваша личность, что нельзя вам было поступить иначе при таких обстоятельствах; они скажут, что вы поступили по необходимости вещей, что, собственно говоря, вам и не было другого выбора.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 43790
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение adada » 19 май 2013, 22:25

Helena писал(а):Еще раз: единые стандарты образования - это всего лишь единые стандарты образования...


Мне кажется, что если, скажем, в одном образовательном варианте ответственность за развязывание последней мировой войны возлагается на фашистскую Германию, а в другом разделяется и с СССР -- эти варианты следует считать принадлежащими все-таки различным стандартам. Если у нас с вами на данный счет точки зрения будут разниться -- что ж, тогда прошу дать ссылку на то, что такое российский федеральный образовательный стандарт, постараюсь в этот вопрос вникнуть.

ne znatok писал(а):...идеи о сдаче экзамена по "образовательной гражданской лояльности" при въезде в Россию и поступлении на работу качестве какого-нибудь чиновника. Это прямо в духе антиутопий Сорокина День опричника и Сахарный Кремль.


Прошу прощения, я высказывал не "идеи", не просто какие-то самостоятельные "идеи", а идеи, логически инспирируемые российской Конституцией, статьей 43, как я ее понял. "Обязательное основное образование" -- не пустой звук, это есть законодательная категория. Пустым звуком она стать может, если граждане России будут получать слишком разнокалиберное российское образование, слишком полистандартное.

Да, когда государство и его граждане станут богаче, когда у абсолютного большинства возникнет возможность образовываться на начальном школьном уровне без вмешательства и содействия государства -- тогда, наверно, централизованная ответственность государства снижается, она делегируется вниз, в семьи, родителям.
Не уверен, что Россия сегодня достигла такого уровня, что она может сегодня позволить себе и своим гражданам подражать другим государствам с другим уровнем.

Собственно говоря, "обязательное основное образование" и есть одна из тех сакраментальных скреп, привлекших к себе общественное внимание...
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39093
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение ne znatok » 19 май 2013, 22:40

adada писал(а):Мне кажется, что если, скажем, в одном образовательном варианте ответственность за развязывание последней мировой войны возлагается на фашистскую Германию, а в другом разделяется и с СССР -- эти варианты следует считать принадлежащими все-таки различным стандартам...
"Обязательное основное образование" -- не пустой звук, это есть законодательная категория. Пустым звуком она стать может, если граждане России будут получать слишком разнокалиберное российское образование, слишком полистандартное.

мне кажется, adada, Вы придаете слишком большое значение стандартам, в реальности их значение куда более ограничено. Вот, например, в СССР были не только единые стандарты образования , но и единые для всех учебники, причем такое положение сохранялось даже в 70-е и 80-е годы - а почему тогда уже к середине 80-х с массовым сознанием произошло то, что произошло? Именно с массовым, потому что с немассовым это произошло куда раньше.

Даже диссиденты учились по тем же учебникам, что и все остальные граждане.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 39556
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение Хелена » 19 май 2013, 22:46

adada писал(а):...если, скажем, в одном образовательном варианте ответственность за развязывание последней мировой войны возлагается на фашистскую Германию, а в другом разделяется и с СССР -- эти варианты следует считать принадлежащими все-таки различным стандартам.


Что есть истина?..
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 43790
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение Тигра » 19 май 2013, 23:44

Helena писал(а):Что есть истина?..

"Масло".
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 54600
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение maggie » 19 май 2013, 23:54

Откровенно говоря, я не совсем хорошо понимаю, что есть единый учебник, всё равно по какому предмету.

Означает ли это, что с 5, скажем, по 11 класс учащиеся должны будут все как один изучать историю, например, по учебнику какого-нибудь Иванова там или Петрова? То есть, будет один единственный автор или один единственный коллектив авторов, которые напишут один единственный учебник для всех без исключения школ России?

Если так, то у меня возникает вопрос о том, все ли школы одинаковы в России или бывают реальные школы или лицеи, а также гимназии, есть ли Вальдорфские школы и школы Монтессори, специализированные гуманитарные и математические школы и т.д. А также школы тсз "попроще, что-то типа здешних т.н. "основных"? Если так, то программы в этих школах разные и они же просто не могут учить детей по единому учебнику.

Я уже приводила пример как раз об истории. Несколько лет назад у меня было ещё много учащихся из семей переселенцев, которые приехали сюда поздно, языка не знали и потому попадали, к сожалению, как раз в такие вот, грубо говоря, школы для детей )чаще всего) из неблагополучных семей, т.е. в Hauptschule, в "основные" школы. Я помогала этим детям иногда с домашними заданиями. Помню, моя дочь изучала в гимназии Французскую революцию и в то же самое время ту же тему изучали некоторые мои учащиеся "основных школ". Но дочка была в 8 классе, а они уже в 9-м. Кроме того, она изучала эту тему целый семестр, читала море доп. лит-ры, смотрела с классом фильм на эту тему, писала по ней тесты и контрольные работы, должна была подготовить минимум 2 реферата, участвовать в одном большом проекте, который длился целую неделю.

