Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Делимся впечатлениями о прочитанном

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение Хелена » 10 авг 2020, 10:01

Тигра писал(а):12 лет!
Какие там "мотивы" взрослых людей? Да ещё к тому же кумиров.

Знаю массу детей, которые прекрасно считывали мотивы поступков окружающих, даже нюансы их настроения. Просто напомню, что через меня ежегодно проходило до 150 детей разных возрастов.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 53213
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение Хелена » 10 авг 2020, 11:21

ne znatok писал(а):
Хелена писал(а):Нет, я подчеркнула в цитате другое - "не думал об этом".
Это очень характерно для эгоцентриков, именно потому, что они рассматривают любое событие с единственной точки зрения. Своей. Все люди вокруг действуют ради них или, если несколько, хотя и не очень сильно, утрировать, назло им. Эгоцентрик в прямом смысле не способен не то что понять, а даже задуматься, почему тот или иной человек поступает по отношению к нему таким образом.

Хелена, это, вероятно, правильно и так и есть, но у меня не получается отнести всё это к четверокласснику.
Материал сопротивляется.

Нет, конечно, не сопротивляется нисколько. Недаром психологи пишут про детей и стариков. Дети - это не только "от трех до пяти".
Ты исходишь из того, что эгоцентрик обдумывает свое отношение. Но нет же. Он просто так живёт, как дышит. Для него естественно не задумываться о том, что у окружающих своя жизнь. И объяснить ему это не представляется возможным. Это всё равно что заставить не дышать.
Как можно заставить слепого увидеть мир?
Глухого - услышать звуки?
Так и тут.
Он на подсознательном уровне ставит себя в центр Вселенной. Если кто-то с этим не согласен, он называет его бездушным, наглым, невнимательным (придумай любой эпитет) и вычеркивает из своей жизни (хорошо, если только из своей; я наблюдала, как эгоцентрик поссорил двух очень давних, очень хороших друзей, один из которых был его близким родственником: тому пришлось выбирать из двоих). При этом он часто довольно долго оценивается посторонними людьми весьма высоко... пока они сами не столкнутся с его требованиями.
Еще раз повторю: это не угрюмое чудовище с рогами. Порой, когда ему нужно, это вообще душа общества.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 53213
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение adada » 10 авг 2020, 11:37

Нагибин был, как известно, весьма "остёр". И не только по-писательски, но и по-человечески, в силу свойств своего характера.
Предполагаю, что-то в окружающих его весьма раздражило и даже раздразнило. Вероятно, источник раздражения был в ближайшем кругу -- и он решил высказаться, остро, но максимально аллегорически и безупрёчно, не давая повода для упреков. Памятуя, что всем прекрасно известна максима Экзюпери, что все мы, весь наш род, "родом из детства", он недвусмысленно перенес конфликт в детство персонажа рассказа. А чтобы авторская связь со взрослой (сексуальной?) жизнью тем не менее была реминисцентно зафиксирована, опытный литератор и виртуоз пера Нагибин придал своему рассказу сходство с рассказами из "Темных аллей" Бунина. Иэмхао.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 44431
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение mirage » 10 авг 2020, 12:25

Не думаю, что имел место перенос коллизии из взрослой жизни в детство.

Это рассказ сродни рассказам Набокова о его детстве. Абсолютно аутентично.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42587
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение adada » 10 авг 2020, 12:49

Сомневаться в аутентичности дает основания сам Юрий Маркович.

"Все это кончилось конфузом, спасшим ему душу. Мария Владимировна заболела, впервые на моей памяти, и не пришла на занятия. Урок вела новая молодая учительница, которую мы не знали и которая не знала нас. Чтобы сразу утвердить ужасом свой авторитет, учительница закатила внеочередную контрольную по русскому языку. Когда на другой день она раздавала проверенные работы, тетрадка Павла лежала в самом низу. Подняв ее двумя пальцами, новая учительница сказала: «А этому ученику даже „неуд“ слишком много. Чья эта тетрадка? — И когда Павел подошел, брезгливо сморщилась. — Какая гадость! Как тебе не стыдно? Большой парень!» — И швырнула ему тетрадку.
Она, конечно, переборщила по молодости лет, захотела сразу «поставить себя» в классе, к тому же не ведала, на кого замахнулась неопытной и дерзновенной рукой. Но поведение Павла было еще ужаснее. Он вдруг забился, как балаганный Петрушка, которого для изображения панического ужаса дергают за все веревочки разом, так что руки, ноги и голова на тонкой шее мотаются в разные стороны, застучал кулачками по учительскому столу, разревелся и, в клочья порвав тетрадку, выбежал из класса."


Нагибин Ю.М., рассказ "Школьный альбом (быль)", сб. "Ты будешь жить", 1974.



