Страница 11 из 14

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 11:55
ne znatok

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 11:58
Тигра
Ошибка. Она родилась в 1937.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 12:07
ne znatok
В другом месте написано 1950-е

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 12:13
Тигра
А вот это возможно.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 12:18
ne znatok
В одном блоге предлагают вот эту картину:

Изображение

http://www.liveinternet.ru/community/23 ... 131358284/

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 12:20
Тигра
Мимо! Надменности даже не вижу, не говоря уж о других деталях.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 12:23
fililog
Где меха? Где сигарета?

Вот дама (но без мехов), хотя надменна и с сигаретой.

Изображение

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 12:25
Тигра
И без девочки с перстеньком.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 12:26
ne znatok
Так если считать, что тут несколько картин, две, например - на одной дама в мехаха на другой - девочка с колечком... а так - чтоб и меха, и сигарета, и девочка с перстеньком, и бусы...

в общем, я пас. Никаких идей.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 12:26
fililog
...она над пепельницей медной
склоняется
, чтоб пепел отряхнуть...

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 12:27
Тигра
ne znatok писал(а):дама в мехаха

Ха-ха!

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 12:28
Тигра
fililog писал(а):...она над пепельницей медной
склоняется
, чтоб пепел отряхнуть...

Но там как раз пепельницы-то и нету. А подчёркнуты в стихе не сигарета, а именно поза стряхивания и пепельница.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 12:35
ne znatok
Я, в принципе, вижу тут три картины - т.е. я могу предположить, что она говорит о трех картинах, перечисляет их.
Хотя и не обязательно, понятное дело.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 12:35
Тигра
Согласна.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 12:37
fililog
Ага, она просто прошлась по музею...

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 12:49
ne znatok
fililog писал(а):Ага, она просто прошлась по музею...

Почему на стене не могут висеть, к примеру, три картины?

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 13:02
fililog
Могут, это я к тому, что там могло и не три, а больше картин висеть...

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 13:03
ne znatok
fililog писал(а):Могут, это я к тому, что там могло и не три, а больше картин висеть...

Больше я не вижу, а три вижу вполне.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 13:07
fililog
Изображение

Я отличаюсь комнатой с обоями,
где так сижу я на исходе дня
и женщина с манжетами собольими
надменный взгляд отводит от меня.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 13:10
ne znatok
Я имею в виду, что в тексте мне видно три картины.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 13:11
Хелена
ne znatok писал(а):
fililog писал(а):Могут, это я к тому, что там могло и не три, а больше картин висеть...

Больше я не вижу, а три вижу вполне.

А женщина с цветком?
В мехах, с цветком и склонясь к пепельнице? :)

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 13:11
fililog
ne znatok писал(а):Я имею в виду, что в тексте мне видно три картины.


Я поняла, я просто пыталась рассмотреть картины на фотографии в ее комнате. :?

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 13:12
ne znatok
Хелена писал(а):
ne znatok писал(а):
fililog писал(а):Могут, это я к тому, что там могло и не три, а больше картин висеть...

Больше я не вижу, а три вижу вполне.

А женщина с цветком?
В мехах, с цветком и склонясь к пепельнице? :)

Ну так так получается две. Ребенок у меня как-то отдельно совсем.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 25 сен 2015, 02:22
fililog
Павел Антокольский


Нико Пиросманишвили

В духане, меж блюд и хохочущих морд,
На черной клеенке, на скатерти мокрой
Художник белилами, суриком, охрой
Наметил огромный, как жизнь, натюрморт.

Духанщик ему кахетинским платил
За яркую вывеску. Старое сердце
Стучало от счастья, когда для кутил
Писал он пожар помидоров и перца.

Верблюды и кони, медведи и львы
Смотрели в глаза ему дико и кротко.
Козел улыбался в седую бородку
И прыгал на коврик зеленой травы.

Цыплята, как пули, нацелившись в мир,
Сияли прообразом райского детства.
От жизни художнику некуда деться!
Он прямо из рук эту прорву кормил.

В больших шароварах серьезный кинто,
Дитя в гофрированном платьице, девы
Лилейные и полногрудые! Где вы?
Кто дал вам бессмертие, выдумал кто?

Расселины, выставившись напоказ,
Сверкали бесстрашием рысей и кошек.
Как бешено залит луной, как роскошен,
Как жутко раскрашен старинный Кавказ!

