Страница 1 из 2

Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 15 сен 2020, 01:56
mirage
Не прошло и тридцати лет, как я «открыла для себя» очередную азбуку — прозу Дины Рубиной.

Почему именно в отношении неё я решила применить подход, сходный подходу Нагасавы из «Норвежского леса» Мураками, я не знаю. То ли гендерности прозы опасалась, то ли излишнего национального колорита, то ли еще чего — Бог весть. Но я решила дать возможность Рубиной пройти «крещение временем», ага : ).
А отзывы хорошие встречала постоянно, в том числе и на форуме, это да.

И вот этим летом наконец собралась и, можно сказать, дорвалась. Первым было «На солнечной стороне улицы» (понравилось), потом « «Почерк Леонардо» (так себе), «Синдром Петрушки» (очень понравилось). Сейчас начала «Голубку». А ведь я думала, что беллетристика уже практически не способна меня очаровать или хотя бы увлечь. Прямо по Шаламову:

Авторская воля, направленная на описание придуманной жизни, искусственные коллизии и конфликты (малый личный опыт писателя, который в искусстве нельзя скрыть) раздражают читателя, и он откладывает в сторону пухлый роман.


Меня у Рубиной мало что раздражало, наоборот, почти всё в её прозе было созвучно моему мироощущению.

Очень хороши у неё описания городов. Во многих из них я бывала, я сравнивала свои ощущения с её погружениями и радовалась практически как дитя. Больше всего в Праге (из «Синдрома Петрушки»).

Кстати, о детстве. В моём необычайной и в общем-то незаслуженной популярностью пользовались романы Хейли. Помните этот нестандартный длинный недофолиант «Аэропорт. Отель»? Хейли с головой окунал своего читателя в профессиональное закулисье самых разных миров — гостиничный бизнес/банковский/авиаперевозки, etc. Много интересной инфы, но при этом сплошные литературные клише, короче, ремеслуха.

Рубина тоже в каждом своём романе старается заинтересовать читателя, увлечь его за кулисы, рассказать что-то неожиданное, новое. В «Почерке Леонардо» это мир Цирка (в том числе и Cirque du Soleil), причём я бы сказала, что мир этот у неё предстаёт в самом неприглядном свете; это Зеркала и Фагот. В ‘Синдроме Петрушки» это куклы, кукольный театр. Мне даже захотелось срочно пойти в Образцовский музей. Это мир живописи и коллекционеров в «Голубке». А вот в книге « На солнечной стороне улицы» это совсем не живопись, хотя главная героиня — художница, это утраченный после землетрясения Ташкент.

Всё тот же Шаламов в своём эссе «О прозе» пишет:

Современная новая проза может быть создана только людьми, знающими свой материал в совершенстве, для которых овладение материалом, его художественное преображение не являются чисто литературной задачей, а долгом, нравственным императивом.

Подобно тому, как Экзюпери открыл для людей воздух, – из любого края жизни придут люди, которые сумеют рассказать о знаемом, о пережитом, а не только о виденном и слышанном.

Есть мысль, что писатель не должен слишком хорошо, чересчур хорошо и близко знать свой материал. Что писатель должен рассказывать читателю на языке тех самых читателей, от имени которых писатель пришел исследовать этот материал. Что понимание виденного не должно уходить слишком далеко от нравственного кодекса, от кругозора читателей.

Орфей, спустившийся в ад, а не Плутон, поднявшийся из ада.

По этой мысли, если писатель будет слишком хорошо знать материал, он перейдет на сторону материала. Изменятся оценки, сместятся масштабы. Писатель будет измерять жизнь новыми мерками, которые непонятны читателю, пугают, тревожат. Неизбежно будет утрачена связь между писателем и читателем.

По этой мысли – писатель всегда немножко турист, немножко иностранец, литератор и мастер чуть больше, чем нужно.

Образец такого писателя-туриста – Хемингуэй, сколько бы он ни воевал в Мадриде. Можно воевать и жить активной жизнью и в то же время быть «вовне», все равно – «над» или «в стороне».

