"Русский и литература — не близнецы-братья"

Изучаем русский язык в России и за рубежом

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение ne znatok » 04 окт 2012, 12:04

krys писал(а):Писать эссе можно на актуальные темы, которые освещаются в новостях.

Согласна абсолютно. Новости, окружающая действительность, школьные, семейные проблемы, природа, погода, мода - все подойдет. Все лучше, чем про лишнего человека Печорина.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 38083
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение Хелена » 04 окт 2012, 12:06

ne znatok писал(а):Для того чтобы рассуждать про произведению, его надо прочитать, перечитать, обдумать, пройти с учителем. Гораздо легче взять готовое сочинение из сети, благо там имеется на любую тему, и переписать - разве не так считает большинство учащихся? Разве это не для них многочисленные сайты завалены сочинениями по героям и произведениям?

Дык... опять же... Это как темы формулировать. А то и не найдешь. :)

И потом... В классе списать затруднительно.
Ну и всегда же при подозрении можно попросить рассказать, о чем писал.

Не прокатит. ;)
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 41671
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение Хелена » 04 окт 2012, 12:07

Да почему "про лишнего человека"?

Тем сейчас - море разливанное. :)

Это не значит, что не нужно писать о школьных проблемах.
_____
Ох, поправлю: Тем пока - море разливанное.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 41671
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение maggie » 09 окт 2012, 04:26

В газете.ру Наталья Зиганшина рассказывает о проблемах и бедах с преподаванием литературы в школе. Если точнее, о том, как мало отводится часов на литературу и как учащиеся "выкручиваются" в ситуациях, когда им необходимо прочесть и усвоить классику. В цитатах я выделила ключевое (на мой взгляд) жирным.

Нехитрый и показательный случай из жизни, свидетелем которого я недавно стала в книжном магазине. Заходит толпа подростков, подходят к консультанту и спрашивают: а где тут у вас можно купить «Войну и мир». А она им вопросом на вопрос: «А вам какую версию — полную или сокращенную?»
<...>
Так выглядит в укороченной версии сцена поимки Людмилы в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»: «Людмила бродит по владениям Черномора, ест, пьет, купается в фонтане, скучает. Наконец, Черномор решает ее поймать во что бы то ни стало и раскидывает в саду прозрачную сеть. Использовав в качестве приманки призрак раненого Руслана, Черномор заманивает Людмилу в сети. Та лишается чувств. Однако в этот момент «вдруг раздался рога звон, и кто-то карлу вызывает».
<...>
Сборник, где я обнаружила эту нетленку, называется «Все произведения школьной программы в кратком изложении» для 5-го класса и продается во всех книжных магазинах. Судя по выходным данным, эту книгу выпустили аж три издательства. И не нужно осуждать этих людей и им подобных, которые оставляют такие вот укороченные сборники и версии произведений. В той ситуации, которая сложилась сейчас, без их помощи ни учителям, ни ученикам не обойтись. В 90-х годах в 5 классе на литературу отводилось по 4 часа в неделю, плюс уроки по внеклассному чтению и еще уроки по развитию речи. Сейчас в обычных не гуманитарных школах на изучение литературы отводится по два урока в неделю и больше никаких дополнительных и внеклассных. Тем не менее объем того, что нужно прочитать, не уменьшился. К примеру, на изучение произведения Гоголя «Тарас Бульба» в 6-м классе отводится два урока. Вопрос: как в течение двух уроков прочитать, переварить и осмыслить это произведение? Это нереально. Спасение одно — сокращенная версия, где уже даны соответствующие моральные оценки. Один брат честный, другой – предатель и сволочь, отец-герой. Да здравствует любовь к своей родине.

Целиком текст тут:
http://www.gazeta.ru/social/blogs/zigan ... 4197.shtml

После статьи первый же комментарий написан именно о том, о чём подумала я, когда читала пример Зиганшиной с Тарасом Бульбой, который по программе необходимо читать, переваривать и осмысливать в 6 классе...

