Скульптура в поэзии

Делимся впечатлениями о прочитанном

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Тигра » 31 янв 2015, 03:59

У неё вообще очень неудобные и нелогичные часы посещения. Как, впрочем, и у многих других мест во Флоренции. Но я туда так стремилась, что в конце концов попала — не с первого раза.

Изображение

Это зал.
Но интереснее всего крошечный по площади вестибюль.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50857
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Марго » 31 янв 2015, 08:52

Типа офтопа (хотя здесь и без того офтопов хватает).

Сколько было тьмы непонимания,
чтоб ладонь прибитая Христа
протянула нам для умывания
пригоршни, полные стыда?

Может, это какая-то кривая версия стиха Вознесенского? Почему такой явный сбой ритма?
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16161
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Хелена » 31 янв 2015, 09:53

mirage, когда я искала стихи Фета, я видела оба других. На Антокольском притормозила, даже совсем было решила на него Фета поменять, но не стала. Я всё же не так чувствую.

По-моему, я тут приводила своё ощущение от Венеры: божественное спокойствие. Не любовь, а именно богиня.
Поэтому Фет выжил.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 39641
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Тигра » 31 янв 2015, 11:49

У Венеры меня каждый раз охватывает ощущение, будто вокруг неё некое поле, заграда, за которой она существует, не замечая и не отмечая никого и ничего.
У Джоконды, напротив, всегда ощущаю, что меня заметили и отметили.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50857
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение mirage » 31 янв 2015, 12:49

Марго писал(а):Типа офтопа (хотя здесь и без того офтопов хватает).

Сколько было тьмы непонимания,
чтоб ладонь прибитая Христа
протянула нам для умывания
пригоршни, полные стыда?

Может, это какая-то кривая версия стиха Вознесенского? Почему такой явный сбой ритма?


У меня тоже возникли сомнения, проверяла по нескольким источникам, но везде именно так.
Зато когда сам Вознесенский читает это стихотворение (в Сети много ссылок), он, конечно, произносит "непониманья", "умыванья" и "пригорОшни".
+
Мне кажется, что при сохранении общего доброжелательного тона офтопы большого вреда не нанесут.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Тигра » 31 янв 2015, 13:20

mirage писал(а):он, конечно, произносит "непониманья", "умыванья" и "пригорОшни".

Просто во избежание: "при´горошни", не "пригорóшни".
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50857
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение mirage » 31 янв 2015, 13:44

http://m.vk.com/wall-79_43744

По ссылке Вознесенский читает это стихотворение. Ударение на "и", на первый слог.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение mirage » 31 янв 2015, 15:53

Про встречи с Джокондой и Венерой.

Я один раз пошла в Лувр в очень дождливый день к самому открытию. Войдя одной из первых, сразу прошла в то крыло, где Венера. Потом быстро к Джоконде. Меня не догнали, я была с ними практически наедине. Потом я еще очень долго ходила по Лувру и вернулась к ним уже вместе с толпами. Надо сказать, что впечатления очень разнятся. Воздействие Джоконды, на мой взгляд, вообще уничтожается толпой. Это картина по своему духу медитативная, требующая погружения, толпа же как то самое сточленное чудовище ни тебе не дает пробиться к картине, ни ей к тебе (я в известной степени утрирую, какой-то контакт, конечно, есть). Когда же ты остаешься с нею наедине, ты можешь уйти в эту картину, раствориться в её необыкновенном ландшафте, услышать ту самую музыку сфер:).

А Венера благодаря своему постаменту словно плывет над толпой, движение толпы и ей придает какую-то динамику, плюс возникает множество контрастов (цветовых, пластических и т.д), в результате мне показалось, что смотреть на нее гораздо интереснее именно вместе в людьми.

Антокольский мне очень понравился, да. Хотя я не чувствовала так, как он. Гендерность восприятия:)
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение mirage » 01 фев 2015, 13:02

У Аполлона Майкова есть стихотворение "Мраморный фавн".