Новая проза отрицает этот принцип туризма. Писатель – не наблюдатель, не зритель, а участник драмы жизни, участник и не в писательском обличье, не в писательской роли.

Плутон, поднявшийся из ада, а не Орфей, спускавшийся в ад.

Выстраданное собственной кровью входит на бумагу как документ души, преображенное и освещенное огнем таланта.


Ну, понятное дело, Шаламов о себе толкует, Бог с ним, что же касается Рубиной, то мне кажется, что ей удаётся идеально соблюсти баланс. Она, конечно, Орфей, а не Плутон, но Орфей удивительно подкованный и проникнутый : ).

На другой ветке вспомнили об инклюзивном обучении, что, собственно, и подтолкнуло меня к написанию этого поста. Непростая тема. На днях встретилась фотография восьмидесятых годов, на ней школьники инуиты. У многих на лицах печать вырождения, достаточно явная. Я решила почитать о них побольше, оказалось, что инуиты прошли через эффект «бутылочного горлышка» (сокращение генофонда (то есть генетического разнообразия) популяции вследствие прохождения периода, во время которого по различным причинам происходит критическое уменьшение её численности, в дальнейшем восстановленное). Через этот же эффект прошли и ашкеназы, именно поэтому генетические тесты часто обязательны.

Читая « Синдром Петрушки», я, естественно, полезла в Википедию узнать побольше о синдроме Ангельмана. И первое, что я увидела там, была поразившая меня прошлой осенью картина Карото в музее Вероны.

Синдром назван по имени британского педиатра Гарри Ангельмана[4], впервые описавшего его в 1965 г. в статье «Дети-"марионетки": Сообщение о трех случаях»[5] Толчком к обобщению — на основе типичных клинических проявлений — тех случаев заболевания, которые врач наблюдал в своей практике, послужила увиденная им во время отпуска в Италии, в музее Castelvecchio в Вероне картина Джованни Франческо Карото, на которой был изображен смеющийся мальчик с рисунком шарнирной куклы в руке.


Я-то год назад как вкопанная замерла в замке у этой картины. Вот её фото:

Изображение

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 15 сен 2020, 09:16
mirage
Скажите, кто-нибудь смотрел многосерийные фильмы, снятые по «На солнечной стороне улицы» и “Синдрому Петрушки» (с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым)? Последний точно хочу посмотреть, но из-за любимых актеров немного опасаюсь разочарования.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 15 сен 2020, 09:26
Тигра
Второй я посматривала несколько лет назад. Впечатления не сложила.

К Рубиной отношусь осторожно, но читаю. Ужасным показалась одна из последних вещей, «Бабий ветер». Фальшиво, да при этом ещё и с попыткой шокировать.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 15 сен 2020, 09:37
ne znatok
В свое время я читала Рубину, и даже с удовольствием. Писала она хорошо. Но потом читать перестала.
Почему? Cтало неинтересно. Всё знакомо, вот прямо мои реакции, мои наблюдения... a я люблю, чтоб было НЕ про меня. Поэтому читаю Лимонова, Сорокина и Пелевина. Еще Петрушевская сильно удивляла, хотя сейчас меньше. A Рубина - ну вот не удивляет, не раздражает, не царапает... ни с чем не хочется не согласиться, возмутиться... и не понятно, зачем читать

Помню, читала Толстую, возмущалась, издевалась (на синем форуме была бурная дискуссия)... там же, в архиве, говорили об Улицкой, Гавана назвала ее русофобкой... В общем, было о чем поспорить. А про Рубину - ну нет предмета спора. Да, пишет хорошо. Но мне этого как-то сейчас мало.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 15 сен 2020, 10:06
mirage
А я вот радовалась этому совпадению, этому «про меня». В реале всё больше пелевинско-сорокинского, лимонного (я не только о России, само собой), жизнь стремительно уходит в сюр, и уже хочется других красок, так что мне эти её книги именно что на душу легли. Хотя в «Голубке» уже начал ощущаться коммерческий подход, как и в «Почерке Леонардо» местами.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 15 сен 2020, 10:27
ne znatok
Полета нет.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 15 сен 2020, 10:42
fililog
Мне ее рассказы нравятся. В последнее время не могу читать крупные произведения (не только у нее, вообще), начала с книги, которую они с мужем вдвоем сделали: его картины — она историю написала. «Окна».