И пенились винные роги. Вода
Плескалась в больших тонкогорлых кувшинах.
Рассвет наступил в голосах петушиных,
Во здравие утра сказал тамада.

1935

Изображение

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 28 сен 2015, 19:55
fililog
Изображение
Валентин Серов. Дети


* * *
Художник напишет прекрасных детей,
Двух мальчиков-братьев на палубной кромке
Или дебаркадере. Ветер, развей
Весь мрак этой жизни, сотри все потемки.

В рубашечках белых и синих штанах,
О, как они розовы, черноволосы!
А море лежит в бледно-серых тонах
И мглисто-лиловых… Прелестные позы:

Один оглянулся и смотрит на нас,
Другой наглядеться не может на море.
Всегда с ними ласкова будь, как сейчас,
Судьба, обойди их, страданье и горе.

А год, что за год? Наклонись, посмотри,
Какой, — восемьсот девяносто девятый!
В семнадцатом сколько им лет, двадцать три,
Чуть больше, чуть меньше. Вздохну, соглядатай,

Замру, с ними вместе глядящий на мел,
И синьку морскую, и облачность эту…
О, если б и впрямь я возможность имел
Отсюда их взять на другую планету!

Александр Кушнер

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 28 сен 2015, 23:44
fililog
Вот так получилось, что сегодня еще одна картина Валентина Серова привлекла мое внимание.

Изображение
Портрет Иды Рубинштейн

ИДА РУБИНШТЕЙН СЕРОВА

Как рабыня старого Востока,
ластясь, покоряя и коря,
муку и усладу сотворя,
двигалась ты кротко и жестоко,
вся в глазах усталого царя.

Опустилась наземь пляска шарфа
в безвоздушной медленной стране.
Замер царь за рамою, зане
тело опустело, словно арфа
об одной-единственной струне.

Кончилось с пространством состязанье
на простом холсте пустой стены.
Нет, художник, на тебе вины,
но свистит лозою наказанья
жесткая мелодия спины.

(Сергей Петров)

Не могу не привести и фрагмент из "Портрета из Русского музея" Пикуля:

С чеканным стуком падала туфля на каменные плиты храма Шатель, а холодные своды при этом гулко резонировали. Обнаженная высокая женщина с перстнями на пальцах рук и ног всходила на шаткое ложе, как на заклание.
Изгиб ее спины был удивителен, как и вся она. В этой женщине — все приметы времени, в котором она жила. Современники писали: "Худощавое стальное тело, странно напоминающее кузнечика. Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!"

И вот, когда я увидел ее впервые, я мучительно обомлел:
— Кто она? Откуда пришла к нам? И почему она здесь?
Встреча моя с нею произошла в Русском музее...
Меня волновал этот резкий мазок, с такой сочностью обозначивший ее спину и лопатки. И почему она (именно она!) до сих пор привлекает внимание к себе? Почему столько споров, столько страстей, которые продолжаются и поныне...

Только потом я узнал, что для нее (специально для нее!) были написаны:
ГЛАЗУНОВЫМ — "Саломея" ("Пляска семи покрывал") в 1908 году;
ДЕБЮССИ — "Мученичество Святого Себастьяна" в 1911 году;
РАВЕЛЕМ — знаменитый балет "Болеро" в 1928 году;
СТРАВИНСКИМ — "Персефона" в 1934 году...

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 29 сен 2015, 00:01
ne znatok
fililog писал(а):
...А год, что за год? Наклонись, посмотри,
Какой, — восемьсот девяносто девятый!
В семнадцатом сколько им лет, двадцать три,
Чуть больше, чуть меньше. Вздохну, соглядатай,

Замру, с ними вместе глядящий на мел,
И синьку морскую, и облачность эту…
О, если б и впрямь я возможность имел
Отсюда их взять на другую планету!

Александр Кушнер

fililog, спасибо, интересно. В результате решила выяснить что все-таки сталось с детьми, вот результаты изысканий:

На фото [картины "Дети"]- дети Валентина Серова - сыновья Александр и Юрий.