Бродил я в глубине запущенного сада.
Гас красный блеск зари. Деревья без листов
Стояли черные. Осенняя прохлада
Дышала в воздухе. Случайно меж кустов
Открыл я статую: то фавн был, прежде белый,
Теперь в сору, в пыли, во мху, позеленелый.
Умильно из ветвей глядел он, а оне,
Качаясь по ветру, в лицо его хлестали
И мраморного пня подножие скрывали.
Вкруг липы древние теснились, в глубине
Иные статуи из-за дерев мелькали;
Но мне была видна, обнятая кустом,
Одна лишь голова с смеющимся лицом.

Я долго идолом забытым любовался,
И он мне из кустов лукаво улыбался.
Мне стало жаль его. "Ты некогда был бог,
Цинический кумир! Тебе, при флейте звонкой,
Бывало, человек костер священный жег,
На камне закалал с молитвою ягненка
И кровью орошал тебя... О, расскажи:
Что, жаль тебе тех дней? Как ты расстался с властью,
Развенчанный? Тогда - бывали ближе ль к счастью
Младые племена? Иль это умной лжи
Несбытный вымысел - их мир и наслажденья?
Иль век одни и те ж земные поколенья?
Ты улыбаешься?.. Потом была пора,
Ты был свидетелем роскошного двора;
Тебя в развалинах как чудо отыскали,
Тебе разбили сад; вокруг тебя собрали
Тритонов и наяд, афинских мудрецов,
И римских цезарей, и греческих богов;
А всё смеялся ты, умильно осклабляясь...
Ты видел бальный блеск. По саду разливаясь,
Гремела музыка. В аллее темной сей
Чета любовников скрывалась от гостей:
Ты был свидетелем их тайного свиданья,
Ты видел ласки их, ты слышал их лобзанья...
Скажи мне: долго ли хранились клятвы их
Ненарушимыми? любовь в сердцах у них
Горела вечно ли, и долее ль, чем имя
И уверенья их, на мраморе твоем
Напечатленные и... смытые дождем?
Иль, может быть, опять под липами твоими
Являлися они, условившись с другими?
И твой лукавый смех из-за густых ветвей
С любви их не сорвал предательскую маску,
Не бросил им в лицо стыда живую краску?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так, молча, взором я статую вопрошал,
А циник мраморный язвительно смеялся.
1841

В заграничное путешествие Майков отправился только в 1842 году, а в 1841 он учился в Петербургском университете и очень увлекался античностью. Рискну предположить, что описал он фавна петербургского. Один есть в Царском селе, но он с козленком и не усмехается, и не мраморный, а бронзовый. Так что я подозреваю, что это как раз усмехающийся фавн из Юсуповского сада. Но его я нашла только на рисунке Зинаиды Серебряковой.
image.jpg
image.jpg (220.2 KIB) Просмотров: 10870

К рисунку 1923 года есть подпись:
Статуя фавна в саду дома Юсуповых в Петрограде

О Юсуповском саде прочла следующее:
В 1790-х годах Н. Б. Юсупов заказал архитектору Д. Кваренги переустройство усадьбы. Зодчим был перестроен Юсуповский дворец и сад при нём. На территории площадью в 4 гектара вырыли большой пруд с четырьмя островами, насыпали холмы. Самый большой из холмов назвали Парнасом. У его подножия был построен грот и кирпичная арка. По территории Юсуповского сада были расставлены мраморная скульптура, беседки, клумбы. В водоёмы запустили золотых рыбок, на плавники некоторых из них надели золотые колечки с бриллиантами.
Имелись в Юсуповском саде и оранжереи. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" в июле 1801 года писала:
"В саду Его Сиятельства Князя Николая Борисовича Юсупова, состоящем в 3 Адмиралтейской части, в 3 квартале, имеются для продажи разные фрукты, как то: лучшие ананасы, дыни, арбузы, разных сортов смородина, фиги и шпанские вишни; желающие все сии фрукты купить оптом являться могут для условий... к садовнику Фёдору Нейгольцу".
По определённым дням и в определённое время хозяевами Юсуповский сад открывался для посещения публикой. Но просуществовала эта традиция не долго. Среди гуляющих стали появляться люди, которые охотились за золотыми рыбками, ломали кусты и деревья, рвали цветы и портили скамейки.

