Живопись в поэзии

Делимся впечатлениями о прочитанном

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 06 ноя 2015, 18:51

Изображение

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Небо вечери в стену влюбилось,—
Все изрублено светом рубцов —
Провалилось в нее, осветилось,
Превратилось в тринадцать голов.

Вот оно — мое небо ночное,
Пред которым как мальчик стою:
Холодеет спина, очи ноют.
Стенобитную твердь я ловлю —

И под каждым ударом тарана
Осыпаются звезды без глав:
Той же росписи новые раны —
Неоконченной вечности мгла...

1937
Осип Мандельштам
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 10 ноя 2015, 18:48

Изображение
Клод Лоррен. Закат в порту

***
Как я люблю фламандские панно,
Где овощи, и рыба, и вино,
И дичь богатая на блюде плоском —
Янтарно-желтым отливает лоском.
И писанный старинной кистью бой —
Люблю. Солдат с блистающей трубой,
Клубы пороховые, мертвых груду
И вздыбленные кони отовсюду!
Но тех красот желанней и милей
Мне купы прибережных тополей,
Снастей узор и розовая пена
Мечтательных закатов Клод Лоррена.

Георгий Иванов
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение adada » 10 ноя 2015, 19:08

    Ты помнишь: мачты сонные,
    Как в пристанях Лорэна,
    Взносились из туманности
    Речной голубизны
    К эфирной осиянности,
    Где лунная Сирена
    Качала сребролонные,
    Немеющие сны.
    Мы знали ль, что нам чистый серп
    В прозрачности Лорэна,-
    Гадали ль, что нам ясная
    Пророчила звезда~
    До утра сладострастная
    Нас нежила Сирена,
    Заутра ждал глухой ущерб
    И пленная страда.


    Вячеслав Иванов (1906)
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 34276
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 20 ноя 2015, 11:46

             Из французских художников Сметанина больше всех любила старика Синьяка.
             Он рисовал закоулки портов, сохнущие паруса и стеклянные двери матросских пивных. В них отражалось солнце. Он рисовал тени от мачт на дорогах, одуванчики, качающиеся от морского ветра, неуклюжих людей, мажущих смолой пузатые барки.
             Рыбачьи дома, рвущиеся флаги и облезлые буксиры, плывущие по морю, как по жидкому солнечному свету, — все это на картинах Синьяка было доведено до совершенного блеска. Синьяк никогда не смешивал красок на палитре. Он не выносил грязи и тусклых оттенков.
             Он брал основные цвета и клал их на холст маленькими точками — одну около другой. На расстоянии эти точки сливались в нужный художнику правильный цвет.
             Картины Поля Синьяка надо было смотреть издали.

             — Живопись нельзя нюхать, — сердито говорил Синьяк неопытным зрителям. — Отойдите подальше, дитя!

             Картины Синьяка были написаны в манере пуантелизма, иначе говоря — тысячами маленьких цветных точек, заполнявших полотно.
             Глядя на картины Синьяка, я вспомнил кальмара, виденного мною в морском аквариуме на биологической станции.
             Тело этого страшного хищника, напоминавшее обрубок дерева с длинными когтистыми щупальцами, было покрыто множеством маленьких точек очень ярких и чистых цветов — красного, синего и желтого. Издали эти точки сливались в желтоватый, то вспыхивающий, то тускнеющий цвет необыкновенной красоты.
             Я не знаю, видел ли Синьяк кальмаров у рыбаков Бретани и Нормандии. Но вполне возможно, что художники заимствовали у этого обитателя океанских глубин свой способ работы и добились блестящих результатов.
             Лишний раз я убедился, что море соприкасается с разнообразными областями жизни и дает много неожиданных познаний для каждого, кто умеет видеть и размышлять.
             Неизмеримые просторы воды создают глубину красок, которой не хватает иным художникам. Сложный мир отражений и различного по силе и по углам падения солнечного света, отблески берегов, сумрак туч и сверкание огней, резкая раскраска морских животных, красные скалы и белые пески — все это заключено в пространство воздуха, то полного влаги, то резкого, как дыхание пустыни. Краски или расплываются в неясные пятна, или высыхают и горят напряженным цветом, или, наконец, покрываются тусклостью, свойственной древним странам земли.

