Страница 5 из 6

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 янв 2016, 23:49
ne znatok
Есть такой.

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 янв 2016, 23:54
ne znatok

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 янв 2016, 23:58
Тигра
Спасибо.

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 28 янв 2016, 00:28
ne znatok
Это просто удивительно, как все последующие русские поэты паразитируют на (хорошо, скажем поуважительней: отталкиваются от) пушкинской идее, пушкинском представлении о Моцарте. А кто отказывается отталкиваться, пытается смостоятельно - так получается неубедительно и слабовато в художественном отношении, а то и просто оригинальничаньем попахивает.

Что называется, закрыл тему.

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 28 янв 2016, 00:29
Тигра
Это как Кутузов всегда будет толстовским.

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 03 фев 2016, 18:34
fililog
МУЗЫКАНТ

Как свечи белые, мигала тишина.
Из крана капала и капала луна,
такая маленькая, капала теперь,
из крана капала и таяла в трубе.

Как свечи белые, маячили в ночи
так называемые лунные лучи,
а та луна, а та небесная была
в кружочках цифр, как телефонный циферблат.

Совсем иные, иноземные миры,
висели звезды, как бильярдные шары.
В бубновых окнах лица женщин и мужчин
чуть-чуть прозрачнее, чем пламя у свечи.

Я был в неясном состоянье перед сном.
Я был один, и был один старик со мной.
Но был он в зеркале, таинственный старик,
в шампанских бакенбардах современный лик.

Он делал пальцами, как делает немой.
Как свечи белые, мигали у него
немые пальцы. Этот мученик зеркал
на фортепьяно что-то странное играл.

Мою чайковскую луну и облака,
как Дебюсси, он в си-бемоли облекал,
то патетические солнца и латынь
он мне, слепцу, мой музыкальный поводырь.

Еще старик играл такое попурри:
— Все это было — твой парнас и твой париж,
но ты не жил и не желал,
                                  увы и ах!
существованье музыканта — в зеркалах,

лишь в зеркалах твои сожженные мосты,
молитвы мутные, минутные мечты,
я — тварь земная, но нисколько не творю,
я лишь доигрываю музыку твою,

мы — Муки творчества, нас ждет великий суд,
у нас, у Муков, уши длинные растут,
но наши уши постепенно отцвели,
спасает души повседневный оптимизм,

я презираю мой мучительный талант...
А по мостам ходили белые тела.
Как свечи белые, маячили в ночи
тела, одетые у женщин и мужчин.

Играл орган в необитаемых церквах.
Его озвучивали Гендель или Бах.
Фонарик в небе трепетал, как пульс виска.
И в небе с ним — необъяснимая тоска.

О музыкант, какую ни бери бемоль,
минорный край твой есть, как мания, немой.
О музыкант, ты музыкант в своем числе!

О поводырь, как и ведомые, ты слеп.
Взойдет ли солнце, очи выела роса.
Как водяные знаки, бедные глаза.
О музыкант, меня ты не уговорил.
Ты улыбнулся и на улицу уплыл.
Так ты уплыл. Но я нисколько не скорблю:
большое плаванье большому кораблю.

Виктор Соснора

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 03 фев 2016, 23:06
ne znatok
Соснора:
Мою чайковскую луну и облака,
как Дебюсси, он в си-бемоли облекал...


Бродский:
Там в сумерках рояль бренчит в висках бемолью.


Мда... любят поэты бемоли и си-бемоли/b-moll'и. А о диезах ничего нет.

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 03 фев 2016, 23:22
fililog
Хотите си-бемоль и диез в одном?

Ноты

Я изучил все ноты от и до,
Но кто мне на вопрос ответит прямо?
Ведь начинают гаммы с ноты "до"
И ею же заканчивают гаммы.

Пляшут ноты врозь и с толком.
Ждут "до","ре","ми","фа","соль","ля" и "си", пока
Разбросает их по полкам
Чья-то дерзкая рука.