Продолжение удивительной истории сада есть по ссылке:
http://walkspb.ru/sad/yusupovskiy.html

Но современных фото фавна я не обнаружила, искала, правда, без особого остервенения:).

Интересно, уцелела ли скульптура.
Если вдруг у кого-нибудь будет время и возможность отыскать этого фавна наяву или в инете, буду признательна.
Он, конечно, гораздо скромнее фавна Барберини, но все равно интересен:).
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение zyablik » 02 фев 2015, 00:46

mirage писал(а):Про встречи с Джокондой и Венерой.
Воздействие Джоконды, на мой взгляд, вообще уничтожается толпой. Это картина по своему духу медитативная, требующая погружения, толпа же как то самое сточленное чудовище ни тебе не дает пробиться к картине, ни ей к тебе (я в известной степени утрирую, какой-то контакт, конечно, есть). Когда же ты остаешься с нею наедине, ты можешь уйти в эту картину, раствориться в её необыкновенном ландшафте, услышать ту самую музыку сфер:).


Мираж, у меня очень сходные ощущения!
Но неужели есть такие счастливчики, которым повезло побыть с Джокондой наедине? Поделитесь, когда там мало людей (на всякий случай, может, пригодится когда...)
Я была в Лувре один-единственный раз, повезло в том, что толпа была небольшая. Но мне это совершенно не помешало.
Подошла - и вижу глаза Моны-лизины.
Улица опрокинулась, течет по-своему...

Меня, что называется, засосало... Действительно, ушла, растворилась, услышала. Наверное, я простояла возле нее больше часа. Мне кажется, я даже лично для себя раскрыла тайну ее улыбки... Она то улыбалась, то не улыбалась... Мне кажется, она со мной разговаривала - и о своей жизни, и о моей... Только не смейтесь, пожалуйста. Правда, так вот получилось.
Честно говоря, я к этому не была готова - от большинства своих знакомых, побывавших в Париже, слышала небрежное: "Мона Лиза? да на что там смотреть? маленькая, темная, куча народу, ничего интересного".
В моем случае это оказалось не так, к счастью.

Для себя я сделала такой вывод: в Лувр надо обязательно идти минимум 2 раза (если даже это один день, то запланировать 2 посещения). 1 раз - только к Джоконде. Потом выйти, перевести дух, погулять, выпить кофе и идти второй раз - по плану. Благо в Лувре билет действителен целый день.
Потому что до встречи с ней ты думаешь только о ней - я пробежала всю Итальянскую галерею с ее шедеврами только с одной мыслью (где же ОНА?), поэтому ничего не воспринимаешь. А после - уже ничего воспринимать не в состоянии.

Как-то так.
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 3967
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Крапива » 02 фев 2015, 00:57

:)
Изображение
Аватар пользователя
Крапива
 
Сообщений: 5589
Зарегистрирован:
04 июн 2014, 14:06
Откуда: Россия

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Тигра » 02 фев 2015, 01:15

У меня с этой Лизой такая история вышла.
Я её не любила, активно не любила — по репродукциям. А потом увидела и навек оказалась привязанной. Она держит.

Она и впрямь оказалась неожиданно маленькой. Улыбка, как и zyablik заметила, возникает и пропадает. По-моему, секрет тут ещё и вот какой: когда смотришь на глаза, а губы не в центре внимания, не в центре фокуса, то у них одно выражение, а как только переводишь глаза на рот — сразу оно неуловимо меняется. Но при этом уже и глаза смотрят не так, как было, когда внимание фокусировалось на них.

У меня всегда бывает ощущение, что она отмечает мой приход. Не то чтобы ждала или обрадована. Просто — я отмечена, замечена. Галочка поставлена. ОК.
Наедине её увидеть, наверное, невозможно. Но можно без толпы. У меня бывали разы, когда стояли перед ней я и человек 3-5 максимум.

