Я понимаю, что мое мнение о рассказе очень тривиально и малоинтересно. Но тем не менее, поскольку я обещала, попробую объяснить. Я не стремлюсь искать черную кошку там, где ее нет, Набоков для меня достаточно непростой автор, поэтому я с интересом читаю, что пишут исследователи, которые занимались именно его творчеством. В статье Юрия Левинга, ссылку на которую я давала выше, есть наблюдение по поводу дуэли отца Набокова, который, несмотря на то, что публично выступал против поединков, вызвал на дуэль Суворина, когда была затронула его личная честь. Набоков — дворянин, Суворин — разночинец. Поэтому соглашусь, что в названии есть игра смыслами.
Искала в Интернете рассказ Михаила Суворина "Дуэль", но, увы, его нет. Поэтому цитирую из статьи:
Рассказ Суворина “Дуэль” тоже посвящен преддуэльным мукам вызванного на дуэль персонажа. Его герой — классический трус и подлец:
Вышла история: я погорячился и был вызван на дуэль. Секунданты сейчас же все устроили, условились, выбрали пистолеты, потом предложили помириться, что с негодованием было отвергнуто, не мною, конечно, а моим противником, и теперь оставалось только одно — завтра, ровно в шесть часов утра, быть убитым наповал. А что буду убит именно я, не подлежало никакому сомнению — противник мой отличный стрелок; по крайней мере, он всегда хвастался своей меткостью, и хотя в обыкновенное время я ему не верил, но сегодня был склонен верить самой невозможной меткости (Суворин 1895: 95—96).
Чтобы не было у читателей особой иллюзии, Набоков выносит "подлец" в название, подчеркивая, что это относится к главному герою.
Для меня А.П. — ничтожный человечишка, вся суть которого как раз и проявилась в том, что не готов защищать свою честь, хотя очень стремится вращаться в кругу достойных людей.
Набоков изобразил "маленького человека", которому трудно сострадать. Вот есть такие, которые пусты внутри, да и слабы к тому же. Он склонен считать себя таким же, как все вокруг, такой же галстук и платочек, а вот ведь не такой — хуже. В какой-то момент хочется ему посочувствовать, но Набоков обязательно ввернет что-то, что уже и не хочется. Вот ночь накануне дуэли отсылает к лермонтовскому Печорину: проводит без сна, пробует читать, не может, подходит к зеркалу — там видит бледное лицо... (Печорин: "Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен, собою". — А.П.: И, взглянув в зеркало, на свое ужасное, бледное лицо, он осторожно повел липкой этой палочкой по щеке. Вышло сперва еще гаже. Он лизнул палец, потер щеку, пожалел, что никогда не посмотрел хорошенько, как мажутся дамы. На щеках появился легкий кирпичный налет,— ему показалось, что так хорошо... "Ну вот, я и готов",— сказал он, обращаясь к зеркалу, и мучительно зевнул: зеркало залилось слезами. )
Так и в конце: он вгрызается в бутерброд, я уже прям представляю, как он проголодался, он хочет избавиться от стресса, дать организму передышку такую физиологическую — и тут:
засопел, сразу измазал пальцы и подбородок в сале и стал жадно жевать.Ой, ну что это? Сразу хочется отвернуться... А перед этим уже готова была пожалеть его, предполагала, что после поедания бутерброда мысли его должны принять нужное русло и он вернется на "поле боя"...
Страх человеческий понятен, но нельзя ему уступать. Нужно учиться его преодолевать, иначе от тебя останется лишь "анатомическая" оболочка.