...Всего у Валентина и Ольги Серовых было шестеро детей – Ольга, Александр, Юрий, Михаил, Антон и Наталья. Старшая дочь Ольга, как и отец, стала художницей – она всю жизнь прожила в России и умерла в 1946 году. Юрий стал киноактером, он снимался в главных ролях во французских художественных фильмах и умер в Париже. Могила Юрия Серова находится на кладбище Пер-Лашез.

Вдали от родины жила и дочь художника Наталья. Сначала некоторое время она обитала в Париже, а потом решила поехать к старшему брату Александру в Ливан. Однако жить в этой стране она долго не смогла – жизнь там казалась ей скучной и не интересной, поэтому Наталья Серова вновь вернулась в Париж, где и прожила до конца жизни.

Еще один из детей Валентина Серова – сын Михаил, умер в Москве в 1938 году, а Антон погиб во время ленинградской блокады.

Самой насыщенной оказалась жизнь Александра Серова, старшего сына великого художника. Он был очень одаренным человеком, которому было многое дано от природы. В юности, по книжке, написанной на шведском языке, он смог самостоятельно построить яхту, на которой потом плавал по Финскому заливу, на берегу которого семья художника поселилась незадолго до Первой мировой войны. В то время Александр учился в политехническом институте им. Петра Великого на кораблестроительном факультете и бросил учебу ради того, чтобы пойти на фронт.

Там он стал отличным летчиком, а после революции оказался на стороне белых. После гражданской войны Александр на британском корабле перебрался в Грецию, а на родине у него осталась жена и сын. Только через несколько лет она узнала, что ее муж жив, и тут же, оформив паспорт, выехала к нему. К этому времени Александр Валентинович уже перебрался в Ливан, где успел поработать на строительстве дороги, а потом его перевели в земельный кадастр. В Ливане у Александра и его жены родилось еще четверо детей

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 29 сен 2015, 00:05
fililog
Видимо, сегодня тихо сама с собою. (Спасибо, ne znatok, я-то подумала, что сама для себя пишу. :) ) Кушнер меня озадачил: какую картину он имел в виду, написав вот эти строки?

* * *
Питер де Хох оставляет калитку открытой,
Чтобы Вермеер прошел в нее следом за ним.
Маленький дворик с кирпичной стеною, увитой
Зеленью, улочка с блеском ее золотым!

Это приём, для того и открыта калитка,
Чтобы почувствовал зритель объём и сквозняк.
Это проникнуть в другое пространство попытка, —
Искусствовед бы сказал приблизительно так.

Виден насквозь этот мир — и поэтому странен,
Светел, подробен, в проёме дверном затенён.
Ты горожанка, конечно, и я горожанин,
Кажется, дом этот с давних я знаю времен.

Как безыдейность мне нравится и непредвзятость,
Яркий румянец и вышивка или шитье!
Главная тайна лежит на поверхности, прятать
Незачем: видят и словно не видят ее.

Скоро и мы этот мир драгоценный покинем,
Что же мы поняли, что мы расскажем о нем?
Смысл в этом желтом, — мы скажем, — кирпичном и синем,
И в белокожем, и в лиственном, и в кружевном!

Изображение
Питер де Хох. Пьющие в беседке

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 29 сен 2015, 00:14
Тигра
Я вот эту люблю, немного необычную для известного нам Вермеера (его ведь очень мало дошло до нас):

Изображение

И, вроде, подходит.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 29 сен 2015, 00:21
fililog
Это Вермеер. А Кушнер о Питере де Хохе писал...

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 29 сен 2015, 00:30
Тигра
fililog писал(а):Это Вермеер. А Кушнер о Питере де Хохе писал...

А, ну я не так поняла.
Мне показалось, что вы ищете ту картину, которая показывает, как Вермеер "прошёл в калитку" вслед за де Хохом.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 29 сен 2015, 00:35
fililog
Да, Тигра, спасибо! Я как-то на Питере сосредоточилась, искала у него вышивку и шитье. Про то, что Вермеер за Хохом в калитку войдет еще не начала думать, вы меня опередили! И, похоже, вы правы. Это картина очень подходит.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 16 окт 2015, 23:15
fililog
ПОСЛЕ ВРЕМЕНИ

Распадаются мысли, и каждый осколок
застревает и ноет в сознанье моем.
Я живу на пригорке, и зимний поселок
словно Брейгелем врезан в оконный проем.