В толпу не хожу, невозможно: начинаю слишком злиться. Эти, прости господи, тупыри не переставая щёлкают камерами, многие со вспышкой. Не знаю, почему за этим не следят совершенно: там ведь стоит знак, что фотографирование запрещено, но ни разу я не видела, чтобы служители кому-то сделали замечание. А ведь каждая вспышка отражается на долю секунды от стекла и очень, очень отвлекает. Убей не пойму, зачем людям нужны такие вещдоки: вот, я был около Джоконды. Многие протискиваются поближе, быстро делают кадр — и сразу уходят. Ну ясно же, что хорошего качества фото не выйдет, а в ларьке можно купить прекрасного качества репродукцию.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50857
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Тигра » 02 фев 2015, 01:20

Привязываю Лувр с Джокондой к теме ветки: при каждом посещении у меня три обязательных остановки: Джоконда, Венера Милосская и Ника.

С Никой у меня есть маленькая тайна. Ника — она ведь и так летящая. Я этот её полёт с детства почувствовала по фото, а уж в жизни-то... Но если, не сводя с неё глаз (то есть, глядя вверх), сперва стать перед ней, а потом быстро её всю обойти, то ощущение полёта просто невероятно сильное. Только нужно быть со спутником, а то небезопасно: обязательно в кого-нибудь врежешься.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50857
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение zyablik » 02 фев 2015, 02:26

Спасибо за тайну, Тигра. Надо будет обязательно попробовать, если еще доведется там побывать.
И мне, кстати, Мона Лиза по репродукциям тоже активно не нравилась - некрасивая... то ли дело у Рафаэля...
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 3967
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Тигра » 02 фев 2015, 02:41

zyablik писал(а):И мне, кстати, Мона Лиза по репродукциям тоже активно не нравилась - некрасивая... то ли дело у Рафаэля...

У меня дело было не в том, что некрасивая. Мне казалось, что она плохая.
А Мадонна Литта из Эрмитажа и до сих пор кажется плохой, хотя и вполне красивой.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50857
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение mirage » 02 фев 2015, 09:12

Секрет мой прост, zyablik, я была тогда в Париже по работе, на Лувр оставила последний свободный день, улетали мы около четырех, в час мне надо было быть в отеле, благо, он был близко. Времени было совсем мало, поэтому я туда пришла за полчаса до открытия, чтобы поменьше стоять в очереди. Шел дождик, в очереди стояло человек тридцать. Войдя, я быстро купила билет в автомате и сразу быстро пошла в то крыло, где Джоконда. Вот и все.

Да, Ника! Мне она всегда нравилась больше Венеры.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Тигра » 02 фев 2015, 10:30

Около Венеры мы с дочерью как-то раз провели минут пятнадцать, прислонившись к какой-то колонне и наблюдая не за ней (Венерой), а за зрителями.
Очень многие ведь фотографируются с ней. То ли безумное самомнение, то ли глупость...

Она мне нравится, она меня таки восхищает. Но — она вся холод и отстранённость. В отличие от Джоконды, она не замечает никого.
Последний раз редактировалось Тигра 02 фев 2015, 10:54, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50857
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Тиберий

Сообщение mirage » 02 фев 2015, 10:52

У Бродского есть стихотворение "Бюст Тиберия"

Приветствую тебя две тыщи лет
спустя. Ты тоже был женат на бляди.
У нас немало общего. К тому ж
вокруг -- твой город. Гвалт, автомобили,
шпана со шприцами в сырых подъездах,
развалины. Я, заурядный странник,
приветствую твой пыльный бюст
в безлюдной галерее. Ах, Тиберий,
тебе здесь нет и тридцати. В лице
уверенность скорей в послушных мышцах,
чем в будущем их суммы. Голова,
отрубленная скульптором при жизни,
есть, в сущности, пророчество о власти.
Все то, что ниже подбородка, -- Рим:
провинции, откупщики, когорты
плюс сонмы чмокающих твой шершавый
младенцев -- наслаждение в ключе
волчицы, потчующей крошку Рема
и Ромула. (Те самые уста!
глаголющие сладко и бессвязно
в подкладке тоги.) В результате -- бюст
как символ независимости мозга
от жизни тела. Собственного и
имперского. Пиши ты свой портрет,
он состоял бы из сплошных извилин.