Известно музыкальной детворе, —
Я впасть в тенденциозность не рискую, —
Что занимает место нота "ре"
На целый такт и на одну восьмую.

Какую ты тональность не возьми —
Неравенством от звуков так и пышет.
Одна и та же нота, скажем, "ми",
Звучит сильней, чем та же нота — выше.

Пляшут ноты врозь и с толком.
Ждут "до","ре","ми","фа","соль","ля" и "си", пока
Разбросает их по полкам
Чья-то дерзкая рука.

Выходит — все у нот, как у людей,
Но парадокс имеется, да вот он:
Бывает, нота "фа" звучит сильней,
Чем высокопоставленная нота.

Вдруг затесался где-нибудь бемоль,
И в тот же миг, как влез он беспардонно,
Внушавшая доверье нота "соль"
Себе же изменяет на полтона.

Пляшут ноты врозь и с толком.
Ждут "до","ре","ми","фа","соль","ля" и "си", пока
Разбросает их по полкам
Чья-то дерзкая рука.

Сел композитор, жажду утоля,
И грубым знаком музыку прорезал.
И нежная, как бархат, нота "ля"
Свой голос повышает до диеза.

И, наконец, — Бетховена спроси, —
Без ноты "си" нет ни игры, ни пенья.
Возносится над всеми нота "си"
И с высоты взирает положенья.

Пляшут ноты врозь и с толком.
Ждут "до","ре","ми","фа","соль","ля" и "си", пока
Разбросает их по полкам
Чья-то дерзкая рука.

Не стоит затевать о нотах спор,
Есть и у них тузы и секретарши.
Считается, что в си-бемоль минор
Звучат прекрасно траурные марши.

А кроме этих подневольных нот
Еще бывают ноты-паразиты.
Кто их сыграет, кто их пропоет?...
Но с нами — бог, а с ними — композитор!

Пляшут ноты врозь и с толком.
Ждут "до","ре","ми","фа","соль","ля" и "си", пока
Разбросает их по полкам
Чья-то дерзкая рука.

Владимир Высоцкий

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 03 фев 2016, 23:27
fililog
Можно и без бемоля! Например, до-диез. В Уроках музыки Ахмадулиной:

Но твоего сиротства перевес
решает дело. Что рояль? Он узник
безгласности, покуда в до-диез
мизинец свой не окунет союзник.

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 03 фев 2016, 23:31
ne znatok
fililog писал(а):Хотите си-бемоль и диез в одном?

Ну, диез тут у него вполне абстрактный, а вот бемоль куда как конкретен:

    Считается, что в си-бемоль минор
    Звучат прекрасно траурные марши.


Ср:
    Опять в сырую ночь в мальпосте
    Проездом в гости из гостей
    Подслушать пенье на погосте
    Колес, и листьев, и костей?


В общем, Вторая Соната Шопена в b-moll - это наше все. )

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 03 фев 2016, 23:46
ne znatok
Посмотрела стихотворение Беллы Ахмадулиной целиком:
УРОКИ МУЗЫКИ

Люблю, Марина, что тебя, как всех,
что,- как меня,-
озябшею гортанью
не говорю: тебя - как свет! как снег!-
усильем шеи, будто лед глотаю,
стараюсь вымолвить: тебя, как всех,
учили музыке. (О крах ученья!
Как если бы, под богов плач и смех,
свече внушали правила свеченья.)

Не ладили две равных темноты:
рояль и ты - два совершенных круга,
в тоске взаимной глухонемоты
терпя иноязычие друг друга.

Два мрачных исподлобья сведены
в неразрешимой и враждебной встрече:
рояль и ты - две сильных тишины,
два слабых горла музыки и речи.

Но твоего сиротства перевес
решает дело. Что рояль? Он узник
безгласности, покуда в до диез
мизинец свой не окунет союзник.