Мои ученики ничего этого не делали, пробежались по теме галопом, по-моему, за месяц-полтора, написали в конце 1 тест (multiple choice), рефератов не готовили, проекта у них не было.

Как, простите, они могли бы заниматься этой темой по одному единому учебнику - в гимназии и в "основной школе"? Позднее я ту же тему видела в разработках и пособиях для реальной школы. И снова это совсем не то, что было у моей дочки или у моих учащихся тогда.

Не понимаю...
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 21735
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение maggie » 20 май 2013, 00:02

Вот цитата и линк на статью о едином учебнике истории. Привожу тут, в основном, потому, что речь в ней идёт немного как раз об учебниках и программах в Германии. Кроме того, в самой статье есть линк на страницу в сети с внушительным перечнем учебных материалов, допущенных для занятий в немецких школах:
Введение единого национального учебника до сих пор не относилось к характерным признакам государства демократического, да к тому же федеративного.

Скорее наоборот. Невозможно представить себе, чтобы школьники в Бремене учились истории по тем же учебникам, что их сверстники в Баварии или Саксонии. Еще труднее вообразить, чтобы в Гамбурге или Шлезвиге, в Сааре или Мекленбурге со страниц местного учебника школьникам, например, отрекомендовали Гитлера в качестве «эффективного менеджера». В Германии школьное и вузовское образование, как известно, отнесено к компетенции отдельных земель, а не центрального правительства. Это, кстати, урок, усвоенный из опыта как тоталитарного, так и авторитарного прошлого, и это же одно из средств не допустить возврата в такое прошлое. Разумеется, есть и федеральная инстанция — постоянная конференция министров культуры (и образования). В 1972 году она приняла действующие сегодня «Принципы одобрения школьных учебников», которыми обязаны руководствоваться земельные власти. Этот нормативный документ состоит из десяти коротких пунктов и помещается на одной странице. К содержанию учебников тут только два требования: они должны, во-первых, не противоречить конституции и другим правовым нормам, а во-вторых, соответствовать в содержательном, методическом и дидактическом отношении учебным планам и рекомендациям по построению соответствующих дисциплин. Разрешение же печатать тот или иной учебник земельные власти дают (или не дают) самостоятельно. Списки дозволенных учебников висят на сайтах соответствующих земельных министерств культуры.

Во Франции немецкие правила сочли бы жестоким попранием свободы. Там дело государства — только сформулировать национальные программы (кстати, сейчас критикуемые со всех сторон), а уж как их будут интерпретировать в каждом конкретном учебнике — забота его автора и общественности, научной и школьной. Лицеи сами выбирают подходящие для себя учебники, причем их содержание может в конечном счете оказаться весьма далеким от буквы государственной программы. Поэтому правые требуют ввести государственное лицензирование учебников, а левые настаивают на сохранении давних свобод.

Германия и Франция — отнюдь не исключение в западном мире. Стоит ли заводить речь об Америке, если даже в старинных европейских монархиях творится, на наш нынешний взгляд, полный беспорядок. Как красиво — с гербами — смотрелись бы единые «королевские» учебники истории в Великобритании, Бельгии или Испании. Увы! Впрочем, понятное дело, все эти примеры нам никак не указ, поскольку и демократия у нас своя, и федерализм тоже свой..
.


Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/mneniya-column/ist ... ik-istorii
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 21735
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение ne znatok » 20 май 2013, 09:32

adada писал(а):Мне кажется, что если, скажем, в одном образовательном варианте ответственность за развязывание последней мировой войны возлагается на фашистскую Германию, а в другом разделяется и с СССР...

Государство должно присматривать за тем, чтобы общеобязательная российская базовая школа случайно или намеренно не подготовила какого-то другого гражданина, не российского.

Оказывается, у граждан разных государств не только истории отличаются, но даже и географии:

Поскольку глобус круглый, то его всегда можно расположить так, чтобы родная страна была на уровне глаз смотрящего. Таков естественный порыв гражданина. Поэтому карты делаются именно таким манером. Карта под названием «Российская Федерация и сопредельные государства» рисует просторы Евразии несколько иначе, чем карта Китая, Пакистана, Турции или Белоруссии. Она по-иному отцентрована.