"Бесстрастным голосом Мария Владимировна сообщила, что, начиная с этой контрольной, она будет строго взыскивать за грязь в тетрадках, и продемонстрировала заляпанную кляксами страницу. Конечно, я даже издали узнал свою работу: ведь кляксы так же индивидуальны, как и почерк. И хотя ученик, чью безобразную, грязную тетрадку она показала, заключила Мария Владимировна, один из всего класса решил задачу, он получит «неуд».
Класс глухо зашумел, педагогическая новация Марии Владимировны впервые показалась жестокой и несправедливой.
— Глотай слюни! — посоветовал Митя Гребенников.
— Зачем?
— Тогда не заревешь.
— А я и не собираюсь, — сказал я и тут же почувствовал неодолимое желание разреветься.
Такого со мной в школе еще не случалось. Но поступок Марии Владимировны потряс меня: хороша награда за мои географические подвиги, за все, что я для нее сделал! Не отметка огорчила, плевать я хотел на этот «неуд», а душевная черствость Марии Владимировны, избравшей для своих сомнительных опытов человека, который столько раз говорил на невнятном для окружающих, но, конечно, понятном ей языке: я люблю вас!"


Нагибин Ю.М., рассказ "Как трудно быть учителем", 1975.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 44431
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение mirage » 10 авг 2020, 15:56

Полно!
«За грязь» снижают оценки многие учителя многим детям.

И даже если какие-то детали добавлены или изменены, сути это не меняет.

Ваша цитата как раз доказывает, что Мария Владимировна не конструкт, не креатура Нагибина, а реальный персонаж, глубоко запавший ему в душу.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42587
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение adada » 10 авг 2020, 16:57

И еще по вопросу аутентичности.

Один за другим, практически одновременно, Нагибин написал два рассказа, где фигурирует школьная учительница Мария Владимировна.
Первый он прямо определил как быль и в описываемой в нем конфликтной ситуации в определенных местах вывел М.В. за пределы повествования, приписав малопрофессиональный стиль общения с учениками какой-то другой безымянной учительнице. Тогда как второй рассказ Нагибин пишет и издает как чисто художественный вымысел -- но учительницу почему-то называет тем же именем, что и настоящую, из первого рассказа.
Что-то тут не то, здесь ощущается нечто, позволяющее подразумевать влияние на мотивы автора совсем не детских воспоминаний и настроений, а чего-то более актуального.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 44431
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение mirage » 11 авг 2020, 18:18

adada, Вам знаком его роман “Моя золотая теща»?

Какие уж там аллегории...
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42587
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение adada » 11 авг 2020, 18:37

Куда уж там... Мне знакомы только два фрагмента из двух рассказов Нагибина об учительнице Марии Владимировне, опираюсь на них и на общие сведения относительно влияния на писателей их окружения. Да и на читателей тоже.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 44431
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение Тигра » 12 авг 2020, 10:06

Хелена писал(а):
Тигра писал(а):12 лет!
Какие там "мотивы" взрослых людей? Да ещё к тому же кумиров.

Знаю массу детей, которые прекрасно считывали мотивы поступков окружающих, даже нюансы их настроения. Просто напомню, что через меня ежегодно проходило до 150 детей разных возрастов.

Масса детей -- не все дети.

Вспоминаю некоторые свои школьные конфликты того времени, когда мне было 11-12-13. Конфликты именно с учителями, а их было немало. Бывали случаи, когда понимала мотивы этих взрослых. Бывали, когда нет. Бывали, когда и не задумывалась, — настолько было ясно, что это несправедливо, и ощущение острой несправедливости не давало никакого стимула даже начать понимать, почему эта дура так ярко неправильно делает.

через меня ежегодно проходило до 150 детей

Не может быть, чтобы хотя бы некоторые из них проходили не через тебя, а мимо тебя.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 64211
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение ne znatok » 12 авг 2020, 10:53

mirage писал(а):Элементарная эмоциональная тупость.

Обратите внимание, он и мать доканывает, совершенно не принимая в расчёт, что она ведь с ума сходила, ночей не спала, когда он тяжело болел. Пирожков подай и всё тут.

Обалдеть. (
A как же контекст?

Кстати, он еще и не выздоровел ни разу.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 48579
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение Хелена » 12 авг 2020, 11:10

Тигра писал(а):Не может быть, чтобы хотя бы некоторые из них проходили не через тебя, а мимо тебя.

Нет, я всех помню, как будто вчера учила. Каждый прошел именно через меня.