Тебе здесь нет и тридцати. Ничто
в тебе не останавливает взгляда.
Ни, в свою очередь, твой твердый взгляд
готов на чем-либо остановиться:
ни на каком-либо лице, ни на
классическом пейзаже. Ах, Тиберий!
Какая разница, что там бубнят
Светоний и Тацит, ища причины
твоей жестокости! Причин на свете нет,
есть только следствия. И люди жертвы следствий.
Особенно в тех подземельях, где
все признаются -- даром, что признанья
под пыткой, как и исповеди в детстве,
однообразны. Лучшая судьба --
быть непричастным к истине. Понеже
она не возвышает. Никого.
Тем паче цезарей. По крайней мере,
ты выглядишь способным захлебнуться
скорее в собственной купальне, чем
великой мыслью. Вообще -- не есть ли
жестокость только ускоренье общей
судьбы вещей? свободного паденья
простого тела в вакууме? В нем
всегда оказываешься в момент паденья.

Январь. Нагроможденье облаков
над зимним городом, как лишний мрамор.
Бегущий от действительности Тибр.
Фонтаны, бьющие туда, откуда
никто не смотрит -- ни сквозь пальцы, ни
прищурившись. Другое время!
И за уши не удержать уже
взбесившегося волка. Ах, Тиберий!
Кто мы такие, чтоб судить тебя?
Ты был чудовищем, но равнодушным
чудовищем. Но именно чудовищ --
отнюдь не жертв -- природа создает
по своему подобию. Гораздо
отраднее -- уж если выбирать --
быть уничтоженным исчадьем ада,
чем неврастеником. В неполных тридцать,
с лицом из камня -- каменным лицом,
рассчитанным на два тысячелетья,
ты выглядишь естественной машиной
уничтожения, а вовсе не
рабом страстей, проводником идеи
и прочая. И защищать тебя
от вымысла -- как защищать деревья
от листьев с ихним комплексом бессвязно,
но внятно ропщущего большинства.

В безлюдной галерее. В тусклый полдень.
Окно, замызганное зимним светом.
Шум улицы. На качество пространства
никак не реагирующий бюст...
Не может быть, что ты меня не слышишь!
Я тоже опрометью бежал всего
со мной случившегося и превратился в остров
с развалинами, с цаплями. И я
чеканил профиль свой посредством лампы.
Вручную. Что до сказанного мной,
мной сказанное никому не нужно --
и не впоследствии, но уже сейчас.
Но если это тоже ускоренье
истории? успешная, увы
попытка следствия опередить причину?
Плюс, тоже в полном вакууме -- что
не гарантирует большого всплеска.
Раскаяться? Переверстать судьбу?
Зайти с другой, как говориться, карты?
Но стоит ли? Радиоактивный дождь
польет не хуже нас, чем твой историк.
Кто явится нас проклинать? Звезда?
Луна? Осатаневший от бессчетных
мутаций, с рыхлым туловищем, вечный
термит? Возможно. Но, наткнувшись в нас
на нечто твердое, и он, должно быть,
слегка опешит и прервет буренье.

"Бюст, -- скажет он на языке развалин
и сокращающихся мышц, -- бюст, бюст".

Оно датируется 1981 годом по переводу ( сборник To Urania).

Как вы понимаете, бюстов (у) Тиберия много, я бы даже сказала — очень много, Ленина ему, конечно, не догнать, но все же.
(Интересно было их сравнивать).

Бродский конкретизировал место (Рим, пыльная галерея).

Казалось бы, подходит бюст из галереи бюстов дворца Бельведер из музея Пия — Клемента (Ватикан).
image.jpg
image.jpg (138.18 KIB) Просмотров: 10769


Но я нашла такой комментарий самого Бродского к этому стихотворению, записанный Петром Вайлем:

(Пётр Вайль, Иосиф Бродский. Комментарии к стихотворениям.
По кн.: "Пересеченная местность", М., "Независимая газета", 1995. Сост. и автор послесловия Пётр Вайль.