    Паустовский К.Г. "Черное море. Рассуждение о красках и бронзе".

Изображение
Поль Синьяк. Гавань в Марселе, 1906, Эрмитаж

Гавань в Марселе

Вечер к берегу причалил,
Бросил якорь свой на дно.
День лилово опечален,
Как прокисшее вино.

По-русалочьи сверкает
Чешуя морской волны
И на город навлекает
Нежно-розовые сны.

Мачты словно облысели,
Скинув на ночь паруса.
Хороши весной в Марселе
Эти чудо-полчаса!

Галина Дядина
Последний раз редактировалось fililog 20 ноя 2015, 11:54, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение mirage » 20 ноя 2015, 11:51

Спасибо, fililog!
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38790
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:23

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 23 ноя 2015, 22:55

Изображение
Гюстав Курбе. Хижина в горах

* * *

                                                      Припоминая картину Гюстава Курбе
                                                      “Хижина в горах”

…Теперь не исключить ни облака,
Ни хижину Курбе — в мозгах музей,
В котором тихо… Робкая тоска
Тихонько входит в свете фонарей.
В такой каморке, в логове Курбе,
Остаток дней хотелось бы прожить
И прибавлять словесное к судьбе,
Чудесное хоть что-то сочинить,

Смотреть, как Сущий затемняет свет.
“В горах темно? В горах уже темно”, —
Шептать себе и слушать ветра бред,
В деталях видеть это полотно,
И пить простое крепкое вино,
И запивать холодною водой…
“В горах темно? В горах уже темно”, —
Шептать себе, сливаться с темнотой,

И слушать чайник — чайничек споет
На тоненьком свистящем языке,
Любую ноту в тишине возьмет,
Подсказывая музыку строке.
И видеть жизнь воочию в стихе,
Как некогда в холсте провинциал,
И засыпать от мира вдалеке,
Как в старину художник засыпал.

Евгений Чигрин

О картине Поля Гогена “Бретонская деревня под снегом” можно прочитать в ноябрьской ветке.
Последний раз редактировалось fililog 23 ноя 2015, 23:42, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

✴)

Сообщение adada » 23 ноя 2015, 23:22

"В мозгах музей...", или А и Б сидели на Курбе.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 34276
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Живопись в поэзии

Сообщение Крапива » 23 ноя 2015, 23:29

fililog писал(а):Изображение
Гюстав Курбе. Хижина в горах
Это только мне режет глаз эта тяжелая рамища? Еще бы бриллиантов в нее понавтыкать. Чтобы совсем хижину затмить. :(
Крапива
 
Сообщений: 5171
Зарегистрирован:
04 июн 2014, 13:06
Откуда: Россия

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 23 ноя 2015, 23:46

Крапива, согласна, что для сайта лучше без рамы. Заменила ссылку. :)

Меня в музеях рамы совсем не раздражают, я их даже и не замечаю, если уж говорить откровенно. Кто знает историю рам? Поделитесь. Я читала, что Климт сначала брал раму (его брат изготавливал) — потом уже туда картину вписывал. Хотела найти фото картины с рамой, что-то сразу не попалось...
Последний раз редактировалось fililog 24 ноя 2015, 12:11, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение Хелена » 24 ноя 2015, 12:06

Крапива писал(а):Это только мне режет глаз эта тяжелая рамища?