А почему, собственно, в 6-м, а не в 9-м или в 10-м? Ну, или хотя бы 8-м? Если дети идут в школу, скажем, 6-ти лет, как у нас, то какой, простите, массово-поголовный Тарас Бульба в 12? По-моему, основной массе детей это просто рано и совершенно неинтересно. Вообще, есть какие-то рекомендации возрастные, когда ту или иную классику читать? Причём, скорректированные, с учётом тотальной компьютеризации, айфонизации и глобализации? :)
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 21044
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение krys » 09 окт 2012, 09:26

Мне было в школе рано читать практически ВСЮ классику. Ничего толком не понимала, хотя очень старалась. Сейчас смешно читать свои школьные сочинения. Выпендреж, да и только )
Зато как наслаждалась потом... Уже с багажом знаний, жизненного опыта.
Так как современные дети по сравнению с моим поколением существенно деградировали, то им и подавно рано. Можно было бы разбирать пару произведений в год, но подробно. С исторической и философской подоплекой, с ассоциациями с другими произведениями автора и его современников, анализом стилистических средств и т.д. "Войну и мир" - на целый год. Или на два. Тогда есть шанс прочувствовать и понять произведение.
Но это невозможно, конечно, дети ж опухнут.
В порядке бреда: произведение для чтения и разбора выбирается из предложенного списка учениками. Путем голосования, скажем. Всех остальных писателей проходим в буквальном смысле этого слова: дается краткий обзор творчества, названия произведений, рекомендации по чтению. И все.
Аватар пользователя
krys
 
Сообщений: 627
Зарегистрирован:
03 фев 2010, 19:38
Откуда: Москва

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение sara-olga » 09 окт 2012, 09:49

Целый год с Наташей Ростовой? Ужас-ужас-ужас! ИМХО :) А Достоевского? Еще на год? Дети ж в депрессию впадут и не выпадут. Годов не хватит на все более-менее важное.

А как было бы интересно сравнить "Тараса Бульбу" и "Маттео Фальконе"! Помнится, мы в универе целую пару спорили, хорошо ли поступил Фальконе-папа, когда прибил сынка.
Аватар пользователя
sara-olga
 
Сообщений: 1510
Зарегистрирован:
03 июл 2012, 19:29

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение krys » 09 окт 2012, 11:33

Не с одной Наташей Ростовой, конечно - там пластов-то сколько в романе, можно о Наташе и вовсе забыть на какое-то время... Я сама понимаю, что нереально. Но вот за это время можно было бы к роману как-то подступиться, учитывая уровень школьников.
Не надо осваивать все самое важное из русской литературы, мне кажется. Надо на нескольких примерах показать, как она глубока и многогранна, что из нее можно почерпнуть и как ее следует читать.
Аватар пользователя
krys
 
Сообщений: 627
Зарегистрирован:
03 фев 2010, 19:38
Откуда: Москва

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение ne znatok » 09 окт 2012, 11:39

krys писал(а):Не надо осваивать все самое важное из русской литературы, мне кажется. Надо на нескольких примерах показать, как она глубока и многогранна, что из нее можно почерпнуть и как ее следует читать.

+ много-много.

Давно не понимаю, зачем в диком темпе проходить тонны произведений, перескакивая с пятое на десятое. В чем вообще смысл такого скакания по верхам? Все общие сведения можно из вики почерпнуть, и дело с концом.

Год на Войну и мир - совершенно нормально, а остального Толстого - на внеклассное чтение.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 38083
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение ne znatok » 09 окт 2012, 11:43

вдогон

Год на Войну и мир - совершенно нормально, а остального Толстого - на внеклассное чтение.


Причем этот год совершенно необязательно должен быть подряд. Так же, как и год на Онегина и Пиковую даму, год на Идиота, год на Шинель и Мертвые души, год на рассказы и повести Чехова... полгода на Героя нашего времени и Демона...