А ты - одна. Тебе - подмоги нет.
И музыке трудна твоя наука -
не утруждая ранящий предмет,
открыть в себе кровотеченье звука.

Марина, до! До - детства, до - судьбы,
до - ре, до - речи, до - всего, что после,
равно, как вместе мы склоняли лбы
в той общедетской предрояльной позе,
как ты, как ты, вцепившись в табурет,-
о карусель и Гедике ненужность!-
раскручивать сорвавшую берет,
свистящую вкруг головы окружность.

Марина, это все - для красоты
придумано, в расчете на удачу
раз накричаться: я - как ты, как ты!
И с радостью бы крикнула, да - плачу.

Октябрь 1963

Прочитав про Гедике, сразу вспомнила цитированное Тигрой на параллельной ветке о композиторах Вероники Долиной (там упоминаются Черни, Клементи, Гедике и Майкапар в одном флаконе - видимо, с точки зрения поэтесс, это всё один черт):
Уроки музыки

Играйте все этюды Черни!
И никакой на свете скверне
На ваших пальцах - не бывать.
Все десять заняты этюдом,
На вид трудом, по сути - чудом,
Не будем это забывать!

А звук прелюдий Майкапара!
А смены холода и жара,
Которых стоил мне урок!
И как тогда мне не игралось,
Откуда что бралось и бралось?
Какой во мне, безрукой, прок?

Но время шло, и я привыкла.
И имя Гедике возникло,
И надорвался педагог.
Да я не музыкой гнушалась!
Но слишком явно мне внушалось :
Какой во мне, безрукой, прок?

Так где ж вы были, Моцарт, Шуберт?
Они сейчас меня погубят...
Где вы, Шопен и Мендельсон?
Вот так урон непоправимый,
Хотя как сон неуловимый,
Мне был когда-то нанесен.

...Картины эти - невозвратны.
Те имена - невероятны :
Клементи, Черни, Майкапар...
Ведь до сих пор не понимаю!
Но лихом их не поминаю,
А помню : школа - холод - жар.


Но ведь Марина - наверное, МЦ? Не помню, ее учили музыке?

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 03 фев 2016, 23:48
mirage
Мать её была пианисткой. И отношения у них были сложные. Цветаева всё мечтала понравиться матери.

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 03 фев 2016, 23:52
ne znatok
О да, спасибо.
Но МЦ вроде не особенно о своих занятиях писала, слава Богу.

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 03 фев 2016, 23:55
mirage
Отрывок из книги Цветавой "Мать и музыка":

Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась только всего я, мать, самолюбиво проглотив вздох, сказала: «По крайней мере, будет музыкантша».

Когда же моим первым, явно-бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», — и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это — ре, до — ре…» Это до — ре вскоре обернулось у меня огромной, в половину всей меня, книгой — «кингой», как я говорила, пока что только ее «кинги», крышкой, но с такой силы и жути прорезающимся из этой лиловизны золотом, что у меня до сих пор в каком-то определенном уединенном ундинном месте сердца — жар и жуть, точно это мрачное золото, растопившись, осело на самое сердечное дно и оттуда, при малейшем прикосновении, встает и меня всю заливает по край глаз, выжигая — слезы. Это до — ре (Дорэ), а ре — ми — Реми, мальчик Реми из «Sans Famille»1, счастливый мальчик, которого злой муж кормилицы (estopie2, с точно спиленной ногой: pied) калека Pere Barberin сразу превращает в несчастного, сначала не дав блинам стать блинами, а на другой день продав самого Реми бродячему музыканту Виталису, ему и его трем собакам: Капи, Зербино и Дольче, единственной его обезьяне — Жоли Кер, ужасной пьянице, потом умирающей у Реми за пазухой от чахотки. Это ре-ми. Взятые же отдельно: до — явно белое, пустое, до всего, ре — голубое, ми — желтое (может быть — midi?)3, фа — коричневое (может быть, фаевое выходное платье матери, а ре — голубое — река?) — и так далее, и все эти «далее» — есть, я только не хочу загромождать читателя, у которого свои цвета и свои, на них резоны.