Безотносительно к размещению здесь - не только Вам.
Последний раз редактировалось Хелена 24 ноя 2015, 12:55, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 37291
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 16:46
Откуда: Россия

Re: Живопись в поэзии

Сообщение Крапива » 24 ноя 2015, 12:43

fililog писал(а):Я читала, что Климт сначала брал раму (его брат изготавливал) — потом уже туда картину вписывал.
Семейный бизнес? :)
Крапива
 
Сообщений: 5171
Зарегистрирован:
04 июн 2014, 13:06
Откуда: Россия

Re: Живопись в поэзии

Сообщение adada » 24 ноя 2015, 14:38

И все-таки сперва Климт брал женщину...
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 34276
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 17 дек 2015, 02:24

“На выставке Моне”

1

Да нет, не из-за похорон.
Обычная хандра. Простуда.
И стены — с четырех сторон.
Жизнь лишена, ты знаешь, чуда.
Отстань. Да все пройдет само.
    В музей? Не знаю. Впрочем, ладно.
    Тем более, что не накладно.
Мане, ты говоришь? Ах, Мо!

2

Повесьте вместе два пальто.
    Я так и знал, что будет давка.
    Что Пруст, когда повсюду Кафка.
Вот мы пришли сюда — и что?
Полно знакомого. Не всё, но…
И вообще, глазеть вдвоем…
Ух ты, аж с берегов Гудзона!
А вот и Живерни — живьем.

3

Кровосмешение мазков,
Их полыханье, колыханье:
Где мiр, что вовсе не таков,
И смрадное его дыханье?
Подробный рай, и то не весь,
    Кистями вылеплен упруго…
    Поссориться с тобой, подруга,
Мы умудрились даже здесь.

4

Не обижайся, извини,
    Прости, я сам себе не верю,
    Свою недавнюю потерю
Угадывая в той тени.
Полотна потакают слёзам:
Гляди же, как формует пар,
Произнесенный паровозом,
Стекло вокзала Сен-Лазар.

Изображение

5

Смотри, как девушки в саду
Сидят, обмениваясь платьем
С густой сиренью, красоту
Которой все не увидать им.
Здесь нужен посторонний взор,
    Чтоб разглядеть в холсте пологом,
    Как небо, вогнутое логом,
Оврагу выгнуло узор.

6

Ты так обводишь языком
    Свои обветренные губы
    — так слёзам увлажнить тоску бы! —
Как мастер контуры мазком.
Всё благостно вполне, однако
Не слишком ли болезнен лоск,
Что отворяет вены мака
И розе вышибает мозг.

7

Здоб. Одойдем и боздоим.
Я звой бладог оздавил дома.
Бозволь возбользуюзь двоим.
Чихадь на эдо. Эгце хомо.
Ну вот. Как сыро в январе.
    Продлим же мраморное лето
    Москвы, совокупленью цвета
Дивясь, искусственной жаре.

8

Еще немного отойдем —
    И плоскость, явленная глазу,
    Все уплотняясь, но не сразу,
Приобретет лесной объем.
И там, где на коре березы
Сердечко процарапал Поль
Иль Пьер, уже подсохли слезы,
В глубинах гулких пряча боль.

Изображение

9

Вот матовое полотно —
Без ласки чувственного блеска,
Хотя оно увлажнено
До вёсельного переплеска.
Где светотень? — причал, туман…
    И чайки, плача, закричали,
    Собой, в отчаянье печали,
Обозначая первый план.

10

Должна же где-то перейти
    В себя саму пустая рама,
    Где ни трагедия, ни драма
Не встанут поперек пути.
Тебе такая вещь знакома?
Вот небо вывернуто на-
изнанку синью водоема,
А подлинная — не видна.

11

Не плотоядные холсты
И не холеные полотна —
Над ощущением тщеты
Душа возвысилась бесплодно:
Тут пламя стянуто в пучки,
    Что пышет, в тяге бесполезной,
    Японским мостиком над бездной,
Вселяя бешенство в зрачки.

12

Осмотр окончен. В гардероб.
    Мы в тесноте, но не в обиде.
    Предстанет где-то в лучшем виде
Недавно мной несенный гроб.
Живыми помнятся мне лица…
Пройдут иные два часа:
В твоих глазах, в иных — продлится,
В моих захлопнувшись, краса.

