От Salieri...Вероятно, все здесь хоть раз слышали песню Пахмутовой «Огромное небо». Вероятно, у многих возникала смутная мысль, что она основана на каких-то реальных событиях — и так оно и есть. Эти события произошли ровно 50 лет назад. А город, который спасали советские лётчики, был внезапно — Берлин.
6 апреля 1966 года капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, пилот и штурман, должны были перегнать новейший на тот момент истребитель-бомбардировщик Як-28П с аэродрома близ городка Финов на другой аэродром, в Цербсте. Собственно, самолёт и в Финове оказался потому, что за три дня до этого не дотянул до Цербста...

Самолет три дня не выпускали с аэродрома, с ним возились техники. И только 6 апреля разрешили перелёт в Цербст.
На всё про всё — от выруливания на ВПП до посадки — должно было уйти сорок минут. Но уже через двадцать минут у самолёта остановились сразу два двигателя. Как потом установит комиссия, причиной послужил «конструктивно-производственный дефект».

Як-28, который начал поступать в войска в 1960 году, оказался весьма капризным аппаратом и часто давал отказы. Фюзеляж самолёта оказался недостаточно прочен и при полной боевой загрузке деформировался, при этом невозможно было закрыть фонарь кабины. Поэтому приходилось сначала сажать экипаж, закрывать кабину и только потом заправлять самолёт и подвешивать боеприпасы. Взлёт разрешался только на бесфорсажном режиме работы двигателей — при включении форсажа на взлете возникал «разнотяг», неминуемо приводивший к катастрофе. Долгое время вызывала нарекания система выпуска закрылков, которая развивала недостаточное усилие…
Торопливость, с которой создавался Як-28, — первопричина его аварийности. Первопричина торопливости — политическая ситуация в Европе, где пахло большой войной. Замкнутый круг. Цель оправдывает средства…
Научно-испытательный институт ВВС выступил против принятия Як-28П на вооружение. Но командование ВВС ПВО «продавило» решение о запуске его в серию. Як-28П находился в строю почти тридцать пять лет, но так и не был официально принят на вооружение нашей армии.
Тем не менее самолёт пользовался уважением в среде авиаторов. Особенно лётчиков впечатляла его тяговооружённость — при полёте без вооружения на форсаже истребитель мог набирать высоту практически вертикально. Опасность же полётов на нём считалась чем-то естественным. Так сказать, издержки профессии...
Сперва лётчики надеялись всё же посадить самолёт, затем поняли, что это невозможно. Они приняли решение катапультироваться, в этот момент самолёт выскочил из облаков. Внизу — от горизонта до горизонта — расстилался огромный город.
Полвека назад еще не было современных систем навигации, определяющих положение самолёта с точностью до метра. Полёт над облаками по курсу при отсутствии ориентиров и сильном боковом ветре «снёс» перехватчик на несколько километров в сторону.
Впереди блеснуло озеро Штессензее. Перед ним виднелся небольшой редкий лесок. Капитан принял решение садиться на его деревья. Но ещё через пару секунд оказалось, что это не лесок, а засаженное деревьями кладбище — на котором по случаю Пасхи было полно народа.
Значит — только на воду озера. Но перед ним высокая дамба…
На плёнке остались последние слова Капустина:
— Спокойно, Юра, садимся…
Каким-то невероятным образом они перемахнули и через дамбу, едва не задев ехавший по ней грузовик. Но выровнять самолет, приподнять нос для посадки уже ни скорости, ни времени не было.
С момента вылета прошло меньше 20 минут. С начала аварии — около 30 секунд.
На прощание с летчиками в восточном секторе Берлина пришли тысячи горожан, прибыли делегации из всех городов ГДР. На траурном митинге выступил бургомистр Западного Берлина, будущий канцлер ФРГ Вилли Брандт. Британское командование прислало для почётного караула подразделение шотландских стрелков — и они стояли рядом с советскими солдатами, воинами Национальной народной армии ГДР, активистами Союза свободной немецкой молодежи. Это был, пожалуй, единственный случай в те «холодные» времена.
А в СССР о подвиге лётчиков скупо сообщила только подведомственная Министерству обороны газета «Красная звезда».