Никто не обнимет необъятного.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 38083
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение Aleks » 09 окт 2012, 15:49

Давно, когда еще "Войну и мир" изучали почти всю третью четверть, учителя говорили, что лучше всего выпускное сочинение учащиеся пишут именно по этому роману. Есть в этом смысл — чтобы долго, подробно, с различными сопутствующими мероприятиями..
Аватар пользователя
Aleks
 
Сообщений: 1565
Зарегистрирован:
23 июл 2011, 23:27

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение Хелена » 09 окт 2012, 16:33

Да, это было бы прекрасно - постоянно возвращаться к произведению, читать по частям, взрослея вместе с героями.

В 90-х годах в 5 классе на литературу отводилось по 4 часа в неделю, плюс уроки по внеклассному чтению и еще уроки по развитию речи.

Значит, так.
Насколько мне помнится, в 1995 году в 5 классе было 6 часов на русский-литературу: 3+3.
Учителя обычно забирали час под русский. Получалось 4+2.
Не забирать не получалось, и так шли (я многажды говорила) - тема - урок, тема - урок.

Никаких дополнительных часов на внеклассное чтение и развитие речи не выделялось.

Внеклассное чтение - внутри литературы, развитие речи - внутри часов русского языка.

В нашей спецшколе добавляли 1 час (ура!)
(Засомневалась: или было 5 часов, а это нам до 6 часов добавляли? Короче, мрак).
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 41671
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение Aleks » 09 окт 2012, 16:36

До 6 )
У всех было по 6 русского (иначе не "пройти" материал)
Аватар пользователя
Aleks
 
Сообщений: 1565
Зарегистрирован:
23 июл 2011, 23:27

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение Хелена » 09 окт 2012, 16:50

Нееет, русского было 3. Ну, 4.

Остальное - литература.

Приду домой - посмотрю программы и поурочное. У меня за все годы и все классы сохранилось. Я же недолго работала, всего 6 лет.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 41671
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение Aleks » 09 окт 2012, 17:01

И сейчас так же, оказывается )
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk ... v-5-klasse
Аватар пользователя
Aleks
 
Сообщений: 1565
Зарегистрирован:
23 июл 2011, 23:27

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение Хелена » 09 окт 2012, 17:51

Aleks писал(а):И сейчас так же, оказывается )
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk ... v-5-klasse

Yes!
Точно! Было 7 часов: 4+3 на литературу!
Нам добавляли не 7-й, а 8-й час. Получалось 5+3. А нужно было 6, там - по ссылке - написано.
Мы уворовывали по часу от литературы (я - только в первом полугодии, иначе программу по литературе не успевали проходить). Так что 6 часов даже с добавлением часа за счет школьного компонента выходило с трудом.

Но это - всё, ни внеклассного, ни развития речи больше не было, это точно.

Как же всё-таки это давно было. Такие животрепещущие в то время вещи - и те подзабылись.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 41671
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение ne znatok » 09 окт 2012, 21:26

Helena писал(а):Да, это было бы прекрасно - постоянно возвращаться к произведению, читать по частям, взрослея вместе с героями.

Про такое у меня нет.

Не подряд - имелось в виду, например, полгода в 8 классе, полгода в десятом - это если рассчитано на год. А постоянно возвращаться - это совсем другое.

Но можно, в принципе, и подряд, если это в рамках 8-12 класса.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 38083
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение Тигра » 09 окт 2012, 22:28

Программа своей целью всегда считала ознакомление. При этом именно хронологическое (что вообще быссмысленно, по-моему).
Получается больше история литературы, чем литература как вид искусства.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 52882
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение sara-olga » 10 окт 2012, 10:47

В идеале это хорошо увязывать с историей. Сначала на картах и с датами рассмотреть пресловутый Аустерлиц, а потом читать, что там в небе Буревестник выделывал в горячечном бреду князя Андрея.

Мечты, мечты...


С другой стороны, в принудительном ознакомительном чтении тоже плюс можно найти: по крайней мере, хоть что-то сами и в оригинале. А краткие пересказы чем-то напоминают знаменитый анекдот "сам не слышал, мне Изя напел".