Я расспрашивал Иосифа Бродского о происхождении и особенностях каждого стихотворения этого сборника, а по ходу работы счел нужным убрать все свои вопросы и реплики, превратив беседу в авторские монологи. Если в словах Бродского слышатся отзвуки диалога — то лишь в той мере, в какой это было необходимо для сохранения стиля и смысла.
П. Вайль)

Бюст Тиберия
Я даже помню, в каком это зале на Капитолии. Я там Тиберия рассматривал не раз, и тогда, году в 84-85-м, описал это. Мне хотелось выручить Тиберия, сказать что-то о нем.
Вообще у меня была идея написать книгу всех императоров. Но где найти для этого время? Именно про всех — есть совершенно выдающиеся. Скажем, Диоклетиан: он единственный сообразил, что империя слишком большая, поделил ее на четыре части и в каждую назначил своего цезаря. И всю жизнь провел, путешествуя от одного к другому, и всякий раз, когда он приезжал, ему строили дворец. Юлиан тоже хорош. Но больше всех мне нравится Адриан — не за Антиноя, и не из-за Юрсенар, и даже не за то, что он в Англию ездил и там вал построил, а за то, какая у него замечательно красивая жена была.

http://libozersk.ru/files/file_item/pat ... ntarii.doc

Если это Капитолий, то получается, что речь идет о бюсте Тиберия из Зала Фресок.
Busto di Tiberio
in [Collezioni / Percorsi per sale / Palazzo Clementino Caffarelli / Sala degli Affreschi]
Вложения
image.jpg
image.jpg (64.45 KIB) Просмотров: 10769
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение mirage » 02 фев 2015, 11:01

Пока искала, встретила интересную статью о Бродском (довольно злую, правда):
http://www.lechaim.ru/ARHIV/183/lvov.htm

Из статьи :
На вопрос Томаса Венцлова о том, как он чувствует себя после получения Нобелевской премии, Иосиф ответил: «Чувствую себя просто исчадием ада, – как всегда, как всю жизнь».



...Я, заурядный странник,
приветствую твой пыльный бюст
в безлюдной галерее.

Но, заурядный странник, хоть бюста его еще не вылепили, не высекли из мрамора, поэт чувствует себя – перед историей – в какой-то мере ровней императору:


И я чеканил профиль свой посредством лампы.

С годами это чувство крепнет, и на открытии своего бюста в бронзе работы голландки Сильвии Виллинк Бродский шутит с народом, толпящимся в доме Западной Индии в Амстердаме: «Единственное, чем эта голова отличается от той, которую я ношу на плечах, – это то, что она не говорит». Выдержав паузу, добавляет: «Может быть, оно и лучше». Затем, выдержав еще одну паузу, глядя в глаза народу, он четко и громко, по традиции римских цезарей, произносит: «С вашей точки зрения».

Произнеся эти слова, поэт-оригинал, голову которого дублирует бронзовый бюст, ухмыляется. Народ получил то, чего требовал: зрелище. Народ смеется, ибо время смеяться: это право народа, которого цезари никогда не оспаривали. Более того, оспаривали право воздерживаться от смеха.


Вот этот бюст:
image.jpg
image.jpg (24.73 KIB) Просмотров: 10762
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение mirage » 02 фев 2015, 11:09

Сейчас очень жалею, что не прочла вовремя книгу Генри Мортона "Рим. Прогулки по Вечному городу".
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Тигра » 02 фев 2015, 11:11

А Муратова, Муратова читала? Про Италию вообще?
Это вроде карманной книги интеллектуалов при поездках в Италию.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50857
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение mirage » 02 фев 2015, 11:15

Нет! (Уродина я, уродина неинтеллектуальная...) дубина. Ты не представляешь, как я сейчас кусаю плечи)
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Тигра » 02 фев 2015, 11:25

mirage писал(а):Нет! (Уродина я, уродина неинтеллектуальная...) дубина. Ты не представляешь, как я сейчас кусаю плечи)

Хех, да мне ж и самой это посоветовала моя более интеллектуальная подруга, уже после моей первой поездки в Рим. Но можно я кусатьСЯ не буду?
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50857
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение mirage » 02 фев 2015, 11:33

Дурной пример заразителен! Я не про кусание, я про "своевременный" совет. Ы!
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Тигра » 02 фев 2015, 11:36

mirage писал(а):Дурной пример заразителен! Я не про кусание, я про "своевременный" совет. Ы!