Эти бледно–холодные близкие дали,
эти ребусы птиц, и людей, и собак —
как бы сами зовут, чтобы их разгадали,
и пророчат: едва ли и как бы не так!

Птица — глупая тварь, и душа ее птичья
вместе с телом парит, без особых примет.
И она не свихнется, постигнув величье
и ничтожество мира в единый момент.

Но Господь бережет наш изнеженный разум,
опекает, ведет, опускает на дно.
"Вот собаки, и люди, и птицы, а разом,
целиком этот мир — вам познать не дано!"

И не надо. И верно: вершинами елок
ограничен простор и реальность сама.
Но зачем же так ноет в сознанье осколок?
Так мы сходим с ума. И не сходим с ума.

1984
Юрий Карабчиевский

Вдогон, к картине Брейгеля.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 30 окт 2015, 18:49
fililog
О Джоконде. Устами французского поэта.

Изображение

Недоброй красоты жестокая загадка
На колдовском лице читается у ней,
И в вас ее глаза, что скальпеля острей
И мягче бархата, вонзаются украдкой.

Сокрыто в ней одной все зло миропорядка.
Она — вампир, пленять умеющий людей,
А после кровь из них сосущий тем больней,
Что яд он точит с губ, когда целует сладко.

Так этот дьявольский портрет запал в меня,
Что брежу с детских лет до нынешнего дня
Я в снах горячечных уклончивой улыбкой,

Застывшей на устах у женщины-змеи,
И взоры влажные к ней тянутся мои,
Как жмется к пропасти туман сырой и зыбкий.

Сб. «Неврозы», 1883
Морис Роллина
Перевод с французского Юрия Корнеева

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 30 окт 2015, 19:43
fililog
Изображение
Анри Матисс. Красные рыбки. 1911

Красные рыбы Матисса

Красные рыбы
среди растений
зеленых,
красное
и зеленое молчанье,
красная
и зеленая радость
тишины,
радость прозрачного аквариума.
Красное и зеленое
Умолчанье о грусти.
Рыбы, которых поймал художник
на гибкую удочку кисти.


Влодзимеж Слободник
Перевод с польского Натальи Астафьевой

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 31 окт 2015, 14:59
fililog
Пусть остылой жизни чашу
                            Тянет медленно другой...

                                                    А. С. Пушкин


Живописцы должны умирать к
девяноста —
                                        не ране,
не согнувшись спиной и не ослабевши
                                                    рукой,
в окруженьи холстов, ожидающих золота
                                                    рамы,
и вульгарных натурщиц и смазливых
                                                    учеников.
Только старость даёт эту неутолимую
                                                    страсть
к молодому лицу и податливой плоти
                                                    предмета.
Миг схватить на лету, и не дать ему
                                                    в Лету упасть,
и навек сохранить, и найти ему прочное
                                                          место.
Только старость даёт ненасытность
                                                    голодному зренью,
собирая глазами земную последнюю дань, —
а ласкающей кисти ту трепетность
                                                    прикосновенья,
когда телом иначе уже не дано обладать.
Только старость даёт однозначную
                                                    точность движенью,
когда кисти закон не измерен,
                                                    неисповедим,
когда жизнь отступает и меркнет пред
                                                    изображеньем, —
потому
           живописцы
                              должны доживать
                                                    до седин.
А поэт — это мот, он часов и минут
                                                    не считает,
трудной краски не мнёт и не давит его
                                                    мастихин.
Презирает предмет, а женщиной —
                                                    лишь обладает,
или время вдыхает, а выдыхает стихи.
Только юность стремится так жадно и
                                                    нетерпеливо
все вопросы задать.
                            И уйти, не дослушав ответ.
Книгу жизни листая, вперёд заглянуть
                                          торопливо,
И, случайно обмолвившись, выразить
                                                    время и век.
Только юность умеет поставить в конце
                                                    многоточье,
и провидческой болью небрежно
                                                    оброненных строк,
вдруг, беспечно и весело, гибель себе
                                                    напророчить,
и исполнить пророчество в точно
                                                    намеченный срок.