(Не буду утверждать, что все всегда читала сама, "Сагу о Форсайтах" нагло изучала по чужому читательскому дневнику. Может, дозрею и прочитаю все-таки. Потом...)
Аватар пользователя
sara-olga
 
Сообщений: 1510
Зарегистрирован:
03 июл 2012, 19:29

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение примкнувший(к-ним) » 01 ноя 2012, 15:04

Любопытная история.

Выше было упоминание о ''лишнем человеке'', сочинании.. Поэтому не оффтоп.
У нас в 10 кл. было домашнее задание. Сочинение на абстрактно-патриотическую темы.

Выдавая проверенные работы, преп. извинилась перед одним из учеников: Я Вашу тетрадь потеряла. Через неск. дней сочинение объявилось, переписанное девичьей рукой, настолько старательно, что новая авторесса не потрудилась изменить род: ''Я горд тем, что я русский''.

В отношении изучении программы 10 кл. Перед каникулами и 10 кл. мы получили огромнейший список произведений, кот. должны были быть прочитаны во время каникул. Очевидно, что в лучшем случае они читались ''по вертикали'', если не ''по диагонали ''. Должен сказать, что и я далеко от этого не ушел. Книги выдавались на 2 недели. Взяв ''Войну и мир'', я разделил ее на 2 (может это было и 3) срока, получилось 60 страниц на день, которые и прочитывались. Толку, ясно много не было.
Некоторые думают, что бегемот и гиппопотам - одно и то же. Это неправильно. Бегемот - аптекарь, а гиппопотам - царь.
примкнувший(к-ним)
 
Сообщений: 500
Зарегистрирован:
25 дек 2011, 14:21

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение maggie » 21 ноя 2013, 14:53

Ещё немножко, ещё чуть-чуть... и всё с преподаванием русского языка и литературы в школах, особенно в старших классах, будет "абгемахт", т.е., гут. Виновных накажут, программы подправят, и дети, а особенно подростки, наконец-то смогут внятно формулировать "даже свои мысли". Если таковые, конечно, будут иметь место быть... :)
Путин призвал пересмотреть программы преподавания литературы и русского языка в школе
21 ноября 2013 | 14:33
Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости пересмотреть программы преподавания литературы и русского языка, особенно в старших классах, так как сегодня этим предметам отведено мало часов.

"Мы все чаще сталкиваемся с безграмотностью и с примитивизмом. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли. Ситуацию, конечно же, нужно исправлять, и в первую очередь пересмотрев программы преподавания литературы и русского языка, особенно в старших классах", - сказал Путин на Российском литературном собрании.
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 21044
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение maggie » 22 май 2015, 04:14

Сергей Волков (учитель литературы московской 57-й школы, главный редактор журнала «Литература», член Общественного совета при МОН) о сакрализации русского языка и литературы.

http://www.gazeta.ru/comments/2015/05/2 ... 6501.shtml
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 21044
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение adada » 22 май 2015, 09:38

Неспециалисту трудно понять Сергея Волкова. (Как, скажем, филолог вряд ли поймёт суть слияния или разделения технологии машиностроения и горячей обработки металлов.)
Обывательский глаз способен выхватить только частности, например, такую:
Политическая ситуация, требующая идеологического объединения страны. Рост патриотических настроений.
Поиск в истории и литературе того, на что можно опереться в противостоянии внешним и внутренним противникам.

И отметить, что внутри страны, России, её противники, конечно, есть. Но - некрупные, супротив русского, российского "слона" малозначительные. А вот вовне их побольше, они даже в Ассамблее ООН ухитрились организоваться в большинство.
Но в любом народе и в любом государстве существует естественная потребность во встречной организации — и ничего дурного в том, что с этой целью будет использована реорганизация русского языка и литературы, кажется, нет.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 37866
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: "Русский и литература — не близнецы-братья"

Сообщение Тигра » 22 май 2015, 10:10

adada писал(а):внутри страны, России, её противники, конечно, есть.

Противники России? Как автор этой статьи?
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 52882
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Пред.

Вернуться в Класс

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2