Дидактико-филологическая проблема

Актуальная тема – ваше мнение

Дидактико-филологическая проблема

Сообщение Loriel » 25 май 2011, 10:04

.
Последний раз редактировалось Loriel 28 май 2011, 19:30, всего редактировалось 6 раз(а).
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 4766
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:43

Re: Дидактико-филологическая проблема

Сообщение behemothus » 25 май 2011, 14:44

Сам термин "изменение" не шибко умный. Мало того, что он неоднозначен, так ещё и то, что "изменение" - это во времени,
Можно говорить, имхо, либо о позиционной мене фонем, либо о стрессовой оппозиции, либо, наконец, об историческом изменении.

А путать звук и букву - это вообще ни в какие ворота не лезет.
Последний раз редактировалось behemothus 26 май 2011, 00:42, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Дидактико-филологическая проблема

Сообщение Loriel » 25 май 2011, 15:58

.
Последний раз редактировалось Loriel 28 май 2011, 19:31, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 4766
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:43

Re: Дидактико-филологическая проблема

Сообщение behemothus » 25 май 2011, 22:46

Loriel писал(а):Если тебе интересно, попробуй понять, для чего здесь употреблено слово "буква".

Не, не интересно. Для того, чтобы назвать то, что надо называть "звуком" или даже "фонемой".
Интересно, правда, кто такую формулировку даёт. :D

Без указания, что это за "определённая буква" такая - и почему в основу "определения" кладётся именно она, - бессодержательно. Ударное Я, например, может обозначать два звука ЙА или один - А. Причем это А, не совсем то же, которое обозначает ударное А. Коросче, приплетать сюда ещё и графику - совсем не гут.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Дидактико-филологическая проблема

Сообщение Loriel » 26 май 2011, 08:39

Чеширский Бегемот писал(а):Ударное Я, например, может обозначать два звука ЙА или один - А. Причем это А, не совсем то же, которое обозначает ударное А.

Про это я не забывала, но не стала вставлять уточнение об этом, чтобы не удлинять свой пост. Надеялась на понимание.

Чеширский Бегемот писал(а):Короче, приплетать сюда ещё и графику - совсем не гут.

Это неплохо, в условиях того, что интенсивность споров о терминах фонологии очень высока.
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 4766
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:43

Re: Дидактико-филологическая проблема

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 13:05

Loriel писал(а):
Чеширский Бегемот писал(а):Ударное Я, например, может обозначать два звука ЙА или один - А. Причем это А, не совсем то же, которое обозначает ударное А.

Про это я не забывала, но не стала вставлять уточнение об этом, чтобы не удлинять свой пост. Надеялась на понимание.


Так это ваши "определение"? Простите тогда великодушно. Снимаю все претензиии.
Я-то решил, что думал это из статей пересказываете. И сразу, даром что сам дилетантствую, почуствовал какой-то непрофессионализм. Одно "изменение" (как термин) чего чего стоит. На форуме, понятно, многое простительно, задумываться некогда, лишь бы поняли. Но тут действительно недоразумение получилось. Определять звук через "звук, который "обозначает буква" невозможно в фонетических разговорахнеозможно. Понимаете, наверное.
А как в статьях-то это подаётся?

Loriel писал(а):
Чеширский Бегемот писал(а):Короче, приплетать сюда ещё и графику - совсем не гут.

Это неплохо, в условиях того, что интенсивность споров о терминах фонологии очень высока.

Это-то надеюсь не вами сделано? Я имел в виду, что стоит в формулировку терминов фонетики - фонетической мены в данном случае - привлекать ещё и понятия графики. Она вторична в данном случае. Ну то, короче, о чем уже писал выше.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Дидактико-филологическая проблема

Сообщение Loriel » 26 май 2011, 18:16

«Позиционные изменения» - нормальный термин. И не я одна его использую в качестве синонима позиционной мены.
Чеширский Бегемот писал(а):почувствовал какой-то непрофессионализм.

Что сделал напрасно.
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 4766
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:43

Re: Дидактико-филологическая проблема

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 19:20

Loriel писал(а):«Позиционные изменения» - нормальный термин. И не я одна его использую в качестве синонима позиционной мены.
Чеширский Бегемот писал(а):почувствовал какой-то непрофессионализм.

Что сделал напрасно.


так позиционные же. :lol:
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Дидактико-филологическая проблема

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 19:24

Loriel писал(а):«Позиционные изменения» - нормальный термин. И не я одна его использую в качестве синонима позиционной мены.
Чеширский Бегемот писал(а):почувствовал какой-то непрофессионализм.

Что сделал напрасно.


так позиционные же.
Хотя, имхо, всё равно не слишком удачно.
Но в исходном варианте даже этого не чувствовалось. Вообще смешивались все три возможых понимания. Я и высказался на тот предмет, что авторам надо их различать всё-таки. Тогда и ваш вопрос бы отпал сам собой.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Дидактико-филологическая проблема

Сообщение Эмилия » 26 май 2011, 19:24

Loriel писал(а):под ударением, а имеет в виду изменение звука по отношению к тому звуку, который обозначает определённая буква в ударном слоге в любом слове русского языка: «…[а] меняется на [Ъ] – к[Ъ]русель, т[Ъ]бурет».


А как бы Вы предложили это сформулировать? Ведь в "карусели" буква А пишется по традиции, никто не мешает "узаконить" :) КОРУсель и даже КЭрусель - говорить все одно будем с Ъ.
Мне кажется, все же в большинстве хороших учебников сначала приводят родственные корни, а потом объясняют, что в РЯ в безударных слогах вообще м.б. только [ъ], [ы] и [у]. И всё нормально.
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 14659
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 00:44

Re: Дидактико-филологическая проблема

Сообщение Loriel » 26 май 2011, 22:21

Эмилия, бывает, например, такое.
Автор вводит понятие качественной редукции. Даёт только примеры типа дом – домашний, кот – коты:) и т.п. Читающий видит качественную редукцию как изменение ударного звука на безударный в пределах одной морфемы.
И вдруг в списке заданий и вопросов после параграфа - какой гласный качественно редуцируется в слове «пальто».
______
Прошу прощения за удаление начального поста:)
Последний раз редактировалось Loriel 27 май 2011, 14:36, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 4766
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:43

Re: Дидактико-филологическая проблема

Сообщение Loriel » 26 май 2011, 22:33

Эмилия писал(а):
Loriel писал(а):«…[а] меняется на [Ъ] – к[Ъ]русель, т[Ъ]бурет».

А как бы Вы предложили это сформулировать?

Я бы предложила сказать "в слове "карусель" после К произносится Ъ".
Последний раз редактировалось Loriel 27 май 2011, 08:48, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 4766
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:43

Re: Дидактико-филологическая проблема

Сообщение behemothus » 26 май 2011, 22:40

Когда на эти темы говорит Эмилия, я умолкаю.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18


Вернуться в Вече

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9