Хелена писал(а):Ну, я не знаю. Может быть, и Макаренко -" Флаги на башнях" кому-то будет интересно с чисто исторической точки зрения.
Хелена писал(а):Вот! Я побоялась про нее написать.
Наизусть зачитала.
Не Знаток, Ростова и Ларины - это школьная программа!
ne znatok писал(а):Хелена писал(а):Вот! Я побоялась про нее написать.
?
В каком смысле "побоялась"? Что с ней не так?
zyablik писал(а):Про школу, школьную любовь...
В эссе "Преступление и наказание Хайди" я рассказываю о том, что "Хайди" Иоханны Спири была запрещена в Советском Союзе лично Надеждой Крупской, отвечавшей за библиотеки и поставившей эту всемирно известную классику детской литературы в черный список. История с "Хайди" дала мне возможность рассказать о феномене русской детской литературы, когда все замечательные русские писатели в момент опасности бросились в нишу детской литературы. Для последней это было очень хорошо. Но, наверное, не очень хорошо для самих писателей.
Эмилия писал(а):Первый раз слышу такое странное название этой книги.
ne znatok писал(а):Интересно, что ж там такого было в этой книге, что ее не издали, причем даже в те, в общем-то, достаточно свободные в отношении культуры времена.
основательнее всего она прошлось по полкам детских библиотек. Из них в приказном порядке изымали русские народные сказки. Более того, под запрет попал даже «Аленький цветочек» Аксакова, туда же Надежда Константиновна отправила сказки Ершова и самого Пушкина.
В черном списке детской литературы содержалось 97 фамилий писателей, которых советские дети читать не должны.
«Содержание детской книги должно быть коммунистическое», — писала Крупская в своей статье «Детская книга — могущественное орудие социалистического воспитания».
Больше всех досталось Корнею Чуковскому. В газете «Правда» Крупская буквально размазала его сказки в стихах.
Не имевшая своих детей жена вождя революции тем не менее была уверена, что отлично представляет себе, какие именно книги должны читать будущие строители коммунизма. «Есть книги организующие и есть книги дезорганизующие», – писала она. К последним Крупская, в частности, относила сказки. Нет, как отдельный жанр сказки, по её мнению, имели право на существование – вот только это должны быть сказки новые, наполненные современной действительностью и революционным содержанием. Прежние же сказки, рассказывающие о царевичах, говорящих серых волках, летающих коврах и прочей волшебной мистике, как считала Крупская, только уводят ребёнка от борьбы за всеобщее благо.
Из библиотек под маркой «мистики» и «поповщины» исчезали «Аленький цветочек», «Городок в табакерке» и даже знаменитые пушкинские сказки. Под ударом оказался даже вроде бы вполне революционный «Конёк-горбунок», которого пригвоздил критик Лев Жмудский: «По части воспитательной для детей в ней всё от реакционного и непедагогического, – здесь всё по царю мерится и по боярам. На с. 42 – даже порнография: царь, «старый хрен», жениться хочет. На основании вышеизложенного считаю «Конёк-горбунок» к выходу в свет нежелательным, если не недопустимым».
По прошествии лет революционный психоз начал спадать и от крайностей отошли даже в провинции. Хотя тому же «Коньку-горбунку» в середине 30-х вновь едва не пришлось исчезнуть с полок – на этот раз ортодоксы разглядели в ней «историю замечательной карьеры сына деревенского кулака». Говорят, спас Ивана-дурака Сталин, обожавший сказку Ершова.
ne znatok писал(а):Господи, Аленький цветочек-то за что?!
Krapiva писал(а):ne znatok писал(а):Господи, Аленький цветочек-то за что?!
А я знаю за что! Папаша-купец (классовый враг, кулак, мироед), доча его - тоже та еще цаца, цветочек ей подавай, ею не заработанный))
Эмилия писал(а):И еще незаслуженный социальный рост. И так не бедствовала, а попала еще выше. Неясно почему.
Вернуться в Литературный уголок
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8