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 00:03
fililog
Почему-то у меня была полная уверенность, что это стихотворение Цветаевой уже либо цитировали, либо ставили в другой ветке... Но не нашла сразу.

На концерте

Странный звук издавала в тот вечер старинная скрипка:
Человеческим горем — и женским! — звучал ее плач.
Улыбался скрипач.
Без конца к утомленным губам возвращалась улыбка.

Странный взгляд посылала к эстраде из сумрачной ложи
Незнакомая дама в уборе лиловых камней.
Взгляд картин и теней!
Неразгаданный взгляд, на рыдание скрипки похожий.

К инструменту летел он стремительно-властно и прямо
Стон аккорда, — и вдруг оборвался томительный плач...
Улыбался скрипач,
Но глядела в партер — безучастно и весело — дама.

МЦ

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 00:12
ne znatok
Вот не люблю я такие стихотворения. Почти Северянин -

    Это было у моря, где ажурная пена,
    Где встречается редко городской экипаж...
    Королева играла – в башне замка — Шопена,
    И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

    Было все очень просто, было все очень мило:
    Королева просила перерезать гранат,
    И дала половину, и пажа истомила,
    И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

    А потом отдавалась, отдавалась грозово,
    До восхода рабыней проспала госпожа...
    Это было у моря, где волна бирюзова,
    Где ажурная пена и соната пажа.

Надеюсь, что раннее.

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 00:17
ne znatok
И опять Шопен, Вторая соната ... прям несчастье какое-то.)

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 00:28
fililog
Цветаевское 1910 года.

А Северянина я люблю. Даже еще одно стихотворение могу предложить.

* * *
Кармен! какая в ней бравада!
Вулкан оркестра! Луч во тьме!
О, Гвадиана! О, Гренада!
О, Жорж Бизэ! О, Меримэ!

Кокетливая хабанера,
И пламя пляски на столе,
Навахи, тальмы и сомбреро,
И Аликант в цветном стекле!..

Застенчивая Микаэла
И бесшабашный Дон-Хозэ...
О ты, певучая новелла!
О, Меримэ! О, Жорж Бизэ!

И он, бравурный Эскамильо,
Восторженный тореадор;
И ты, гитарная Севилья,
И контрабанда в сердце гор...

Кармен! И вот — Медея Фигнер,
И Зигрид Арнольдсон, и Гай...
Пускай навеки май их сгинул, —
Но он ведь был, их звучный май!

Пусть время тленно, и сквозь сито
Его просеяны лета, —
Она бессмертна, Карменсита,
И несказанно золота!

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 00:30
mirage
Мне понравилась какая-то почти неуловимая часть этого стихотворения, нота "си" над бездной, наверное:

* * *

На ноте седьмой и ели
Замерли на Руси, —
Над бездною еле-еле
Держится нота «си».

Себя в настройщики прочим,
Гремя скрипичным ключом,
А музыка, между прочим,
Держится ни на чём.

1998

Инна Лиснянская

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 00:54
ne znatok
fililog писал(а):Цветаевское 1910 года.

Слава Богу! ))

Про ноту си мне понравилось. Уже хорошо, что не си-бемоль. ))

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 00:58
Тигра
ne znatok писал(а):
fililog писал(а):Цветаевское 1910 года.

Слава Богу! ))


Да, мне тоже эта манерность кажется совсем пустой.