Впрочем, что там Евразия с Россией и Китаем. Я видел карту, на которой в самом центре величественно раскинулась Новая Зеландия. Где-то внизу искрилась снеговая шапка Антарктиды, где-то наверху в скошенную даль уходила Австралия и Евразия, а слева и справа едва угадывались контуры Африки и Америки.

Константой любой национальной истории (а также истории литературы, искусства и т.п.) является здоровый пупоземлизм...

Но это правильно. Ибо глобус на то и круглый, чтобы его было удобнее вертеть.


Как я понимаю, пупоземлизм для того и нужен, чтоб случайно не подготовить чужого гражданина. :)

http://www.chaskor.ru/article/pup_zemli ... e_zhe_6715
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 39556
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение adada » 20 май 2013, 10:11

ne znatok писал(а):Оказывается, у граждан разных государств не только истории отличаются, но даже и географии...
Роберт Рождественский писал(а):Все начинается с любви...
Твердят:
"Вначале
   было
       слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..

Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
   даже ненависть --
родная
и вечная
сестра любви.


Но люди вынуждены преобразовывать свои внутренние метафизические животные и духовные порывы в какие-то внешние физические формы. И квинтэссенцией этих порывов и этих форм являются законы, документированные концентраторы человеческой любви и ненависти, начиная с Конституций.
Страноведческая география тоже подчиняется законам, и странно, что в статье Драгунского наговорено многое, но не сказано ни слова о тех международных законах и нормативах, по которым искусственно создавалось государство Израиль, границы которого сегодня весьма вышли за исходные законные рамки.

Но у нас сейчас речь идет о другой стране, о России, которая вместе с другими постсоветскими государствами тоже возникла весьма искусственно, более того, базарно и рыночно. И население которой, в силу исторической мгновенности создания страны, будет еще два три поколения проходить путь к взрослению, достаточно давно пройденный многими другими странами, в частности, Европы.
Школьное образование -- одна из полос этого движения и, судя по Конституции, его регулированием обязано в России заниматься государство. А никак не община, не сформировавшееся еще до нужной степени однородности гражданское общество.
Таковы реалии, от которых почему-то отворачиваются участники обсуждения, усиленно отводя глаза от концептуальной и правовой стороны дела к чисто технической, к текстам школьных учебников...
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39093
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение ne znatok » 20 май 2013, 10:50

adada писал(а): Таковы реалии, от которых почему-то отворачиваются участники обсуждения, усиленно отводя глаза от концептуальной и правовой стороны дела к чисто технической, к текстам школьных учебников...

А что правовая сторона? Нет ничего в Конституции про единый школьный учебник, хоть с фонарем там ищи.
А реалии таковы, что и два, и три учебника могут удовлетворять поставленным требованиям.

Все это попахивает примитивной монополией, причем примитивной еще и в том смысле, что какому-то приближенному к столику автору закажут книгу, чтоб дать заработать.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 39556
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение adada » 20 май 2013, 11:16

ne znatok писал(а):Нет ничего в Конституции про единый школьный учебник, хоть с фонарем там ищи.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.


1. Обязательность общего образования означает, что никто, ни сами дети, ни их родители, не могут уклониться от получения детьми такого образования.
2. Государственная стандартизация образования означает, что только государственные органы устанавливают требования к содержанию, свойствам и качеству образования. Очевидно, что строгость требований к обязательному образованию и к образованию необязательному будет неодинаковой.
3. Если общее образование признаётся для каждого гражданина обязательным, государство обязано обеспечить стандартное единство такого образования на всей территории страны, во всех ее регионах. Ибо любое существенное отклонение от стандарта приведет к тому, что нечто, обязательное для одних граждан учащихся, станет необязательным для других, а это противоречит духу Конституции.
4. Школьные учебники являются важнейшей составной частью системы стандартизации образования и по определению не могут быть нестандартными. Что абсолютно не исключает факультативной доступности для учащихся иных информационных источников. Но не заменяющих и не исправляющих стандартный учебник, а дополняющих его.

А теперь, пани, укажите на то место в Конституции РФ, в котором запрещается "единый школьный учебник"!
Изображение
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39093
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение ne znatok » 20 май 2013, 11:30

adada писал(а):
А теперь, пани, укажите на то место в Конституции РФ, в котором запрещается "единый школьный учебник"!

Не дождетесь! :)
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 39556
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение maggie » 20 май 2013, 12:36

adada писал(а):Мне кажется, что если, скажем, в одном образовательном варианте ответственность за развязывание последней мировой войны возлагается на фашистскую Германию, а в другом разделяется и с СССР -- эти варианты следует считать принадлежащими все-таки различным стандартам.