(2002)

Александр Леонтьев
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 15 янв 2016, 01:33

Не совсем живопись.
На параллельной ветке говорили о гобеленах. Отсюда и вспомнила, что недавно у Алексея Пурина читала про "Даму с единорогом".

Изображение

Дама с единорогом. Музей Клюни

                                  Александру Леонтьеву

Так эти гобелены хороши,
что и душа, как вышитая дама,
пять чувств земных — радетелей души,
пять оснований радужного храма,
где ткет ее из сора бодрый Дух
и оперяет царственное Слово, —
вкус, осязанье, обонянье, слух
и зренье — все, созрев, вернуть готова.

К чему ей, знавшей щедрую тщету
любви и спесь слепящего искусства,
они — пускай сольются в чистоту
шестого, всеобъемлющего, чувства —
того, что ей подносит истый конь,
лазурь взрезая белоснежным рогом:
она уже пережила огонь,
который люди называют Богом.

2001
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение mirage » 15 янв 2016, 02:04

О единорогах мы как-то довольно подробно говорили на форуме, начиная вот с этого сообщения:
viewtopic.php?p=228078#p228078
Там и фото, и стихи. Музей Клюни тоже вспоминали, а вот стихотворения этого не было.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38790
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:23

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 22 янв 2016, 18:35

Кажется, этого стихотворения не было. Очень хочется сирени среди зимы!

Изображение
Врубель. Сирень

День все быстрее на убыль
катится вниз по прямой.
Ветка сирени и Врубель.
Свет фиолетовый мой.

Та же как будто палитра,
сад, и ограда, и дом.
Тихие, словно молитва,
вербы над тихим прудом.

Только листы обгорели
в медленном этом огне.
Синий дымок акварели.
Ветка сирени в окне.

Господи, ветка сирени,
все-таки ты не спеши
речь заводить о старенье
этой заблудшей глуши,

этого бедного края,
этих старинных лесов,
где, вдалеке замирая,
сдавленный катится зов,

звук пасторальной свирели
в этой округе немой...
Врубель и ветка сирени.
Свет фиолетовый мой.

Это как бы постаренье,
в сущности, может, всего
только и есть повторенье
темы заглавной его.

И за разводами снега
вдруг обнаружится след
синих предгорий Казбека,
тень золотых эполет,

и за стеной глухомани,
словно рисунок в альбом,
парус проступит в тумане,
в том же, еще голубом,

и стародавняя тема
примет иной оборот...
Лермонтов. Облако. Демон.
Крыльев упругий полет.

И, словно судно к причалу
в день возвращенья домой,
вновь устремится к началу
свет фиолетовый мой.

1991
Юрий Левитанский
(родился 22 января 1922 года, умер 25 января 1996 года)
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 02 фев 2016, 01:48

В МУЗЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

На страданья у них был наметанный глаз.
Старые мастера, как точно они замечали,
Где у человека болит, как это в нас,
Когда кто-то ест, отворяет окно или бродит в печали,
Как рядом со старцами, которые почтительно ждут
Божественного рождения, всегда есть дети,
Которые ничего не ждут, а строгают коньками пруд
У самой опушки, —
                             художники эти
Знали — страшные муки идут своим чередом
В каком-нибудь закоулке, а рядом
Собаки ведут свою собачью жизнь, повсюду содом,
А лошадь истязателя
                             спокойно трется о дерево задом.

В «Икаре» Брейгеля, в гибельный миг,
Все равнодушны, пахарь — словно незрячий:
Наверно, он слышал всплеск и отчаянный крик,
Но для него это не было смертельною неудачей, —
Под солнцем белели ноги, уходя в зеленое лоно
Воды, а изящный корабль, с которого не могли
Не видеть, как мальчик падает с небосклона,
Был занят плаваньем,
                             все дальше уплывал от земли...