Тигра писал(а):Бывали случаи, когда понимала мотивы этих взрослых. Бывали, когда нет. Бывали, когда и не задумывалась, — настолько было ясно, что это несправедливо

Так я ведь не про тебя и даже не про всех детей в целом говорила. Я отвечала:
Хелена писал(а):
Тигра писал(а):12 лет!
Какие там "мотивы" взрослых людей? Да ещё к тому же кумиров.

Знаю массу детей, которые прекрасно считывали мотивы поступков окружающих, даже нюансы их настроения.

Были и такие, как ты говоришь о себе.
А некоторым было просто наплевать: эгоцентристы бывают не только в книгах.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 53213
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение Тигра » 12 авг 2020, 11:13

Герою рассказа не наплевать.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 64211
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение Тигра » 12 авг 2020, 11:17

Хелена писал(а):
Тигра писал(а):Не может быть, чтобы хотя бы некоторые из них проходили не через тебя, а мимо тебя.

Нет, я всех помню, как будто вчера учила. Каждый прошел именно через меня.

Я ж не о том.
Не может же быть, чтобы ты про каждого могла сказать, что поняла, разобралась, "он для меня открытая книга", "я проникла в её душу" — и прочие вещи, которыми принято иногда говорить про инженеров человеческих душ.

Как в любых отношениях, кому-то человек показывает одну свою сторону, кому-то другую, кому-то много — а кому-то как можно меньше. А уж когда отношения настолько неравные, как учитель - ученик, то и подавно.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 64211
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение adada » 12 авг 2020, 11:23

К последнему стоит добавить, что и себе человек склонен не все о себе «показывать». Опасается, наверно, что мало не покажется.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 44431
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение ne znatok » 12 авг 2020, 20:53

ne znatok писал(а):
mirage писал(а):...ну, конечно, отсутствие эмпатии, элементарная эмоциональная тупость.

Обратите внимание, он и мать доканывает, совершенно не принимая в расчёт, что она ведь с ума сходила, ночей не спала, когда он тяжело болел. Пирожков подай и всё тут.

Обалдеть. (
A как же контекст?

Кстати, он еще и не выздоровел ни разу.

Вдогон по поводу отсутствия эмапатии и элементарной (sic!) эмоциональной тупости.

Отсутствия эмпатии делает человеческую личность ущербной, причем это тяжелый ущерб. Недаром Тигра написала: "эмпатия отсутствует у психопатов, социопатов, аутистов".

Никакой ущебности я у героя рассказа не вижу. Он не психопат, не социопат, ну и т.д.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 48579
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение mirage » 12 авг 2020, 21:19

ne znatok, я утрирую, написала же ранее — «хороший мальчик».
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42587
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение adada » 12 авг 2020, 21:23

Пожалуй, рамки стоит раздвинуть -- с привлечением учебника "Психология человека от рождения до смерти" (2002), в работе над которым "принимали участие девять докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое - академики и двое члены-корреспонденты Российской Академии образования (по отделению психологии)":

Выделяют два вида эмпатии — гуманистическую и эгоцентрическую.

К первому виду относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (сорадование, сострадание, сочувствие, жалость) (Поддьяков Н.Н., Говоркова А.Ф., 1985).

Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. Страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (последние названы переживаниями зависти).
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 44431
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение ne znatok » 12 авг 2020, 21:38

mirage писал(а):ne znatok, я утрирую, написала же ранее — «хороший мальчик».

mirage, эмоциональная тупость и отсутствие эмпатии - это тяжелые медицинские, скажем так, симптомы. Это серьезный диaгноз, дети с таким диaгнозом нуждаются в помощи врачей, психиатров и т.д. Не вижу в тексте никакого повода использовать эти термины.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 48579
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Нагибин "Как трудно быть учителем!"

Сообщение ne znatok » 12 авг 2020, 22:08

Хелена писал(а):Знаю массу детей, которые прекрасно считывали мотивы поступков окружающих, даже нюансы их настроения.
Тигра писал(а):Вспоминаю некоторые свои школьные конфликты того времени, когда мне было 11-12-13. Конфликты именно с учителями, а их было немало. Бывали случаи, когда понимала мотивы этих взрослых. Бывали, когда нет. Бывали, когда и не задумывалась, — настолько было ясно, что это несправедливо, и ощущение острой несправедливости не давало никакого стимула даже начать понимать...

Нагибин:
Но и без этих очевидностей я уже знал, что Мария Владимировна не придет, что она не собиралась приходить и обмолвилась своим обещанием из пустой вежливости. Я не знал, почему она так поступила, да и не думал об этом.

Я б тоже в 4-м классе не думала, точно б не думала. Думала я в то время совершенно о другом. Размышлять о мотивах поступков окружающих меня взрослых в голову не приходило.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 48579
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Пред.

Вернуться в Литературный уголок

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6