Сначала было дано указание разобраться с правильным, единым пониманием не последней, а предпоследней мировой войны... вы разве ещё не знаете? :)

Недалёк 2014 г., а это не только год Сочи, но и год 100-летия начала 1 Мировой войны. А вот она, по царскому пониманию, истолковывается неправильно, искажается. И имя у неё не то - империалистическая. Поэтому необходимо, во-первых, переписывая историю, создать единый и единственно правильный учебник истории с единственно правильным пониманием сначала 1 Мировой, а уж потом зацементировать в сознании детских масс и единственно правильное и допустимое понимание 2 Мировой, т.е. Великой Отечественной.

Вот как надо понимать историю. И никак иначе:
Это забытая война. Забыта она понятно почему. Наша страна много достигла в советский период времени, это очевидный факт, но есть вещи, которые тоже являются очевидными. Эту войну называли империалистической в советское время.

Чем Вторая мировая война отличается от Первой, по сути, непонятно. Никакой разницы на самом деле нет. Но я думаю, что замалчивали её не потому, что её обозвали империалистической, хотя речь шла прежде всего о геополитических интересах стран, вовлечённых в конфликт.

Замалчивали её совсем по другим причинам. Мы почти не задумываемся над тем, что произошло. Наша страна проиграла эту войну проигравшей стороне. Уникальная ситуация в истории человечества! Мы проиграли проигравшей Германии. По сути, капитулировали перед ней, а она через некоторое время сама капитулировала перед Антантой. И это результат национального предательства тогдашнего руководства страны. Это очевидно, они боялись этого и не хотели об этом говорить, и замалчивали это, и несли на себе этот крест.

Они искупили свою вину перед страной в ходе Второй мировой войны, Великой Отечественной – это правда. Сейчас не будем говорить о цене, это другой вопрос, но и замалчивали её именно по этим соображениям. Да ведь и цена какая была этого поражения! Что мы потеряли после того, как капитулировали! Огромные территории, огромные интересы страны были отданы, положены непонятно ради каких интересов, ради партийных интересов только одной группы, которая хотела стабилизировать своё положение у власти. Но время прошло, сейчас нужно вернуться к этому, потому что люди, которые отдали свои жизни за интересы России, не должны быть забыты.

Вы знаете, я во Франции был, где мы памятник устанавливали русским солдатам, воевавшим во Франции, и ветераны тогда вспоминали, как победители шли по центру Парижа, а наши воины, которые героически сражались на фронтах Первой мировой войны, стояли в стороне и плакали. Эта несправедливость должна быть ликвидирована, я полностью с Вами согласен. Давайте реализуем Ваши предложения, давайте сделаем ту комиссию, которая поработает над этим основательно и серьёзно.

http://news.kremlin.ru/transcripts/15781#sel=
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 21735
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение adada » 20 май 2013, 12:51

Насколько я понял президента Путина, он считает необходимым поднять национальный статус Первой мировой, примерно, до уровня Великой Отечественной. Но совсем не в смысле переписывания истории и искажения исторической правды!

Да, историю уже не перепишешь, что выросло, то выросло, что сгинуло, то сгинуло. Но красиво "переписать" наши ментальные представления о важности давно и безвозвратно прошедших событий можно, тем более если это может пойти на пользу национальному самосознанию.
Никто не мешает нам (точнее, им, россиянам) умозрительно представить, вообразить, как сложилась бы история начала прошлого века, если бы в России удалось подавить тех силы, которые играли против победы страны на фронтах Первой мировой. Хотеть, как известно, не вредно, тем более -- хотеть приятного и хорошего!
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39093
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Даёшь единые учебники!

Сообщение maggie » 20 май 2013, 13:15

adada писал(а):Насколько я понял президента Путина...

adada, по-моему, Вы сами где-то на форуме когда-то писали о том, что президента избрало большинство жителей России, что, в общем-то, как говорят, непреложный факт.

Так вот, избравшему его "большинству" абсолютно по барабану, что там написано, не написано или ещё не дописано в Конституции и других законах, о Вы собственно постоянно радеете. Им это параллельно, пофик, если хотите... И если там в Основном законе чего-то не хватает, то это допишут, а если чего-то излишек - отстригут ножничками... почикают.

Вот так и с историей. Надо, чтоб понимали для "нацсамосознания" так, будет так, надо, чтоб иначе, тогда поиграем в альтернативную историю и будет иначе... Это всё Германия при Гитлере уже проходила... Какие надо законы, такие и принимались. Какие не надо, те выбрасывались. Сами знаете...

Такая постановка вопроса при диктатуре весьма симптоматична, поэтому я ничему не удивляюсь... Просто с интересом жду результатов переписывания и приведения к единообразию учебников истории и других учебников + подгона под них программ. Забавно посмотреть, если доживу, чем закончится попытка окончательно вернуть "совок"... Теперь уже и в школах.
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 21735
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

След.

Вернуться в Класс

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 6