Ещё о Бабарихе.

Актуальная тема – ваше мнение

Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 25 май 2011, 22:08

В инете случайно натолкнулся на такой вот текст.

Очевидно, было не сохранившееся до наших дней слово бабара (или бабар), от которого и образовалось слово "бабариха", то есть "жена бабаря". Очень распространено прозвища женам по иненам мужей (Прониха, Данилиха).
по данным Доктора филологических наук А. СУПЕРАНСКОЙ.

Увы, первоисточник истночник оказался вне результатов моих поисков. Может, кто даст ссылку.

На всякий случай воспроизведу тезисно все известные мне утверждения в отношении сватьей бабы, представляющие какой-то интерес.

1. "Бабариха" не придумано Пушкиным. Она изредка встречается в литературе вплоть до XIX века.
2. Значение примерно то же, что в "Сказке". Вредноватая старушка.
3. Происхождение иногда связывают с "варвар", но вряд ли.
4. Весьма вероятно, что "Бабариха"- фонетический вариант нецерковного имени-прозвища Боборыка, от основы, означающей рыбу с большой головой.
4. Другой вариант связывают с "бобылиха", но это возможно только в переносном значении, всё-таки у неё, похоже, были дети. А вот диалектное "боболиха" - неряшливая, грязная старушка - вполне подойдёт.

Кстати о детях.
"Сватья баба" и "но жалеет он очей//старой бабушки своей" заставляют ломать голову не одно поколение доморощенных и вполне маститых серьёзных исследователей. Поэтому "до кучи" даю известные соображения, включая взаимоисключающие и даже внутренние противоречивые.

1. Бабушка - не обязательно кровная родственница во втором колене. Но если она, то помимо прямого значения "бабка по отцу или матери" (она вероятно и была бы "бабкой") может быть просто любой престарелой родственницей.
2. "Своей" здесь не добавляет ясности. Такую родственницу тоже могли назвать "своей".
3. Бабушка - ещё и мать или бабка кормилицы.
4. Сватья - совсем не "сваха". Это мать одного из супругов по отношению к родителям другого. Сейчас эти значения сильно смешались, у "сватьи" появилось второе, просторечно-разговорное значение "сваха" и наоборот. Но во времена Пушкина, похоже, до этого было ещё ой как далеко.
5. "Сватья баба" даёт абсолютный простор для домыслов. От полного синонима "сватьи" или жены свата (в обоих значениях: отец супруга сына или дочери или лицо, занимающееся сватовством), до "сватьи" во втором или даже третьем поколении, т.е. матери или бабушки сватьи.
6. Самое вкусное: анализ пушкинского текста. Даю только одну версию, наиболее для меня убедительную. Копирайты частично мои, остальное - выжимка из разных источников.

"Сватья" баба всегда поминается в связи и близости двух неудавшихся царских невест, приставленных высочайшей волей к холстам и борщам. Логично предположить, что она их мать (или менее вероятно - другая родственница). Тем более, что размякший монарх под конец отпускает всех трёх восвояси. Это вполне согласуется с версией, что "сватья баба" доводится Гвидону родной бабкой. А вот Салтану этот персонаж приходится... тёщей. Что многое, конечно, объясняет, но только не странную нелюбовь старухи к одной из своих дочерей, да ещё так высоко взлетевшей. Вариант Золушки или "стариковой дочки" тут не проходит, мы приняли, что Гвидону-то она - родная бабка. Так, может, всё-таки не совсем родная?
"Бабушкой" ей это быть не помешает. Бабушка - вообще любая престарелая родственница. А вот "сватья баба" плохо объяснима. Русские семейные термины позволяют не различать точного родства супруга по отношению к семье другого (сравните: "зять" и "невестка" употребимо по отношению ко всей семье супруга). А вот для обратных отношений всё очень регламентировано. Всякие шурины-золовки-свояченицы жестко привязаны к конкретному свойственнику (родственнику из семьи супруга). Сестру или тётку родителя супруга вряд ли назовут тем же термином, что и жену этого родителя. Всё-таки баба - жена. Но чья? И тут возникает совершенно невероятное на первый взляд предположение. А не мать ли она первой, вероятно умершей, жены Салтана? Салтану она приходится экс-тёщей, Гвидону - этакой "внучатой мачехой" (вполне себе бабкой), по отношению к молодой царице совмещает роли свекрови и мачехи. Хуже, как говорится, быть не может, потому что некуда.
И термин "сватья баба" очень даже хорошо ложится в этот ряд. После смерти гипотетической первой жены Салтана, экс-тёща ему никто более. Только жена бывшего свата его, Салтанова, отца. В момент той, первой, свадьбы - ещё, видимо, царствующего монарха. Семьдесят седьмая вода на киселе, а не бросишь.