А по поводу фильма:

«Синдром Петрушки» снимал очень талантливая режиссер, в фильме играют мои любые актеры - Чулпан Хаматова и Евгений Миронов, но сам фильм не имеет к моему роману никакого отношения. А уж что касается выбора города для съемок - о чем вы говорите, если в «Синдроме Петрушки» нет Праги! Нет Львова, нет Израиля… А есть только Санкт-Петербург - я его очень люблю, но это не кукольный город. Единственный способ не говорить своего мнения об экранизации - не смотреть.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 15 сен 2020, 12:30
mirage
ne znatok писал(а):Полета нет.

Есть в описании городов, они ей особенно хорошо удаются. И уже за это спасибо, особенно сейчас.

fililog, спасибо за её мнение о фильме. Я тоже совершенно не представляю себе этот роман без Праги и Израиля, без Львова. Это нонсенс. И у СПб совсем другая тема. Как жаль.

Спасибо и за инфу по «Окнам», посмотрю-почитаю.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 15 сен 2020, 12:31
adada
Был в СССР такой доктор философских наук Овший (Иегошуа) Яхота, написал труд с выдающимся названием "Что есть истина". Затем в 1975 году съехал в Израиль, прожил там еще почти 30 лет, но знатоком истины -- новой истины! -- проявить себя так и не смог.
Не повторила ли писательница и философ Рубина творческую судьбу философа и писателя Яхоты?

+
А вот устная рассказчица Дина Рубина всё ещё вкусна, я ее как-то раз в какой-то записи слушал.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 15 сен 2020, 12:41
mirage
Отнюдь. Замечательный «Синдром Петрушки» написан в 2010 году,

а на ПМЖ в Израиль она уехала в конце 1990. Уверена, что Вы это знали, adada, тогда к чему Ваш пост? Тем более, что Вам её проза была не чужда, как видно по сохранившемуся архиву форума.

Наоборот, мне кажется, разнообразные впечатления от мира только обогатили её талант.

Ну а необходимость зарабатывать, коммерциализация искусства превосходно произрастают и на отечественной почве. Искус был всегда и везде. Вот только давеча Нагибина вспоминали, который лавировал, лавировал... думаю, всё-таки вылавировал хотя бы «Терпением».

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 15 сен 2020, 12:56
adada
Или знал, или догадывался. Но специфика литератора в том, что его писательскому дневи довлеет "злоба" накопленного им ранее художественного багажа. Тогда как "чистый" философ актуализируется в его представлениях о будущем, извлекаемых из его наличных нейронных констелляций.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 15 сен 2020, 14:22
Хелена
mirage писал(а):Я-то год назад как вкопанная замерла в замке у этой картины.

А перед ней, похоже, все замирают. И многие фотографируют:

Изображение

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 15 сен 2020, 22:24
fililog
Не только замирают, не только фотографируют...
Я помню этот портрет по истории загадочного похищения 17 картин из этого музея.

Музей охраняется 24 часа в сутки. Кража была совершена в тот момент, когда происходила пересменка охраны - большинство людей покинули здание, но сигнализация ещё не была полностью активирована. 17 картин сняли со стен и вынесли из музея в течение 10 минут. Охранника связали и забрали у него ключи от машины, на которой грабители и скрылись. Все записи с 48 камер наблюдения были изъяты полицией.
Ограбление совершили три человека, при этом, замешанными в ограбление оказались десять молдаван и трое итальянцев.
Оказалось, что охранник музея, который был связан во время ограбления, был в сговоре с похитителями. Его брат сожительствовал с уроженкой Молдавии, которая и подговорила братьев пойти на это ограбление. Дама также играла роль посредника между заказчиками и исполнителями.