Уистен Хью Оден
Перевод: Павел Грушко

Изображение
П. Брейгель Старший. Падение Икара
(ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств)
Последний раз редактировалось fililog 02 фев 2016, 11:52, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение Тигра » 02 фев 2016, 02:24

У Икарушки бедного
Только бледные ножки торчат
Из холодной зеленой воды.


Митьки
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 49420
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение mirage » 02 фев 2016, 10:43

Всё же лошадка у Одена тёрлась о дерево задом, не ладом.
Павел Грушко перевел безошибочно, сканер испортил картинку.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38790
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:23

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 02 фев 2016, 13:46

Тигра! :D
Про эту "поэму" Митьков есть произведение прозой. Вот тут. Лишь кусочек:
Стала эта поэма больше всех цитируемым митьками произведением.
И если вы у меня спросите, как дела, я отвечу вам: «Дела как у Икарушки бедного — только ножки торчат».


Спасибо, mirage. Вчера, когда ставила, не перечитала, но хотела как раз добавить еще и комментарий про этот "зад". :)
“Я подозреваю, что без некоторых обертонов комического серьезная поэзия в наши дни невозможна”, — писал Оден. Лошадь палача, которая чешется о дерево своим “невинным задом” (scratches its innocent behind on a tree) — типичная для такой установки смешная деталь в несмешном стихотворении. Отметим, что этот снижающий прием — не свидетельство антиромантической установки поэта, наоборот, ирония была допущена в рамки “высокого жанра” именно романтиками.


Это из вступительной статьи Григория Кружкова к переводам Одена. Первую часть (как раз о предложенных стихах) приведу полностью (зная, что не все любят по ссылкам ходить).

      Одно из самых хрестоматийных стихотворений Уистена Одена — “Музей изобразительных искусств”. Оно написано в идущем из античности жанре экфразы, то есть словесного описания произведения живописи или скульптуры. В первой части стихотворения автор будто переводит взгляд с одной картины на другую, обнаруживая в них общую черту — двуплановость мира, соседство трагедии с обыденностью. Есть такой художнический жест: в момент наивысшего напряжения чувств отвести глаза и посмотреть на простую будничную жизнь, идущую рядом. Этому-то в стихотворении Одена и учат старые мастера. Они знают:

      ...страшные муки идут своим чередом
      В каком-нибудь закоулке, а рядом
      Собаки ведут свою собачью жизнь, повсюду содом,
      И лошадь истязателя спокойно трется о дерево задом.

      Здесь возникает неожиданная параллель со стихотворением “Страсти Егория” Владимира Леоновича, увидевшего сходный мотив у русского иконописца:

      Коник святого стоял и не ржал,
      Левый лишь глаз его перебежал
      На правую щеку.
      Коник святого все муки следил,
      Рядом стоял или возле ходил
      Неподалеку.

      И там, и тут — святой, его истязатели и лошадь, переминающаяся неподалеку. На этой невинной животине, спокойно ждущей и не понимающей, что происходит, и сосредотачивается внимание зрителя. Любопытное совпадение двух абсолютно разных поэтов, английского и русского. Притом, насколько мне известно, стихи Леоновича написаны раньше, чем Павел Грушко перевел “Музей” Одена.
      Если первая часть стихотворения представляет собой калейдоскоп зрительных впечатлений от разных полотен (при этом дети, катающиеся на коньках, намекают на голландскую школу живописи — скажем, “Охотников на снегу” или “Перепись в Вифлееме”), то во второй части Оден уже прямо называет описываемую картину: “Икар” Питера Брейгеля. Точнее, картина называется: “Пейзаж с падением Икара”. Оден начинает с центральной фигуры пахаря, идущего за сохой, добавляя то, что зритель картины не может слышать: “всплеск и отчаянный крик”. Нелепо дрыгающиеся над водой ноги тонущего Икара — крошечную деталь, которую не сразу и заметишь в пейзаже — он ретроспективно подкрепляет отсутствующей на холсте драмой падения:

      Под солнцем белели ноги, уходя в зеленое лоно
      Воды, а изящный корабль, с которого не могли
      Не видеть, как мальчик падает с небосклона,
      Был занят плаваньем, все дальше уплывал от земли.