Елена Матусовская

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 31 окт 2015, 23:40
Тигра
Воспользуюсь случаем (приведённым fililog стихотворением о старости художника), чтобы сказать о человеке, который работал почти до последнего своего дня и умер в возрасте 89 лет. Виктор Сорокин — выдающийся русский художник. Жил достаточно долго, чтобы дождаться признания, хотя большую часть своей жизни ему пришлось скрываться от внимания.
"Под светом", 1996:

Изображение

И последняя работа на его мольберте. Её он писал в последние дни перед смертью:

Изображение

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 31 окт 2015, 23:49
fililog
Тигра, работа на мольберте мне нравится. А о художнике чуточку побольше можно?

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 01 ноя 2015, 00:24
Тигра
Я так люблю его ню. Он их много писал, особенно как раз в старости.
Но и пейзажи, и интерьеры.

Сорокин был москвичом, из дворян. Родители погибли в 1917, он попал в детский дом, потом в какую-то коммуну. Закончил Суриковское. Учился у импрессионистов и постимпрессионистов, тогда в чести вовсе не бывших. А после войны вокруг его кружка начались какие-то шевеления, критика недостаточно советских несоцреалистов начала становиться опасной, а его самого стали настойчиво призывать заниматься пропагандистской и агитационной живописью.
Ну не мог он, не мог. И уехал в Елец, бросив всё. Там женился на очень простой и даже малограмотной женщине, местной кружевнице. Долго жили в Ельце, потом переехали в Липецк. Преподавал в местном училище. Жили очень бедно, продавали на рынке кое-что с огорода. Иногда всё же работал и по оформительским заказам, но в агитацию жена его не пускала (не то чтобы он и сам стремился, конечно). Говорила, когда его звали украшать город или какое-нибудь здание лозунгами и росписями: "Не ходи, Витенька: руку испортишь". Он продолжал выставляться на местном уровне. Критика обычно была ругательная.
Уже в 90-е вдруг нашёлся меценат, который стал продвигать его. И выставки прошли, и даже во Франции успели показать его работы. Меня очень радует ,что это успелось при жизни.
Я была в его музее в Липецке в 2002 году. Мне ещё в Москве друг-художник рассказал о Сорокине. Просто потрясена его работами, его светом, его мазком (особенно в живописи последних лет). Мощная и молодая сила и свой голос, очень яркий.
Теперь он есть и в музеях, и в частных коллекциях. Я страшно рада, что и мне удалось купить аж две его работы, обе ню. Это наслаждение — их видеть.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 01 ноя 2015, 00:36
Тигра
О Сорокине:
Эмоции заливают его полотна. Краски, сочные, яркие, слагаются в гармонии, всякий раз удивляющие свежестью комбинаций, изощренностью цветового зрения. Кисть темпераментно наносит густые мазки. У живописца всё - хвала жизни. Он смотрит на мир глазами влюбленного и видит его прекрасным. Его пейзажи и натюрморты, запечатлевшие, казалось бы, ничем не примечательные мотивы и самые обычные предметы, потрясают красотой. Картины пишутся с упоением. Их настроение выражает и восторг автора - от собственных творческих возможностей.
С ходом лет ценность жизни для художника возрастает - каждый миг неповторим. Он спешит прочувствовать мгновение, понять и превратить в живопись.
Сорокин пишет все быстрее, решительно деформируя формы, отбрасывая детали, не договаривая, не замечая потеков краски. Фактура письма необычна. Она свободно сочетает пастозные, рельефные, сложноцветные или монохромные мазки и сгущения краски с гладкими, а то и вовсе не записанными поверхностями. Фактура так же чувственна, как цвет и свет. В ней содержится мощная энергия, захватывающая зрителя. Она становится своеобразной стенограммой духовных и психологических переживаний автора. Теперь сам материал живописи является полноправным средством выражения.
Сорокин был убежден, что настоящая живопись, даже не обращаясь к сюжетам, способна высказать очень многое, и доказал это по-своему. Он считал, что цель искусства - поднимать дух людей, и достиг ее в своем творчестве.

Татьяна Нечаева, искусствовед, директор Художественного музея им. В. С. Сорокина - Дома Мастера

Вы спросите, а почему же не упомянута обнажённая натура? Я вот спросила. Оказывается, главный художественный меценат Липецка считает неприличным изображение обнажённых женщин, поэтому музей, не желая лишиться покровительства, иногда вынужден идти на поводу у него — упоминать поменьше, не включать в финансируемые им альбомы. Вот такая вот провинциальная художественная жизнь.