Картины нашли на Украине, на острове реки Турунчук на границе Одесской области и Молдовы. Хэппи-энд, все вернули в Италию.
http://www.veronavisita.it/?p=12599

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 00:28
mirage
Спасибо, fililog, интересная статья по ссылке.

Вот фрагмент:
на портрете в Кастельвеккио изображен неизвестный персонаж, даже пол нелегко определить, некоторые предполагают, что это девочка, некоторые, что речь идет о больном ребенке. Замечают несимметричную улыбку, которая характеризует иногда нервные болезни. (В Вероне не редкость улыбающиеся персонажи — смеется Святой Зенон Веронский в Базилике Святого Зенона, застыло в вечной улыбке лицо на статуе Кангранде делла Скала


Вот и я сначала подумала, что это девочка. Моя первая ассоциация была связана с Марией Сурбарана:
Изображение
Этот красный и оливковый...

Что касается Кангранде, то вот он:
Изображение .

Статуя тоже поражает этой своей улыбочкой, поскольку вообще-то должна стоять не в музее, а на вершине подвесной воздушной гробницы скалигера.
Вид днём:
Изображение
Вид ночью:

Изображение

Однако, по нынешней моде, оригинал отправился в музей, а на гробницу водрузили копию. Полагаю, Кангранде бы этого не одобрил.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 00:45
Тигра
Ну и совпадение!
Только вчера поставила на Фликр своё фото этого места:

Изображение

Поищу, нет ли у меня крупного плана.

P. S. Жаль: есть, но не спереди. Лица нет.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 07:03
Хелена
Посмотрела у себя. Их три, причем имеются крупным планом, но на двух, которые лицом, эти самые лица - не те. Третья - спиной, лица не видно. Вот та, которая у mirage на фото справа. К сожалению, видимо, это она и есть.
Похоже, все фотографируют примерно с одной точки.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 07:43
Тигра
У меня есть и с других точек (в том числе с забавной), но не крупный план.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 08:02
fililog
Тигра, на вашем фото статуя Кангранде делла Скала спряталась за арку, ее не видно.
Хорошо литсо видно у той статуи, которая в музее, у оригинала.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 08:06
Тигра
fililog писал(а):Тигра, на вашем фото статуя Кангранде делла Скала спряталась за арку, ее не видно.
Хорошо литсо видно у той статуи, которая в музее, у оригинала.

Да, в музее я не фотографировала вообще.
Эту я поместила, удивившись совпадению. Вот чессслово, именно вчера эту фотку загрузила на Фликр!

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 08:26
ne znatok
Решила почитать немного Петрушку, нашла онлайн...

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 10:00
mirage
Да, у меня тоже было это чувство именно при чтении этой книги. Она словно бы доцифровая. Как и сам Пётр, как и Лиза.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 10:01
mirage
ne znatok!

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 10:01
ne znatok
Очень странное впечатление. Давно не читала такого рода литературы. Так странно... Как будто я вернулась в прошлое лет на 25-30 назад. Я тогдашняя читала такие книги - нечасто, даже, пожалуй, редко, но зато регулярно. Ну, например, одну книгу в год. Я сегодняшняя - не могу. Т. е. я читаю, но удовольствия - ноль. Не могу сказать, что неинтересно, нет, достаточно интересно. Но вот совершенно не притягивает. Ощущаю себя бесчувственным чурбаном.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 10:03
ne znatok
mirage писал(а):ne znatok!

Извини, не хотела разбивать свой пост.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 10:04
mirage
Сознаюсь, я ее слушала в исполнении Рубиной. Читает она замечательно, очень тёплые живые интонации. И ещё редко, но звучал этот свинг, в который я теперь тоже влюблена без памяти.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 10:11
fililog
Я хотела как раз сказать, что Рубина начитывает свои книги. Я слушала «На солнечной стороне улицы». Она, кстати, рассказала:

Меня довольно часто спрашивают: где можно посмотреть картины Веры Щегловой? Я не знаю, что ответить, боюсь огорчить читателей, обозначив ответом бесплотность героини моего романа. Я скрываю, что даже знаменитую джазовую композицию, давшую имя названию книги, прослушала только недавно и удивилась тому незначительному впечатлению, которое она на меня произвела. Если вдуматься, то и моего родного города, который так пронзительно реален в посвященном ему романе, больше нет на свете; есть другой, который не имеет ко мне никакого отношения. Так что же реально, черт побери? Неужели только солнечный свет, который затоплял его улицы, наши детство и юность, нашу любовь; всю нашу жизнь…

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 10:19
ne znatok
Мне кажется, Рубина просто устарела. Начиная с какого-то этапа своей писательской жизни она оказалась не способна к саморазвитию. У нее наработано очень приличное мастерство, она вроде бы пишет о разном, а получается какое-то хождение по кругу. Она очень любит Израиль и иврит, всюду передает свою любовь, но с какого-то момента это уже не так интересно, те же краски, те же чувства.
Понятно, что это сугубо мое крайне субъективное мнение.

Лучшей ее вещью по-прежнему считаю "Камера наезжает" (говорила уже об этом на форуме).

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 10:22
Тигра
"Бабий ветер" про Америку.
Думаю, ты верно сказала, что она устарела. И явно сама это понимает, пытается прорваться куда-то. Но с этим "Ветром" не вышло ну совсем никак.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 11:37
mirage
Когда она пишет про сегодняшний день — возможно, устарела. Есть натужность. Но вот когда она пишет про прошлое — и про Ташкент, и про Львов — не оторвёшься. И Израиль она описывает с неподдельной любовью, да. Даже совершенно убогий Эйлат (не само место, но город) выглядит у неё достаточно привлекательно.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 16 сен 2020, 13:00
adada
Рубина писал(а):Если вдуматься, то и моего родного города, который так пронзительно реален в посвященном ему романе, больше нет на свете; есть другой, который не имеет ко мне никакого отношения. Так что же реально, черт побери? Неужели только солнечный свет, который затоплял его улицы, наши детство и юность, нашу любовь; всю нашу жизнь…


В связи с чем стоило бы восстановить в памяти и еще раз воспроизвести на форуме мысль Генри Миллера (сформулированную им в "Черной весне", но контрапунктом проходящую, наверно, и по другим его произведениям):

One must act as if the past were dead and the future unrealizable. One must act as if the next step were the last, which it is. Each step forward is the last, and with it a world dies, one’s self included.
    -- Нужно так вести себя, как будто прошлое мертво, а будущее неосуществимо. Нужно так вести себя, как будто следующий шаг будет последним, каковым он в сущности и является. Ведь каждый шаг вперед — последний: с ним сокрушается мир, и собственное я — здесь не исключение.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 17 сен 2020, 05:39
ne znatok
mirage писал(а):Но вот когда она пишет про прошлое — и про Ташкент, и про Львов — не оторвёшься.

Это если ты в первый раз ее читаешь. А у нее такое в каждой книге, прямо помешательство. Один раз прочел, два, три... потом уже опасаешься открывать.(

Вот, например, Шагал со своим местечком - всю жизнь он рисовал это местечко, а всё равно интересно; почему - Бог весть. A Дина не Шагал. )

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 17 сен 2020, 06:26
Хелена
Честно говоря, для меня (подчеркиваю, для меня) и Шагал в этом смысле избыточен.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 17 сен 2020, 08:12
Тигра
ne znatok писал(а):Вот, например, Шагал со своим местечком - всю жизнь он рисовал это местечко, а всё равно интересно; почему - бог весть.

Наверное, в том, что художественная мысль, идея всегда другая. То же, да не то.
И исполнена большим талантом.

А у Рубиной всегда то.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 17 сен 2020, 12:21
adada
Дина Рубина из тех мастеров, что и из одной струны могут извлечь щемящие звуки. Инструментарий писательницы, конечно, многообразнее, но струна ее советского прошлого звучит особенно чувствительно. За что она, наверно, и не созвучна тем, кто к тому же прошлому относится негативно, а может быть даже и с глухой злобой.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 17 сен 2020, 12:23
fililog
adada писал(а):Дина Рубина из тех мастеров, что и из одной струны могут извлечь щемящие звуки. Инструментарий писательницы, конечно, многообразнее, но струна ее советского прошлого звучит особенно чувствительно. За что она, наверно, и не созвучна тем, кто к тому же прошлому относится негативно, а может быть даже и с глухой злобой.