Tomas Tranströmer

СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 01:00
fililog
Тумас Транстрёмер

Шубертиана

I

В пригороде Нью-Йорка есть точка, глядя из которой в вечерние сумерки можно сразу увидеть окна восьми миллионов человек.
Огромный город там вдалеке — длинный мерцающий сугроб, спиралевидная галактика, если смотреть со стороны.
Внутри этой галактики скользящие по стойкам бара чашечки с кофе, витрины, попрошайничающие у прохожих, нескончаемые башмаки, не оставляющие следов.
Взбирающиеся по стенам пожарные лестницы, закрывающиеся двери лифтов, за автоматическими замками непрекращающийся гул голосов.
Сидящие мешком люди дремлют в вагонах подземки, в катакомбах, несущихся на тебя.
И я знаю, — статистика здесь ни при чём, — что в некой комнате далеко отсюда сейчас играют Шуберта, и что для кого-то эти звуки реальнее, чем всё остальное.


II

Бесконечные просторы человеческого мозга сжались до размеров кулака.
В апреле ласточка возвращается в своё прошлогоднее гнездо, в то же самое место под водосточным жёлобом того же сарая.
Она начинает свой путь в Трансваале, пересекает экватор, полтора месяца летит через два континента, точнёхонько направляясь в эту, исчезающую на обширных пространствах земли, точку.
А он умещает сигналы целой жизни в несколько совсем простых аккордов, извлекаемых пятью смычками,
он заставляет поток пройти через игольное ушко —
упитанный господин из Вены, которого друзья называли Schwammerl и который обыкновенно засыпал в очках
и утром пунктуально вставал перед конторкой.
Благодаря чему приходили в движение удивительные сороконожки партитуры.


III

Пять смычков извлекают музыку. Я иду домой через тёплые перелески, почва пружинит подо мной.
Я сжимаюсь в комочек, как нерождённый, забываюсь сном, невесомый, ввинчиваюсь в будущее, вдруг ощущая, что растения мыслят.


IV

На что только мы не должны полагаться, для того, чтобы ежедневно жить, не рискуя провалиться сквозь землю!
Полагаться — на снежные массы, крепко схватившиеся за склон горы сверху над деревней.
Полагаться — на обещание молчать и на понимающую улыбку, полагаться на то, что извещающие о несчастье телеграммы не касаются нас, и что внезапный удар топора не поразит нас изнутри.
И полагаться на оси колес, несущие нас по трассам посреди стального пчелиного роя, увеличенного в триста раз.
Но всё это не стоит нашего доверия.
Пять смычков утверждают, что нужно положиться на что-то другое. На что? На что-то другое, и они провожают нас какое-то время.
Как если бы на лестнице выключили свет, и рука — с доверием — следовала за слепыми перилами, которые ориентируются в темноте.


V

Мы садимся рядом за фортепьяно и играем Фантазию фа-минор в четыре руки, два кучера на одних козлах — это выглядит немножко смешно.
Кажется, что руки перебрасываются звенящими гирьками, словно мы пытаемся, играя друг против друга, склонить в свою пользу незыблемое равновесие весов: радость весит столько же, сколько скорбь.
Анни говорит: в этой музыке столько героического, и она права.
Но те, кто с завистью косится на людей поступка, те, кто себя презирает, потому что они не убийцы, не узнают себя в этой музыке.
И те многие, что торгуют людьми, полагая, что всё на свете продаётся, не узнают себя в ней.
Эта не их музыка. Долгая мелодия, во всех превращениях остающаяся самой собой, то мерцающая и слабая, то грубая и сильная: след улитки и стальной трос.
Упрямый мотив, именно сейчас
провожающий нас к верхним пределам
этих глубин.

Перевёл со шведского Алёша Прокопьев

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 01:13
fililog
И еще одно, его же.

Allegro

Играю Гайдна на исходе чёрного дня
и ощущаю лёгкое тепло в ладонях.

Податливы клавиши. Мягко стучат молоточки.
Звук зелен, весел и тих.

Звук говорит, что свобода есть
и что кто-то не платит кесарю подать.

Засунув руки в карманы Гайдна,
я подражаю тому, кто спокойно смотрит на мир.