Сложновато, конечно, для стилизации простой крестьянской сказки, но чего только у Пушкина не бывает.

Но почему Пушкин ни словом о том не обмолвился? Выскажу совершенно уж крамольное предположение. Вся эта сказочная канитель Бабарихи и Салтана сильно смахивает на постоянные сплетни вокруг Императорской семьи, начиная с непростых отношений Екатерины и Павла. Гвидон же вполне годится на роль Александра Благословенного, Царица - любимой народом Вдовствующей Императрицы Марии Фёдоровны (жены, потом - вдовы, Павла). Все гипотетические "прототипы" этой истории к моменту написания сказки уже отошли в лучший мир, но память общества была сильнее. И общество вполне могло понять невиннейшую добрую сказку как карикатуру, к чему Пушкин, понятно, отнюдь не стремился. Некоторые совершенно явные и даже вопиющие нестыковки могли объяснить сознательным туманом автора. А уж указание, что Гвидон - не родной внук Бабарихи, отмело бы последние сомнения. Ибо оно, это самое консервативное общество первых лет царствования Николая вполне позволяло себе почти открыто сомневаться в биологическом родстве как Павла, так и Александра со своими венценосными "отцами". Величайший из скандалов был бы обеспечен.
Последний раз редактировалось behemothus 25 май 2011, 23:18, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение ne znatok » 25 май 2011, 23:07

спасибо, ЧБ, за инфу. Я часто думаю о том (и обсуждаю даже с заинтересованными людьми:))- как мать могла родную дочь - не падчерицу! - а просто более удачливую, как она могла сделать с ней (и собственным внуком!) то, что сделала Бабариха?!

На ум приходят многочисленные падчерицы из сказок всех времен и народов, но не родные дочери. Какая-то тут загадка.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 45855
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 25 май 2011, 23:10

ne znatok писал(а):спасибо, ЧБ, за инфу. Я часто думаю о том (и обсуждаю даже с заинтересованными людьми:))- как мать могла родную дочь - не падчерицу! - а просто более удачливую, как она могла сделать с ней (и собственным внуком!) то, что сделала Бабариха?!

На ум приходят многочисленные падчерицы из сказок всех времен и народов, но не родные дочери. Какая-то тут загадка.


Да не на чем. Мне бы ссылочку на Суперанскую кто бы дал.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение adada » 25 май 2011, 23:40

Cуперанская, как та бабариха, надвое говорила про свою товарку-бабариху!

Минутку, сейчас я и ссылки подработаю.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 42625
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение volopo » 25 май 2011, 23:49

Знаю человека по фамилии Бабарин. Полагаю, Суперанская права, только исходное слово-прозвище "бабарь". Хм, знаю похожие слова. Рыбарь, кобзарь, грабарь...
Аватар пользователя
volopo
 
Сообщений: 9409
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:07
Откуда: Москва и Подмосковье

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 25 май 2011, 23:57

volopo писал(а):Знаю человека по фамилии Бабарин. Полагаю, Суперанская права, только исходное слово-прозвище "бабарь". Хм, знаю похожие слова. Рыбарь, кобзарь, грабарь...

Тогда б фамилия была Бабарёв. Бабарин - от "Бабара", "Бабаря" или их омофонов.

ЗЫ А вообще "-арь" там суффикс, обычно по профессии, ныне совершенно непродуктивный. Ср. бондарь-Бондарев.
Искать, получается, надо от "баба". Бабарь,думаю, подкаблучник или тот, кто работает с "бабой" в нескольких возможных значениях. Кузнец (от баба - молот) или, например, кондитер-пирожник (от баба - кекс).
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение adada » 26 май 2011, 00:05

Вложение bab_NiJ_11_2000.png больше недоступно.
bab_NiJ_02_2003.png
bab_NiJ_02_2003.png (45.55 KIB) Просмотров: 43743


Пани немного подумала, еще раз посмотрела у Даля...
"Бабариха шуточн. баба, женка, женщина; баба-бабариха, в сказках."
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 42625
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 00:08

Спасибо, adada.
Но увы, ничего особо нового, а главное - убедительного.
Я-то надеялся хоть на какой-то анализ. А она действительно - пальцем в небо.
Неужели ей неизвестен даже суффикс "-арь"?
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение adada » 26 май 2011, 00:42

Интересно, а на что новое в этих этимологических делах можно рассчитывать, кроме как на новые спекуляции!
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 42625
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 01:05

adada писал(а):Интересно, а на что новое в этих этимологических делах можно рассчитывать, кроме как на новые спекуляции!