Вы ее ещё и в сторонницу коммунизма запишите.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 17 сен 2020, 12:41
adada
Писатели и писательницы записывают себя и за собой сами, мы их можем только зачитать и зачесть.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 17 сен 2020, 17:52
mirage
ne znatok писал(а):
mirage писал(а):Но вот когда она пишет про прошлое — и про Ташкент, и про Львов — не оторвёшься.

Это если ты в первый раз ее читаешь. А у нее такое в каждой книге, прямо помешательство. Один раз прочел, два, три... потом уже опасаешься открывать.(

Вот, например, Шагал со своим местечком - всю жизнь он рисовал это местечко, а всё равно интересно; почему - Бог весть. A Дина не Шагал. )

: ) ну да, я ж написала: я — э... новичок. С наслаждением сравнивала её описания Львова и Праги со своими воспоминаниями.

А какие у Довлатова повторы? Это ж жуть. А у Ирвина Шоу? Помню, всё удивлялась в детстве.

Интересно у Шаламова. У него тоже есть повторы каких-то эпизодов (судеб) в рассказах (парнишка из-под Тумы, к примеру) и иногда встречаются несовпадения. Так вот он пишет, что делал это в «Колымских рассказах» намеренно, поскольку с ошибкой (неточностью) лучше запоминается.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 17 сен 2020, 18:07
mirage
adada писал(а):Дина Рубина из тех мастеров, что и из одной струны могут извлечь щемящие звуки. Инструментарий писательницы, конечно, многообразнее, но струна ее советского прошлого звучит особенно чувствительно. За что она, наверно, и не созвучна тем, кто к тому же прошлому относится негативно, а может быть даже и с глухой злобой.


Полно, adada, Вы Рубину ли читали? И у кого это на этой ветке Вы «глухую злобу» рассмотрели? Пока она только в этом Вашем посте проступила, увы.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 17 сен 2020, 18:49
fililog
mirage писал(а):
adada писал(а):Дина Рубина из тех мастеров, что и из одной струны могут извлечь щемящие звуки. Инструментарий писательницы, конечно, многообразнее, но струна ее советского прошлого звучит особенно чувствительно. За что она, наверно, и не созвучна тем, кто к тому же прошлому относится негативно, а может быть даже и с глухой злобой.


Полно, adada, Вы Рубину ли читали? И у кого это на этой ветке Вы «глухую злобу» рассмотрели? Пока она только в этом Вашем посте проступила, увы.

Да о себе он, о любимом: у него струна прошлого постоянно цепляется и уже даже не звучит, а стонет; и у него же глухая злоба ко всем, кто его прошлое не любит или не хочет идеализировать. Зачем он это Рубиной приписывает — вопрос риторический: ему так хоцца.

Re: Дина Рубина

СообщениеДобавлено: 17 сен 2020, 18:54
adada
Ну, мы же здесь не обязаны в своих размышлениях ограничиваться практикой взаимоотношений исключительно с зарегистрированными участниками форума.
Лично мне известны примеры злобного отношения выходцев из СССР к их родине, не представленных персонально на нашем форуме — и я могу себе представить, как может влиять их предубежденность в том числе и на оценку тех или иных явлений.
Если говорить применительно к Дине Рубиной, моя гипотеза, мое оценочное мнение основывается на том, что если признать, что акме ее творчества связано с ее советским жизненным опытом, этот факт может ощутимо влиять на отношение к ней тех самых абстрактных и неназванных лиц, которые к нашему общему прошлому относятся «негативно, а может быть даже и с глухой злобой».

+
Попутно хочу подчеркнуть, что правило отвлеченности от личностей участников в дискуссиях я считаю основополагающим. И готов делать исключения только для тех, кто настаивает, чтобы о них тут персонально говорили.