Кроя лаком

Грамотное общение на любые темы

Кроя лаком

Сообщение mirage » 08 дек 2016, 03:48

Под девизом: "Чего б ещё разумного посеять?"
(Тигре спасибо за ветку "Стихи не очень всерьез", Tugle за одностишие Резник!)

Кажется, на первом зеленом форуме я открывала ветку "Записки с выставки", но это было так давно...

Поскольку позыв сеять время от времени накрывает, начинаю новую.

Я удержалась от песни Вайкуле в заголовке, попутно узнав, что "вернисаж" происходит от французского "покрывать лаком". Профессионалы любят говорить "вскрыть лаком". Ну а я нашла свой вариант, думаю, не без влияния Шнура.

Предлагаю здесь писать о разных выставках, вернисажах и проч. Уповаю, что нарочитая ошибка привлечет к ветке некоторое дополнительное стороннее внимание.

Вот-вот (12/12) закроется выставка Рафаэля в ГМИИ, но еще можно успеть.

Самая прекрасная и гармоничная там мадонна Грандука на тёмном фоне, дающем объекту свечение (Рафаэль заимствует приём, открытый Леонардо). Именно она считается культовой у итальянцев.
Изображение

А русские так любят Сикстинскую (по имени Папы Сикста, её заказавшего) за то, что она была поближе (в Дрездене) и путешественники в неё упирались чаще, а потом она сама гостила, реставрировалась и выставлялась у нас после войны. Меня Сикстинская не трогает совершенно, слишком мимимишная, имхо. Лицо мадонны Грандука тоже писано не с натуры, это результат конструктора, с которым Рафаэля познакомил Перуджино. "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича..." Перуджино и Рафаэль зарисовывали на улицах города понравившиеся им лица девушек, а в мастерской уже начинали лепить из отдельных черт некий ангельский образ. Поэтому нет портретного сходства, зато есть некий идеал.

Ещё я узнала, что на самом известном автопртрете (в возрасте 27 лет), который потом отпостимпрессионистит Дали, выполнив свой "Автопортрет с рафаэлевой шеей", есть второй автопортрет — теневой (справа).
Изображение
Считается, что первый теневой портрет создала дева из Коринфа, провожая своего парня на войну. Тень юноши упала на стену, и она обвела её углём. Рафаэль какбэ намекает этой тенью справа, что он знает легенду, что он — художник. Так что ни черный цвет, ни фасон платья и головного убора (это была общая мода), а именно тень — ключ. Он очень любил этот автопортрет, никогда с ним не расставался и везде возил с собой. Именно в этой прекрасной раме раннего Возрождения.

Самый загадочный на выставке портрет — это портрет Елизаветы Гонзага, герцогини Урбинской, ставшей его покровительницей после ранней смерти родителей.
Изображение
О Елизавете и её муже есть много инфы в инете, благо, сохранился целый трактат "Придворный", описывающий утонченные нравы её двора, написанный влюбленным в Елизавету поэтом Бальдассаре Кастильоне, которого герцог (см. портрет тоже Рафаэля) отправил от греха подальше послом сначала в Англию, а потом во Францию. Бальдассаре увёз с собою и этот портрет, считается, что он прятал его за зеркалом, встречаясь с Елизаветой взглядом всякий раз, когда в него гляделся (для влюбленных амальгама, вероятно, только в плюс : ).