Ещё съездишь.
Я была в Риме два раза — оба раза по полной неделе. И надо ещё. Е.б.ж.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50857
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Amadeo » 02 фев 2015, 11:59

Когда-то в детстве, побывав в Летнем саду, запомнила статую "Ночь".
Может, еще потому, что в рекламном буклетике в описаниях к статуям были стихи Ахматовой.

Nox: Статуя «Ночь» в Летнем саду

Ноченька!
В звездном покрывале,
В траурных маках, с бессонной совой.
Доченька!
Как мы тебя укрывали
Свежей садовой землей.
Пусты теперь Дионисовы чаши,
Заплаканы взоры любви...
Это проходят над городом нашим
Страшные сестры твои.
30 мая 1942, Ташкент

Фото из Сети

Изображение

Хочу опять в Летний сад. Как-то, несколько раз бывая в Петербурге, мы откладывали посещение. Причина во мне: несколько лет назад я наткнулась на статью, в которой очень критично отзывались о замене статуй на копии. Зацепило. Но теперь думаю, что не права. Очарование Летнего сада не только в подлинности скульптур.
Аватар пользователя
Amadeo
 
Сообщений: 4960
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 11:10
Откуда: Беларусь

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Хелена » 02 фев 2015, 13:02

zyablik писал(а):Но неужели есть такие счастливчики, которым повезло побыть с Джокондой наедине? Поделитесь, когда там мало людей (на всякий случай, может, пригодится когда...)
...
Я была в Лувре один-единственный раз, повезло в том, что толпа была небольшая.


Мне НЕ повезло... Фото я здесь выкладывала, но, пожалуй, покажу еще раз.

Вот так видели Джоконду мы:

Изображение

А так - она нас:

Изображение

Мужу повезло больше: за несколько лет до этого она висела на другой стене и народу вокруг нее не толпилось. Так что он общался с ней довольно долго. К сожалению, те фото у нас пока не оцифрованы.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 39641
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Тигра » 02 фев 2015, 13:21

Хелена писал(а):Мужу повезло больше: за несколько лет до этого она висела на другой стене и народу вокруг нее не толпилось. Так что он общался с ней довольно долго.

Дело не в месте и даже не во времени. Я её в первый раз видела именно на стене (теперь она на отдельном стенде посреди зала), а народу как раз было очень много. Тогда я ещё не знала, когда к ней надо приходить.

Очень хорошее фото толпы. Мне не пришло в голову такое сделать — а ведь очень выразительно.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50857
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение ne znatok » 02 фев 2015, 13:24

Тигра писал(а):...а ведь очень выразительно.

Навевает мысли определенного рода.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36346
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Хелена » 02 фев 2015, 14:30

ne znatok писал(а):
Тигра писал(а):...а ведь очень выразительно.

Навевает мысли определенного рода.


Про истошный крик на французском от дамы, выбирающейся из толпы: "Я видела "Джоконду" живьем!" - я, кажется, тоже рассказывала.

Увидеть ее (как видно по фото) было, совершенно очевидно, невозможно. :)
Вот эти тетеньки внутри оцепления беспрестанно повторяли (прямо как у нас в Мавзолее): "Проходите, не задерживайтесь, проходите..."
С незавидным автоматизмом.

Я на передний край даже проталкиваться не стала. Так что встречи не случилось.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 39641
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Тигра » 02 фев 2015, 14:40

Хелена писал(а):Вот эти тетеньки внутри оцепления беспрестанно повторяли (прямо как у нас в Мавзолее): "Проходите, не задерживайтесь, проходите..."
С незавидным автоматизмом.

