Про карикатуриста, который вдруг взял себе псевдоним из русского языка.
После Русской кампании Наполеона много французских солдат осталось в России, кто случайно, кто добровольно, а кто и вынужденно. Один из солдат наполеоновской армии по фамилии Пуаре (Poirée) попал в плен, потом женился на русской девушке, открыл в Москве гимнастический зал и стал довольно известной персоной. Например в книге «Памятные места на Неглинной улице» Сорокина упоминается, что школу гимнастики и фехтования Пуаре посещали Л. Н. Толстой, А. В. Сухово-Кобылин и другие. В дневнике Толстого так же упоминается Пуаре.
Семейство Пуаре было довольно известно. Так, внучка того самого французского солдата Мария Пуаре была артисткой театра Лентовского и писала романсы. Двое из внуков довольно забавным образом упоминаются в очерке Максима Горького «Палач»: «… полицейский пристав Пуаре, бывший повар губернатора Баранова, хвастун и пьяница — он называл себя родным братом известного карикатуриста Каран д'Аша». В романе того же Горького «Жизнь Клима Самгина» тоже упоминаются Пуаре: «— Пуаре? — переспросил он неестественно громко и неестественно оживленно начал рассказывать: — Он — брат известного карикатуриста Каран д'Аша, другой его брат — капитан одного из пароходов Добровольного флота, сестра — актриса, а сам он был поваром у губернатора, затем околоточным надзирателем, да…».
Каран д’Аш — настоящее имя Эммануил Яковлевич Пуаре, родился в России (1858), в Москве, потом в 19 лет решил эмигрировать (вернуться на историческую родину предков) во Францию (1877). Там поступил на военную службу и стал художником-баталистом, делал эскизы нового обмундирования для французской армии (прям, как наш Юдашкин). Он подписывал свои рисунки и карикатуры, которые публиковались в газетах, псевдонимом, аристократично звучащим на французский манер, — Caran d’Ache (карандаш).
Его считают родоначальником карикатуры.
Именем Каран д’Аша названа единственная швейцарская компания, выпускающая эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары: основатель компании «Caran d’Ache» Арнольд Швейцер был большим поклонником творчества Эммануэля Пуаре. Повлиял Пуаре и на выбор псевдонима известного русского клоуна Михаила Румянцева: «Я искал псевдоним, соответствующий моей будущей маске, и притом такой, который легко произносился бы и запоминался, в частности, детьми: короткий, особенный, редко встречающийся», и тут в музее Ленинградского цирка на глаза Румянцеву попался альбом карикатур француза Каран д’Аша. Так появился русский клоун Карандаш.
http://gogr.narod.ru/coll/poire/poire.html