Ну на что-то такое, что лично мне не было известно. Хотя я над этой Бабарихой и её проделками уже лет, почитай, сорок задумываюсь. Сначала от скуки, с появлением тырнета - достаточно серьёзно. Нетипичный она персонаж, каких немного у Пушкина, непонятный ни изначально, ни после всех прочтений. Расшифровка имени, возможно, дала бы ключ к разгадке всего характера.
Кстати, кто-то когда-то (не тут ли?) даже приводил расшифровку пушкинских записей народных сказок. Там и про Балду, и про Спящую Царевну немало любопытного, но про Cалтана то ли ничего конкретного, то ли вообще ничего, не помню уж сейчас.
Хотя сам Салтан явно восходит к арабскому султану (проникшему ещё и в тюркские), а Гвидон - к итальянскому Guido (видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима). А вот на такой родной Бабарихе - почти полный туман.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение Е.О. » 26 май 2011, 01:32

imho все гораздо проще. Баба Бабариха происходит оттуда же, откуда и (Карабас)-Барабас, и (Робин-Бобин) Барабек, и (индюк) Бурундюк, и многие другие -- для рифмы и чтоб звучание вызывало нужные ассоциации.
Е.О.
 
Сообщений: 5909
Зарегистрирован:
18 апр 2010, 00:55
Откуда: москва

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 02:52

Е.О. писал(а):imho все гораздо проще. Баба Бабариха происходит оттуда же, откуда и (Карабас)-Барабас, и (Робин-Бобин) Барабек, и (индюк) Бурундюк, и многие другие -- для рифмы и чтоб звучание вызывало нужные ассоциации.

Увы, но я с того начал. Она изредко встречается и у других авторов. Да и нехарактерно для П. выдумывать такие имена.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение volopo » 26 май 2011, 18:00

Чеширский Бегемот писал(а):Бабарь,думаю, подкаблучник или тот, кто работает с "бабой" в нескольких возможных значениях. Кузнец (от баба - молот) или, например, кондитер-пирожник (от баба - кекс).

А не акушер-гинеколог, часом? Тогда бабариха - повивальная бабка.
Аватар пользователя
volopo
 
Сообщений: 9409
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:07
Откуда: Москва и Подмосковье

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение volopo » 26 май 2011, 18:18

http://linguistpro.net/ru/index.php?a=term&d=1&t=26680
бабить
укр. бабувати (в когось), бабити (в когось)
принимать детей, быть повитухой
Аватар пользователя
volopo
 
Сообщений: 9409
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:07
Откуда: Москва и Подмосковье

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение volopo » 26 май 2011, 18:24

http://russian-traditions.ru/rozhdenie/babka/
"Исполнение роли бабки [повивальной- v.] создает определенные отношения между нею и ребенком, которого она с этого момента называет внуком, а он ее бабулькой."
Это как раз про "но жалеет он очей//старой бабушки своей".
Аватар пользователя
volopo
 
Сообщений: 9409
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:07
Откуда: Москва и Подмосковье

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение volopo » 26 май 2011, 18:31

Из Даля.
"Бабить или -ся ниж., прм., бабкать тмб., бабчить тул., бабничать - повивать, принимать; лекарить, знахарить."
Это я к тому, что бабариха - это наверняка повитуха. Однако бабарь - вероятно, знахарь
Аватар пользователя
volopo
 
Сообщений: 9409
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:07
Откуда: Москва и Подмосковье

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 18:43

volopo писал(а):
Чеширский Бегемот писал(а):Бабарь,думаю, подкаблучник или тот, кто работает с "бабой" в нескольких возможных значениях. Кузнец (от баба - молот) или, например, кондитер-пирожник (от баба - кекс).

А не акушер-гинеколог, часом? Тогда бабариха - повивальная бабка.