Да ну?!
Я такого ни разу там не встречала.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50857
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Хелена » 02 фев 2015, 14:51

Пожалуй, это у меня было самое сильное впечатление от свидания с "Джокондой".
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 39641
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение adada » 02 фев 2015, 15:09

%%Очень многие ведь фотографируются с ней. То ли безумное самомнение, то ли глупость...%%

Хотел бы что-то сказать по существу темы -- да нечего, поэтому ограничусь пересказом Козьмы Пруткова:
'Путешественник подобен графоману -- его уморительная страсть к самофиксации неуморима.'
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 36095
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Хелена » 02 фев 2015, 19:05

Тигра писал(а):Около Венеры ...
Очень многие ведь фотографируются с ней. То ли безумное самомнение, то ли глупость...


И это фото, по-моему, показывала (я из него Венеру как раз и вырезала для стихотворения):

Изображение

Не подумайте, что мой родственник/знакомый. :)
А я сзади на лавочке сижу, за спиной фотографирующего.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 39641
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Тигра » 03 фев 2015, 11:41

Венера Милосская многих или волновала, или интриговала.

Я в детстве в каком-то тонюсеньком сборничке (наверное, "Библиотечка "Огонька") прочла стихи, из которых случайно запомнила несколько строк, автора же забыла. Сейчас стала их искать. Удивительно, что пока нашла только на одном-единственном сайте, где их целиком приводит некто в своём журнале, при этом извиняясь за то, что не помнит автора. И ещё нашла одну косвенную ссылку, по которой получается, что автор — Сельвинский.

Нет ничего условней красоты.
Во всех томах истории искусства
Прочтем о том, что голова Венеры
Есть подлинное совершенство, ибо
Длина чела равна размеру носа,
А линия от носа к побородку
Равна размеру лба. С издревних лет
Внушают нам и устно, и печатно,
Что красота в пропорциях. И вот
Благоговейно подхожу к богине
И замираю в робком созерцанье...
Так вот она, Милосская Венера,
Явленье совершенной красоты,
Рожденное из пены Океана!
О да... Все так, как говорили: лоб
Такого же размера, как и нос,
Как линия до подбородка... Точно!
Хот нос от этого тяжеловат,
Тем более для женщины, но я
Не смею и задуматься: Венера!
Но, обладая все же глазомером,
Я вдруг отметил странную подробность:
Уста богини замкнуты, но зубы,
Я чувствую, разжаты под губами -
Привычка тех, кто дышит вечно ртом.
Я не хотел бы углублять вопроса
И утверждать, что некогда богиня
Имела аденоиды - хотя...
Ее чуть-чуть глухое выраженье
Сегодня медицине говорит
О кислородном голоданье мозга,
Но губы, что едва разжаты...
Сожми их на мгновение Венера -
И все линейные соотношенья,
Вся классика миллиметров - насмарку!
Так в чем же совершенство идеала?
Ужели в аденоидах? Простите...
Я допустил ужасную бестактность
И буду гимназистами освистан,
А кафедрой эстетики растерзан!
Но истина всегда бестактна! Amen!

Зачем пускать к богиням дикарей?
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50857
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение mirage » 03 фев 2015, 11:45

Какие аденоиды на море?
Сельвинский явно с логикой в раздоре!
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение adada » 03 фев 2015, 12:19

А кто-то б намотал себе на ус морские аденоиды медуз...
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 36095
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение mirage » 03 фев 2015, 14:58

>> аденоиды медуз

Вам мало клыков, чешуи и змеюк?
Вы хуже Афины, похоже, мой друг!

Но вообще-то Медуза — очень богатая тема:)
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Loriel » 04 фев 2015, 00:03

"Уста богини замкнуты, но зубы,
Я чувствую, разжаты под губами..."

Всё наоборот:)
Venus_de_Milo_Louvre_M399_n6-copy.jpg
Venus_de_Milo_Louvre_M399_n6-copy.jpg (31.6 KIB) Просмотров: 10475
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 3781
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:43

Re: Скульптура в поэзии

Сообщение Тигра » 04 фев 2015, 00:09

Да и про разжатые зубы тоже странно мне. У меня с аденоидами всё в порядке, дышу носом— но зубы ношу разжатыми.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50857
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Пред.След.

Вернуться в Литературный уголок

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8