Страница 1 из 1

Умер Борис Васильев

СообщениеДобавлено: 11 мар 2013, 16:37
Хелена
И не скажешь "рано"... Он прошел долгую жизнь, чуть-чуть не дожил до 89-летия.

И всё равно печально. Уходят писатели, на книгах которых взрослело наше поколение.

Re: Умер Борис Васильев

СообщениеДобавлено: 11 мар 2013, 20:55
ne znatok
Последнее новое, что я прочла и не раз перечла, было, кажется, Вы чьё, старичьё?. (1982)
Кстати, не так давно смотрела инфу о нем - поразилась: в девяностые и нулевые он создал серию романов на темы по истории России, но я никогда даже не слыхала, что его интересовала эта тематика. Фронтовик, пишет о войне - вот признанная его характеристика.
Вообще он, видимо, был на редкость непубличный человек.

По его книгам я всегда сверяла новое военное, что попадалось на глаза: правдиво или фальшь.

Re: Умер Борис Васильев

СообщениеДобавлено: 11 мар 2013, 22:18
Эмилия
У меня совершенно особое отношение к тексту (и к фильму, но это другое) "А зори здесь тихие..." Я монолог Васкова последний с детства помню наизусть и для меня он какой-то символ глубокого душевного страдания (пять девчат, пять девочек было всего...). А еще "Завтра была война" появилась как раз тогда, когда я была в этом возрасте... Читали навзрыд...
Хорошая жизнь, замечательные книги. Спасибо! Вечная память...

Re: Умер Борис Васильев

СообщениеДобавлено: 11 мар 2013, 22:19
Тигра
Честный писатель со своим собственным голосом. Это очень большое дело.

Re: Умер Борис Васильев

СообщениеДобавлено: 11 мар 2013, 22:30
mirage
Светлая память.

Re: Умер Борис Васильев

СообщениеДобавлено: 13 мар 2013, 12:33
mirage
Сценарий "Офицеров" тоже он написал.

И "Завтра была война"

И "Не стреляйте в белых лебедей".

Почти каждая книга становилась событием в жизни страны.

Почитала статью о нем. Вот несколько высказываний Васильева на те темы, что часто звучат на нашем форуме.

О воспитании:

«Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...»


О том, что говорили или не говорили нам родители:

«Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора, – напишет он позже, – но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам – разрушенное идейное... Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь»


О советской пропаганде:
«Советская власть весьма основательно разрушала семьи – как в городе, так и на селе, не уставая при этом утверждать, что воспитание подрастающего поколения в прочных руках государства. Боже, кого только нам не предлагали в роли воспитателей! Школу и пионерскую организацию, комсомол и великие стройки коммунизма, армию и рабочий коллектив... Мы вырастали в атмосфере команд... Мы маршировали, выкрикивая лозунги, к обозначенной вождями цели. Вождям восторженно кричали “Ура!”. Врагам кричали “Смерть!” еще задолго не только до суда, но и до следствия, поскольку газеты натравливали нас сразу же после арестов очередных врагов... Мы были детьми Гражданской войны, а она продолжалась вплоть до Великой Отечественной... И в этой гражданской войне – негромкой, ползучей – наше поколение принимало самое активное участие. Но и расплата этого поколения за вынужденную слепоту была непомерно жестокой – это на его телах забуксовали танки Клейста и Гудериана»


О столкновении взглядов семьи и "улицы":
«...Так было во всех семьях, инерционно стремившихся передать нам нравственность вчерашнего дня, тогда как улица – в самом широком смысле – уже победно несла нравственность дня завтрашнего. Но это не рвало нас на части, не сеяло дисгармонию, не порождало конфликты: это двойное воздействие в конечном итоге и создало тот сплав, который так и не смогла пробить крупповская сталь»


Об интеллигенции:
«Я прожил достаточно длинную жизнь, – пишет Борис Васильев, – чтобы внутренне ощутить, а не просто логически осмыслить все три этапа, три поколения русской интеллигенции от ее зарождения до гибели через ступени конфронтации, унижения, физического уничтожения, мучительного конформизма уцелевших до возрождения веры в гражданские права и горького понимания, что интеллигенция так и осталась невостребованной. ...Ведь необходимость и сила русской интеллигенции была в ее понимании своего гражданского долга перед родиной, а не просто в исполнении тех служебных функций, которые столь характерны для западных интеллектуалов и которые силой насаждала советская власть. Русская интеллигенция была востребована историей для святой цели: выявить личность в каждом человеке, восславить ее, укрепить нравственно, вооружить не раболепием православия, а мужеством индивидуальности. ...Русский народ не может существовать без собственной интеллигенции в исторически сложившемся ее понимании не в силу некой богоизбранности, а потому лишь, что без нее он утрачивает смысл собственного существования, вследствие чего никак не в силах повзрослеть»


Об отношении к истории и о том, как нам с такой историей жить:
«Да, историю – не в записи, разумеется, – исправить невозможно, но можно – и нужно! – попытаться сгладить последствия деяний прошлого, если эти деяния сказываются в дне сегодняшнем»


О патриотизме:

«Ныне это великое понятие затрепано, замусолено и затаскано бесстрастными, не обладающими хотя бы крупицами харизмы коммунистическими вождями в Государственной думе. ...Неужели не ясно, что любовь доказывается только делами, только поступками и решительно не чем иным?»