Не, это вряд ли. Мужчину бы так не обозвали, он доктор - и доктор, а женщина была бы "бабаркой". Но вообще-то родовспоможение и "баба" - далеко не одно и тоже.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение volopo » 26 май 2011, 20:35

Чеширский Бегемот писал(а):а женщина была бы "бабаркой"

А до падения редуцированных?
Аватар пользователя
volopo
 
Сообщений: 9409
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:07
Откуда: Москва и Подмосковье

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 21:04

volopo писал(а):
Чеширский Бегемот писал(а):а женщина была бы "бабаркой"

А до падения редуцированных?

Ну знаете ;)
Фамилии-то у нас помоложе будут.

ЗЫ Вот интересно, когда появилось само понятие родовспоможения, гинекологии, акушерства? Особенно на Руси. Крепко сомневаюсь, что ранее нескольких веков назад. До того рожали себе и рожали лучше всяких профессоров, как верно заметил Ф.Ф. Преображенский. И как это и сейчас у первобытных народов происходит. Во всяком случае, никаких упоминаний о помощи даже при рождении наследников княжеского и царского престола я что-то не помню даже у Карамзина со товарищи. "Сотоварищи" (Ключевской, Соловьев) правда всё более о позднейшей эпохе писали. Императорской. Татищев, вроде, доимператорскими временами всерьёз интересовался, но я с ним незнаком.
Последний раз редактировалось behemothus 26 май 2011, 22:00, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение adada » 26 май 2011, 21:41

Чеширский Бегемот писал(а):...когда появилось само понятие родовспоможения...


У неандертальцев и кроманьонцев.
А что до Руси, есть сведения и в исторических исследованиях, например, у того же Карамзина: "...Ливонская пленница, Дворянка Тизенгаузен, освобожденная в 1611 году, быв повивальною бабкою Царицы Марии, служив ей днем и ночью, не только в Москве, но и в Угличе ..."

А Петром Великим, пишет Соловьев, "запрещен был страшный обычай, по которому повивальные бабки умерщвляли новорожденных младенцев-уродов."

Слова из этой области: повитуха, повивальная бабка, бабничать, бабничанье, повивальничать, повивальное искусство, повой. И бабариха, нетрудно догадаться, тож! :)
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 42625
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 21:58

adada писал(а):
Чеширский Бегемот писал(а):...когда появилось само понятие родовспоможения...


У неандертальцев и кроманьонцев.
А что до Руси, есть сведения и в исторических исследованиях, например, у того же Карамзина: "...Ливонская пленница, Дворянка Тизенгаузен, освобожденная в 1611 году, быв повивальною бабкою Царицы Марии, служив ей днем и ночью, не только в Москве, но и в Угличе ..."

А Петром Великим, пишет Соловьев, "запрещен был страшный обычай, по которому повивальные бабки умерщвляли новорожденных младенцев-уродов."

Слова из этой области: повитуха, повивальная бабка, бабничать, бабничанье, повивальничать, повивальное искусство, повой.

Согласен. Но это уже XVII век. То, о чем я и говорил, несколько веков назад. Какое, к черту, падение редуцированых?!

И бабариха, нетрудно догадаться, тож! :)

В этом пока не убедили. Настаиваю, если уж что-такое вообще возможно, на "бабарке".
Хотя идея сама по интересная. Если бы доказать, что "бабничать", а через него и "бабник" (или даже наорборот), в этом значении - не плод фантазии Даля, каких у него, увы, много...
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение volopo » 26 май 2011, 22:04

Чеширский Бегемот писал(а):Согласен. Но это уже XVII век. То, о чем я и говорил, несколько веков назад. Какое, к черту, падение редуцированых?!

Не, не понимаю сомнений. Повивальные бабки наверняка были у кроманьонцев. Точно были у древних греков и древних римлян. Уверен, что были и при падении редуцированных. И как-то при этом назывались.
Вот, можно почитать:
http://www.kengyru.ru/rodovspomozhenie- ... o-mira.htm
Аватар пользователя
volopo
 
Сообщений: 9409
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:07
Откуда: Москва и Подмосковье

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 22:15

volopo писал(а):
Чеширский Бегемот писал(а):Согласен. Но это уже XVII век. То, о чем я и говорил, несколько веков назад. Какое, к черту, падение редуцированых?!

Не, не понимаю сомнений. Повивальные бабки наверняка были у кроманьонцев. Точно были у древних греков и древних римлян. Уверен, что были и при падении редуцированных. И как-то при этом назывались.
Вот, можно почитать:
http://www.kengyru.ru/rodovspomozhenie- ... o-mira.htm

Не верю. Скажите ещё "у приматов". Т.е. как-то они друг другу помогали, вероятно. Но чтоб "по доложности"...
Ссылку посмотрю чуть позже, но уже видно, что не про кроманьонцев она.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение volopo » 26 май 2011, 22:22

Чеширский Бегемот писал(а):Ссылку посмотрю чуть позже, но уже видно, что не про кроманьонцев она.