Я поднимаю флаг Гайдна, что означает:
“Мы не сдаёмся. Но хотим мира”.

Музыка — это стеклянный дом на склоне,
где камни летят, катятся камни.

И катятся камни насквозь,
но оконные стёкла целы.

Перевела со шведского Александра Афиногенова

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 01:24
ne znatok
И катятся камни насквозь,
но оконные стёкла целы.

Очень хорошо!

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 01:47
ne znatok
На что только мы не должны полагаться, для того, чтобы ежедневно жить, не рискуя провалиться сквозь землю!
Полагаться — на снежные массы, крепко схватившиеся за склон горы сверху над деревней.
Полагаться — на обещание молчать и на понимающую улыбку, полагаться на то, что извещающие о несчастье телеграммы не касаются нас, и что внезапный удар топора не поразит нас изнутри.
И полагаться на оси колес, несущие нас по трассам посреди стального пчелиного роя, увеличенного в триста раз.
Но всё это не стоит нашего доверия.
Пять смычков утверждают, что нужно положиться на что-то другое. На что? На что-то другое, и они провожают нас какое-то время.
Как если бы на лестнице выключили свет, и рука — с доверием — следовала за слепыми перилами, которые ориентируются в темноте.

Да.

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 17:48
fililog
Лунная соната

Через комнату, где твои пальцы
                                  на клавишах лунных,
Через белый балкон в тишину
                                  кипарисных аллей
Улетает соната к сиянию
                                  синей латуни,
Где на лунных волнах отражается
                                  сон кораблей.

Жарко шепчет прибой голубой,
                                  замирает стаккато.
Над заливом, залитым луной,
                                  и на черной гряде,
Тени шхун колыханьем вторят
                                  переливам сонаты,
И задумчивый месяц качает
                                  узор на воде.

И поют тополя, и струя
                                  под луною дымится,
И ресницы лучей задрожали
                                  на зыби лесов,
А соната скользит, как огромная
                                  лунная птица,
Улетая на ней к островам
                                  голубых облаков.

Над заливом вдали пролились
                                  переливы рояля,
У залива вдали тополя
                                  под венцом голубым.
А соната плывет, побледневшие
                                  звезды печаля,
Над листвой,
            над горами,
                        над морем,
                                  над миром ночным.

Борис Смоленский

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 18:08
Хелена
А вот, на мой взгляд, абсолютно не о Григе:

ГРИГ

Тяжелой поступью подходят гномы.
Всё ближе. Здесь. Вот затихает топ
В причудливых узорах дальних троп
Лесов в горах, куда мечты влекомы.

Студеные в фиордах водоемы.
Глядят цветы глазами антилоп.
Чьи слезы капают ко мне на лоб?
Не знаю чьи, но как они знакомы!

Прозрачно капли отбивают дробь.
В них серебристо-радостная скорбь.
А капли прядают и замерзают.

Сверкает в ледяных сосульках звук.
Сосулька сверху падает на луг.
Меж пальцев пастуха певуче тает.

Игорь Северянин

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 19:34
fililog
* * *

Опять Шопен не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту.

Задворки с выломанным лазом,
Хибарки с паклей по бортам,
Два клена в ряд, за третьим, разом -
Соседней Рейтарской квартал.

Весь день внимают клены детям,
Когда ж мы ночью лампу жжем
И листья, как салфетки, метим,
Крошатся огненным дождем.

Тогда, насквозь проколобродив
Штыками белых пирамид,
В шатрах каштановых напротив
Из окон музыка гремит.

Гремит Шопен, из окон грянув,
А снизу, под его эффект
Прямя подсвечники каштанов,
На звезды смотрит прошлый век.

Как бьют тогда в его сонате,
Качая маятник громад,
Часы разъездов и занятий
И снов без смерти и фермат!

Итак, опять из-под акаций
Под экипажи парижан?
Бежать, бежать и спотыкаться,
Как жизни тряский дилижанс?