О различиях России и Европы, об отношении к личности человека:

«Западная Европа получила в наследство от Католической церкви Римское право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство византийского толка, приняла и византийское право, в котором приоритетом оказались не права личности, а безусловное право деспота, государя, царя – то есть приоритет власти. На этом представлении о преимуществе государственных прав над правами личности и существовала Россия вплоть до Судебной реформы Александра II. Однако реформы эти, обеспечившие самый демократический суд в России, в дикие глубины страны, а тем паче в глубины населяющих ее темных душ проникнуть не успели. Объявились большевики, решительно повернувшие к византийскому пониманию приоритетного права государства». В итоге общество формировалось «в пренебрежении к презумпции невиновности, о которой и не подозревает большинство населения вообще. Именно на разности исходных принципов и основываются наши разногласия с Европой, как только заходит разговор об ущемлении прав человека»


P.S.
Я хорошо помню и люблю книги Васильева, люблю фильмы, снятые по его сценариям.
Собственно, все, что я процитировала выше есть и в его художественных текстах.
Кстати, не думаю, чтобы Васильев отказался представлять Россию на какой-нибудь там книжной ярмарке.
Шишкин, конечно, в своем праве, я согласна, он поступил согласно своим убеждениям, но я бы не назвала его поступок интеллигентным. По двум причинам.
1. Поступок слишком демонстративный
2. Следуя логике Шишкина, мы должны признать, что все другие писатели и поэты, т.с. "согласившиеся", -- прислужники режима. И один Шишкин весь в белом:). Это как раз Быкова и задело.

Re: Умер Борис Васильев

СообщениеДобавлено: 13 мар 2013, 13:50
Aleks
Еще Васильев для КВН в 60-е писал. Ну это так, не важно, просто удивило. Как и то, что он был соавтором сценария к "Офицерам".

Re: Умер Борис Васильев

СообщениеДобавлено: 13 мар 2013, 17:06
maggie
Быков о Васильеве в блоге... отрывок:
Он никогда не боялся стилистических «переборов», как называл это его первый редактор Полевой; не боялся взять нотой выше, высказаться радикальнее, предупредить раньше. Он понимал: сейчас дело не в стиле, а уравновешенность – не главная добродетель. Сейчас нужно любой ценой растопить новый лед, наползающий на страну. Он понимал, что в девяностых победила вовсе не свобода, а именно новый цинизм. И боролся с ним так, как умел – срывая голос.

Прочла цитаты, которые выставила mirage и подумала о том, что в последнее время ушли из жизни два великих, знаковых для сегодняшней России человека - режиссёр Герман и писатель Васильев, - которые имели очень чёткую, внятную, непримиримую, честную гражданскую позицию в отношении своей страны, её истории... А ещё недавно показали "Жизнь и судьба" Гроссмана... И это тоже значительное для культурного мира России событие ... Для понимания своей истории, для критического на неё взгляда...

Интересно, что думает об этих людях, об их книгах, взглядах, воззрениях г-н Проханов, считающий, что русский народ - православный сталинист? И что думают т.н. "прохановцы"?

Re: Умер Борис Васильев

СообщениеДобавлено: 13 мар 2013, 17:21
mirage
Я не думаю, что среди участников форума есть "прохановцы" и православные сталинисты. А гадать об их взглядах на Германа и Васильева мне лично не особо интересно. Крайность -- она крайность и есть.

Re: Умер Борис Васильев

СообщениеДобавлено: 13 мар 2013, 17:46
maggie
mirage писал(а):Крайность -- она крайность и есть.

Я не думаю, что в сегодняшней России Проханов - крайность. Может, ошибаюсь. Тогда sorry...

Re: Умер Борис Васильев

СообщениеДобавлено: 13 мар 2013, 20:35
adada
maggie писал(а):
mirage писал(а):Крайность -- она крайность и есть.

Я не думаю, что в сегодняшней России Проханов - крайность. Может, ошибаюсь. Тогда sorry...


Не сомневаться можно только в одном: крайности распределяются в популяции крайне неравномерно, потому что они имеют тенденцию сходиться. Где-то их густо, а где-то -- пусто.