Но сильно до падения редуцированных.
Аватар пользователя
volopo
 
Сообщений: 9409
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:07
Откуда: Москва и Подмосковье

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение adada » 26 май 2011, 22:23

Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 42625
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 22:31

Да, убедительно. Окуда это?

ЗЫ. Т.е. получается, что "сватья баба" - ещё и бабка повивальная? Подумаю.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение Тигра » 26 май 2011, 22:47

Повивальные бабки упоминаются в Ветхом Завете.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 61460
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 22:51

Тигра писал(а):Повивальные бабки упоминаются в Ветхом Завете.

Вместе с кроманьонцами? Где, кстати?
Ладно, спасибо, хотя теперь мне это инетерсно уже "постольку поскольку". Ибо предметно по "бабничать", "бабить" меня уже убедили. Вот могло ли это породить бабариху - пока вопрос.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение adada » 26 май 2011, 23:00

Последний по счету кроп -- из книги Г. Попова "Русская народно-бытовая медицина", 1903. И между прочим, картинка та не хухры-мухры, а активная, линк ведет на закачку книги.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 42625
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 23:05

Т.е. получается, что бабариха - повивальная бабка? Противоречий с текстом я не вижу. наоборот, поминается она первый раз как раз с рождением Гвидона. Но вот вредность её необъяснима.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение Тигра » 26 май 2011, 23:16

Первая книга Моисеева. Бытие, глава 35:

Быт.35:16 И отправились из Вефиля. [И раскинул он шатер свой за башнею Гадер.] И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны.
Быт.35:17 Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын.
Быт.35:18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 61460
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 23:26

Тигра писал(а):Первая книга Моисеева. Бытие, глава 35:

Быт.35:16 И отправились из Вефиля. [И раскинул он шатер свой за башнею Гадер.] И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны.
Быт.35:17 Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын.
Быт.35:18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.


Ух ты, сама праматерь колен Израилевых. Посыпаю голову пеплом. Спасибо!
PS Так вот откуда все несчастья рода вениаминова. От бабки. :shock: Вот тебе и "бабариха".
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение volopo » 26 май 2011, 23:27

Чеширский Бегемот писал(а):Т.е. получается, что бабариха - повивальная бабка? Противоречий с текстом я не вижу. наоборот, поминается она первый раз как раз с рождением Гвидона. Но вот вредность её необъяснима.


А вполне можно дополнить ваш образ экс-тещи царя профессией акушерки.
Можно еще домыслить, что гипотетическая первая жена Салтана умерла при родах. Или даже была сослана в монастырь после того, как родила девочку...
Аватар пользователя
volopo
 
Сообщений: 9409
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:07
Откуда: Москва и Подмосковье

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 23:35

volopo писал(а):
Чеширский Бегемот писал(а):Т.е. получается, что бабариха - повивальная бабка? Противоречий с текстом я не вижу. наоборот, поминается она первый раз как раз с рождением Гвидона. Но вот вредность её необъяснима.


А вполне можно дополнить ваш образ экс-тещи царя профессией акушерки.
Можно еще домыслить, что гипотетическая первая жена Салтана умерла при родах. Или даже была сослана в монастырь после того, как родила девочку...

Да не хотелось бы всё "домыслять". Что-то одно, иначе многовато будет. Или должен быть хоть какой-то след.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение adada » 26 май 2011, 23:38

Пушкин -- тертый калач. Ему требовалась интрига -- и он втянул в нее повивальную бабку. У старой женщины и так характер был не солодкий, но автор еще и приперчил его.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 42625
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение behemothus » 27 май 2011, 00:02

adada писал(а):Пушкин -- тертый калач. Ему требовалась интрига -- и он втянул в нее повивальную бабку. У старой женщины и так характер был не солодкий, но автор еще и приперчил его.

Это не основание для того, чтобы плодить один домысел на другой.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Ещё о Бабарихе.

Сообщение adada » 27 май 2011, 00:17

У анонимных домыслов, доносов и докладов есть одна общая важная черта: они и расследуются анонимно!
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 42625
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном


Вернуться в Вече

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: mirage и гости: 4