Интригует фероньерка с черным скорпионом, держащим алмаз (естественно, она не скорпион по гороскопу и тогда, хвала всем богам, зодиакальным гороскопам значения не придавали), и скрытая под платьем подвеска на простой медной цепочке. Известно, что она увлекалась алхимией и астрологией. Обращает на себя внимание и платье с каким-то почти футуристическим геометрическим орнаментом. Ворот расшит буквами еврейского алфавита, изображения букв зеркально, расшифровать до сих пор не смогли, некоторые считают, что просто мода была — разные буквы на вороте вышивать. Мода такая действительно была, но мне в это верить не хочется, есть ведь и не самая обычная прическа с двумя тоненькими локонами-змейками. Есть версия, что под платьем спрятана подвеска в виде звезды Давида (видимо, из-за еврейских букв). Не знаю. Мне кажется, что она одета для какой-то мистерии, аналога спиритического сеанса начала XX века.
Еще три года назад картина эта была в грубоватой барочной раме, которая её несколько забивала. Имхо, эта подходит лучше и в сочетании с платьем дает какой-то вневременной импульс. Если вдруг кто-нибудь расшифрует надпись (привет нумерологам Грамоты), сообщите, плз! Крупный снимок ворота у меня есть.

Самым психологичным я бы назвала портрет неизвестной — "Немая".

Изображение
Обратите внимание на руки и на пристальный взгляд, словно считывающий слова с ваших губ.

Я вообще-то гораздо больше люблю Микеланджело и Леонардо из современников, но всё равно, мне выставка была интересна. Если кто был, напишите, как вам?
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38642
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:23

Re: Кроя лаком

Сообщение Тигра » 08 дек 2016, 06:28

mirage писал(а):А русские так любят Сикстинскую (по имени Папы Сикста, её заказавшего) за то, что она была поближе (в Дрездене) и путешественники в неё упирались чаще, а потом она сама гостила, реставрировалась и выставлялась у нас после войны. Меня Сикстинская не трогает совершенно, слишком мимимишная, имхо.

Мне так не кажется. Я ведь тоже от сахара отшатываюсь, но она не сахар, не мимими. Я её видела давно, ещё из СССР ездила один раз в Германию, но впечатление помню.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 48869
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Кроя лаком

Сообщение Эмилия » 08 дек 2016, 07:35

Mirage, а рисунки? И ангел?
Вообще фантастика, что разрешали делать фото, у меня половина телефона теперь в Рафаэле.
Я тут планирую в Третьяковку. Пойдем вместе?
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 7168
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 23:44

Re: Кроя лаком

Сообщение Amadeo » 08 дек 2016, 09:21

Спасибо. Буду с интересом заглядывать.
Не живьем, так хоть виртуально. ((
Аватар пользователя
Amadeo
 
Сообщений: 4444
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 10:10
Откуда: Беларусь

Re: Кроя лаком

Сообщение mirage » 08 дек 2016, 11:13

Там всё же не рисунки, как законченные произведения, а эскизы. Эскиз есть эскиз. Выставлены они там были ради интереса к процессу. А ещё интересно было бы сравнить эскизы Рафаэля и Микеланджело. Уж очень разная манера. Считается, что эскизы довольно чётко передают характер художника. И ещё иллюстрируется тот факт, что эскизы доставались ученикам, и они потом многократно копировали, повторяли образ, попросту сводя его. Линии профилей в результате стали раз в пять толще, это оч. хорошо видно.
Изображение
Тут, как я понимаю, сам Рафаэль отрабатывал узлы (на рукаве и в прическе). Почти Дюрер : ).

Что касается эскиза к мадонне Грандука, то он вообще мало примечателен. Просто всегда круто иметь в коллекции эскиз и саму законченную работу.

На Ватикан мы хотим купить билеты онлайн, когда начнутся продажи на январь. Не знаю, удастся ли. На Крымском всё гораздо хуже организовано, чем в ГМИИ (в плане продажи билетов), я на Айвазовского в результате ездила два раза. Думали: подъедем, постоим полчаса-час (как в ГМИИ) и пройдём, какое там... Хорошо, можно было купить в кассе билеты на три недели вперед, что мы и сделали).
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38642
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:23

Re: Кроя лаком

Сообщение mirage » 08 дек 2016, 11:31

Ангел удивительный. Тот же идеальный, не побоюсь тавтологии, ангельский образ. Интересна и история, как ангел из-за того, что картина обгорела при пожаре, был превращен владельцем просто в молодого человека с замазанными оливковым фоном крыльями (из большой алтарной картины были вырезаны четыре уцелевших фрагмента, ставшие отдельными картинами), а потом в результате реставрации вновь обрел крылья. Просто роман!
Изображение