      Переход от первой части ко второй — переход от общего к частному; в начале стихотворения преобладает множественное число: “старые мастера”, “старцы”, “дети”, “собаки”, в конце все дается уже в единственном числе: и сам тонущий Икар, и безучастный пахарь, и уплывающий “изящный корабль”. Там — просто жизнь в смеси простодушных будней и надежд на чудо, страшных злодеяний и покорной привычки. Тут — тщетность индивидуального героического деяния, тонущего в море равнодушия — людей и природы.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 12 фев 2016, 18:48

Сейчас на февральской ветке вспомнили о Евгении Рейне, в том же "Новом мире" кроме "Февральского радио" было и это стихотворение опубликовано.

Рубенс

Где нежность переходит в грубость,
Где краска переходит в плоть,
Стоит неумолимый Рубенс,
Огромный, будто сам Господь.
Тела просты, а львы ужасны,
И женщины на плоть щедры,
Ему и подражать опасно,
Так яростны его миры.
Вот Бахус, вот его подруги,
Вот непрозрачные дела,
И краска, яркая в испуге,
Куда сильнее, чем могла
Она бы выкрасить палитру
У всех его учеников,
А он ладонью по пюпитру
Лишь проводил — и был таков.
Он в Лондоне или Мадриде
Нарисовал нам карнавал,
И в этом самом лучшем виде
Он сам себя короновал.
Второго не найдете в мире,
Он — царь, он — Рубенс, он — герой.
И нет холстам его цифири,
И нет окраски огневой,
Которая могла сравниться
С его картоном и холстом.
Он едет. Прямо — заграница.
А все грядущее — потом.

Изображение
Рубенс. Бахус
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 12 апр 2016, 19:56

Изображение
В. М. Васнецов «Гамаюн, птица вещая», 1895 г.

Гамаюн, птица вещая
(картина В. Васнецова)

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

23 февраля 1899 г.
Александр Блок
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение adada » 12 апр 2016, 20:30

А если бы Васнецов назвал свою картину "Гамаюн, птица вещная" -- подошли бы и такие строки из Ли Бо:
    В Пурпурных таинствах – зловещий Змей,
    Зарю восхода поглотила мгла,
    Нам тучи обещают сумрак дней,
    И темень вещный мир обволокла.
Впрочем, они и сейчас ложатся... :)
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 34276
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 21 апр 2016, 16:28

* * *

Не было тайны такой,
Чтобы она нераскрытой
Так и осталась в земной
Толще, веками забытой,
Подняты все корабли,
Что затонули, все клады
Найдены, Трою нашли,
Все обнаружены яды.

Древние все письмена
Поняты, все неувязки,
Суть преступлений ясна,
Сняты железные маски,
И поэтессы нагой
Найденный чуть не в чулане
Чудный рисунок живой
Сделан рукой Модильяни.

Видишь: пропавшего нет.
Просится тайна наружу,
И открывает секрет
Нам свою тёмную душу,
Значит ли это, что смысл
Жизни к нам выйдет из мрака
Смерти, как из-за кулис
Гамлет, а может быть, Яго?

Александр Кушнер
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение Well-wisher » 23 апр 2016, 16:23


Любимая картина

На стене висит картина,
На картине – просто море,
Ярко выписано синим,
Словно надпись на заборе.

На свету, в удачном месте,
Привлекательна чертовски!
Жаль, художник неизвестен...
Ни Манэ, ни Айвазовский,

Ни Поленов с Пиросмани
Руку здесь не прилагали...
Босх? Веласкес? Модильяни?
Глазунов Илья? – Едва ли...

А над морем – просто небо,
Солнце – хочется потрогать!
Если скептиком я не был,
То грешил бы на Ван-Гога...

А за морем – виден остров,
В скалы бьёт прибоя пена,
Пальмы, женщины, кокосы...
Как похоже на Гогена!