Опять трубить, и гнать, и звякать,
И, мякоть в кровь поря, — опять
Рождать рыданье, но не плакать,
Не умирать, не умирать?

Опять в сырую ночь в мальпосте,
Проездом в гости из гостей,
Подслушать пенье на погосте
Колес, и листьев, и костей.

В конце ж, как женщина, отпрянув
И чудом сдерживая прыть
Впотьмах приставших горлопанов,
Распятьем фортепьян застыть?

А век спустя, в самозащите
Задев за белые цветы,
Разбить о плиты общежитий
Плиту крылатой правоты.

Опять? И, посвятив соцветьям
Рояля гулкий ритуал,
Всем девятнадцатым столетьем
Упасть на старый тротуар.

1931
Борис Пастернак

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 20:05
ne znatok
С суровой критики этого стиxoтворения )) я начинала ветку Поэты о композиторах. )

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 20:15
ne znatok
Хелена писал(а):А вот, на мой взгляд, абсолютно не о Григе...

Почему? Tут имеются специфически-григовские моменты.

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 20:55
Хелена
Имеются.
Но Григ при прочтении в душе не звучит.

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 21:07
ne znatok
Не могу согласиться

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 21:41
Хелена
Так я и сказала, что на мой взгляд.
Пошла послушала, чтобы проверить себя. У нас в очень хорошей записи.
Кажется, поняла. У Северянина Григ получился гораздо более сладким, чем он есть.
Опять же ИМХО.

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 21:57
ne znatok
В каких конкретно словах выражена чрезмерная сладость?

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 22:02
volopo
ne znatok писал(а):В каких конкретно словах выражена чрезмерная сладость?

"Игорь Северянин".

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 22:08
ne znatok
Ааа...
Но даже у него бывают вполне адекватные тексты. )

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 22:27
adada
Если хотите не сладкого, а по-московски остренького -- посмотрите клип "The Moscow Metro Real Video":
https://www.youtube.com/watch?v=ULDIR-VEX10

+
Для коллекционеров могу выложить его же в несколько более высоком качестве (280 Мб).

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 22:40
ne znatok
volopo писал(а):
ne znatok писал(а):В каких конкретно словах выражена чрезмерная сладость?

"Игорь Северянин".

Вы полагаете, нижеследующее лучше?

    В конце ж, как женщина, отпрянув
    И чудом сдерживая прыть
    Впотьмах приставших горлопанов,
    Распятьем фортепьян застыть?

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 22:56
ne znatok
На "музыкальной" ветке в зеленом архиве магги цитировала стихотворение Северянина:


    NOTTURNO

    Это было в самом деле,
    Или только показалось.
    Над рекой мы ночь сидели,
    Но ни слова не сказалось?
    Где - не помню; как - загадка,
    Повстречались мы любовно...
    Сонно фыркала лошадка,
    Отведенная за бревна.
    Кто-то пел под арфы гутор,
    Кто-то что-то мне ответил...
    Спал в бреду вишневом хутор,
    Как слиянье наше, светел.
    Думал я, сгибая прутик:
    "Точно радость, ты короток"...
    И на нас смотревший лютик
    Был, как чувства наши, кроток.
    И хотелось, и желалось
    Без конца истомы в теле...
    Это только мне казалось,
    Или было в самом деле?

    1911

Какой конкретно ноктюрн имел в виду С., я не в курсе.
Кстати, у Грига есть известнейший NOTTURNO, там всё почти подходит, вот кроме, пожалуй, лошадки. )

https://www.youtube.com/watch?v=UjCoXo8kb1g

Re: Музыка в поэзии

СообщениеДобавлено: 28 апр 2016, 00:31
adada
+
Можно показать -- и специалисты это уже сделали! -- что падающий рояль, "рояль культуры" как символ, принадлежит не Пастернаку, что он век назад был весьма общепонятным культурным мемом.