И этого ангела он создал в 17 лет, уже превзойдя, как мне кажется, своего учителя Перуджино.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38642
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:23

Re: Кроя лаком

Сообщение Loriel » 08 дек 2016, 13:08

Спасибо, mirage. Особенно трудно оторвать взгляд от Madonna del Granduca.
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 3590
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:43

Re: Кроя лаком

Сообщение mirage » 08 дек 2016, 13:59

Пожалуй, ты права, Тигра, это я слишком увлеклась. Я, конечно, и от Сикстинской не отшатываюсь, она прекрасна, но вот как-то во мне она ничем особо не отзывается. И колорит мне не очень. Не знаю... Надо будет ещё к ней присмотреться по возможности в реале.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38642
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:23

Re: Кроя лаком

Сообщение Эмилия » 08 дек 2016, 17:17

Mirage, я очень люблю "Сикстинскую". Не только за главную героиню - там еще один женский образ есть! Как я понимаю, в Пушкинском мы могли ее же видеть - вместе со Святой Цецилией. А еще одна на вилле Боргезе с единорогом есть - и у меня на даче в дочкиной комнате, это ее любимый портрет.
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 7168
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 23:44

Re: Кроя лаком

Сообщение mirage » 08 дек 2016, 18:30

А дочка знает, что по последним данным там изначально была собачка? : )
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38642
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:23

Re: Кроя лаком

Сообщение Эмилия » 08 дек 2016, 18:39

Знает... Она ведь тоже собачку хотела, поэтому Август часто сопоставляется с этим зверем. А еще у нее есть другая любимая картина - женщина с хорьком.
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 7168
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 23:44

Re: Кроя лаком

Сообщение Тигра » 08 дек 2016, 21:55

Эмилия писал(а):другая любимая картина - женщина с хорьком.

Которого раньше горностаем считали? Да и хорёк, мне помнится, под сомнением.

К нам её привозили в некрупный город Милуоки, это была выставка одной картины. Мы специально туда ездили. Там музей красивейший построил знаменитый Калатрава. А именно в Милуоки её привезли, потому что там большая польская община.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 48869
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Кроя лаком

Сообщение Эмилия » 08 дек 2016, 22:38

Тигра:) Мне кажется, я эту байку рассказывала.
Дочь делает дом.задание по истории. Класс 6. Крик: Мам, кто написал картину "Женщина с хорьком"? А барышня у нас вумная... :) Я прям немею. Крик: Так Рафаэль или да Винчи? Тут мы и поняли, что за "дама с горностаем" имелась в виду.
Помню, в Кракове я всех научила, что картина именно "Женщина с хорьком"...
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 7168
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 23:44

Re: Кроя лаком

Сообщение Тигра » 08 дек 2016, 22:54

Прелесть!
Но горностай, мне кажется, опровергнут окончательно.

P. S. Нет,я неправа.

Русская Вики: Существует версия, которой среди прочих придерживался Вильгельм фон Боде, что на картине изображён не горностай, а фуро - альбиносная форма домашнего хорька.
И в английской Вики: ...it has been speculated that the animal in the painting appears not to be an ermine,[11] but a white ferret, a colour favoured in the Middle Ages because of the ease of seeing the white animal in thick undergrowth.

Но у горностая интересная символика.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 48869
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Кроя лаком

Сообщение Хелена » 08 дек 2016, 23:15

Когда я была в Кракове, это была еще "Дама с горностаем".
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 36443
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 16:46
Откуда: Россия

Re: Кроя лаком

Сообщение Тигра » 08 дек 2016, 23:27

Хелена писал(а):Когда я была в Кракове, это была еще "Дама с горностаем".

Да название-то в любом случае изменять не будут, это ясно.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 48869
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Кроя лаком

Сообщение mirage » 09 дек 2016, 01:37

У меня с этой дамой тоже было интересное свидание. Я в Кракове очень хотела увидеть именно её. И вот мы первым делом направляемся к музею Чарторыйских, а он оказывается закрыт, не помню уже почему. Я в трансе, просто убита, надо сказать, что я Леонардо раз в сто люблю больше Рафаэля. Мы гуляем по старому Кракову, заходим в разные соборы, обедаем "Под ангелами" и вечером уже не успеваем в Вавель. Направляемся туда утром на следующий день, и о чудо — там в Королевском замке проходит как раз выставка одной картины. И эта картина —"Дама с горностаем". Счастье есть! Для меня между нею и "Дамой с единорогом" лежит пропасть. Кстати, "Даму с единорогом" лет пять назад привозили в Москву. И народ не ломился, спокойно можно было ходить. Вот я не знаю, кого благодарить: инстаграм, Шнура или Путина с его походом на Серова. Я ж еле-еле на Айвазовского попала.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38642
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:23

Шел в комнату, попал в другую

Сообщение mirage » 14 мар 2017, 13:30

В ГМИИ недавно закончилась параллельная выставка капричосов Гойи и Дали.
Гойю я затвердила наизусть с детства, видела неоднократно, самое сильное впечатление офорты эти произвели на меня под землей, когда их выставляли в Музее археологии Москвы.
Что касается офортов Дали (он повторил офорты Гойи, кое-где добавил цвет, поразбрасывал там и сям костыли и фрагменты "Великого мастурбатора", сделал свои подписи), то я не могла отделаться от ассоциации с разрисованным мальчишками учебником. Собственно, "Капричос" и был таким учебником для Дали. Если лица рассматривать пристально, не отвлекаясь на подрисовку, то видна пропасть между двумя художниками.

Но самое интересное другое:

гораздо больше меня впечатлила выставка, только что открывшаяся в музее — "Искусство Европы 1945-1968", о которой я вообще не знала и зашла на неё уже после Дали с Гойей.
Расцвет экспрессионизма и его антитеза — поп-арт. И не только.
Мало этого: тогдашние темы стали невероятно актуальны сейчас, в наше время. Я смотрела и вспоминала в том числе наши обсуждения. Вашему вниманию
бескомпромиссный


Изображение
Треблинка

Изображение

Инвалид

и в то же время невероятно гармоничный Сидур:

Изображение
Мать и дитя
tbc
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38642
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:23

Re: Кроя лаком

Сообщение Эмилия » 06 апр 2017, 07:41

Изображение

Хотя еще не завтра, но не могу не похвастаться: мне подарили пазл из Прадо, целиковый! С моим любимым Благовещением! Я, увы, только фреску в коридоре живьем видела. В выходные начну собирать! 1500!
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 7168
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 23:44

Re: Кроя лаком

Сообщение Тигра » 06 апр 2017, 09:15

Эмилия, в каком коридоре? Коридоре Прадо?
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 48869
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Кроя лаком

Сообщение Эмилия » 06 апр 2017, 11:09

Нет, в монастыре св. Марка во Флоренции. Я поэтому обрезанный вид выложила, там именно так на фреске в коридоре. А мне подарил человек, вернувшийся из Прадо, так что собирать я буду полный вид.
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 7168
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 23:44

Re: Кроя лаком

Сообщение Тигра » 06 апр 2017, 11:25

Эмилия писал(а):Нет, в монастыре св. Марка во Флоренции.

Да! То-то я удивилась. Я его снимала с лестницы просто так уж, для порядка. В плохом свете и глядя вверх. Но и купила настоящую хорошую репродукцию.
А дальше они, гады, всюду запрещали снимать.

Изображение

Но тогда что такое "полный вид"?
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 48869
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Кроя лаком

Сообщение Эмилия » 06 апр 2017, 11:31

Ну да, а в Прадо райский сад еще. Соберу - сфоткаю.
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 7168
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 23:44


Вернуться в Курилка

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 9