Но неясно, чьей же кисти –
Вот проблема в чём, ребята.
Ни на “Сотби”, ни на “Кристи”
В этот раз не стать богатым -

Не продать мою картину.
Значит быть нам вечно вместе!
Ближе к свету передвину
На стене, в удачном месте.

Нас безденежьем не сгубишь,
Главное, чтоб были рядом
Те кто любят, то что любишь,
Больше ничего не надо!
Аватар пользователя
Well-wisher
 
Сообщений: 1142
Зарегистрирован:
04 мар 2016, 21:43

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 05 сен 2016, 18:25

Рембрандт

Он умер в Голландии,
                              холодом моря повитой.
Оборванный бог,
                      нищий гений.
Он умер
          и дивную тайну унес нераскрытой.
Он был королем светотени.
Бессмертную кисть,
                             точно жезл королевский,
                                                                   держал он
Над царством мечты негасимой
Той самой рукою,
Что старческой дрожью дрожала,
Когда подаянья просил он.
Закутанный в тряпки,
                              бродил он окраиной мутной.
У двориков заиндевелых
Ладонь исполина
                         он лодочкой складывал
                                                               утлой
И зябко подсчитывал мелочь.
Считал ли он то,
                       сколько сам человечеству отдал?
Не столько ему подавали!
Король светотени —
                         он все ж оставался голодным,
Когда королем его звали.
Когда же, отпетый отпетыми,
                                          низший из низших,
Упал он с последней ступени,
Его схоронили
                       (с оглядкой!)
                                            на кладбище нищих.
Его — короля светотени!
...Пылится палитра...
Паук на рембрандтовой раме
                                              в кругу паутины распластан...
На кладбище нищих
                         в старинном седом Амстердаме
Лежит император контрастов.
С порывами ветра
                         проносится иней печально,
Туманятся кровли и шпили...
Бьет море в плотины...
                         Не скоро откроется тайна,
Уснувшая в нищей могиле.
Но скоро в потемки
                               сквозь вычурный щит паутины
Весны дуновенье прорвется:
Какие для славы откроются миру картины
В лучах нидерландского солнца!
И юный художник,
                              взволнованный звонкой молвою,
И старый прославленный гений
На кладбище нищих
                               с поникшей придут головю
Почтить короля светотени.
А тень от него не отступит.
                                           Хоть часто
Он свет перемешивал с нею.
И мастер контраста — увы! —
                                              не увидит контраста
Меж смертью и славой своею.
Всемирная слава
                         пылает над кладбищем нищих:
Там тень, но и солнце не там ли?
Но тише!
               Он спит.
                              И на ощупь художники ищут
Ключи от замкнувшейся тайны.

Новелла Матвеева
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение Тигра » 06 сен 2016, 07:54

У неё есть и поэма о Питере Брейгеле Старшем. Я её никогда не читала глазами, слушала на пластинке в её же исполнении.

Тут текст:
http://www.bards.ru/archives/part.php?id=8766

Тут её чтение:
https://www.youtube.com/watch?v=THcm7Br9Blw

А это концовка:

... При мысли о душах несложных,
Разгадывать кои не надо:
К раскрытию коих подходят
Ключи от амбара и склада, —
Всегда ли резонно — не знаю,
Но Брейгеля я вспоминаю.

При мысли о лицах недвижных,
В тугом напряженье покоя
(На задней стене мыловарни
Всегда выраженье такое!
На брусьях, на дубе стропильном...);
При мысли о каменно-мыльном,
О твердо-подошвенном взоре
Асфальтовых глаз Примитива;
О пальце картофельно-белом
На кнопке вселенского взрыва;
О судьбах, скользящих по краю, —
Я Брейгеля вспоминаю.
При мысли о логике нищей,
О разуме задремавшем,
О стоптанном ухе, приникшем
К железным чудовищным маршам, —
О Брейгеле я вспоминаю! —
О Питере Брейгеле Старшем.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 49420
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение mirage » 06 сен 2016, 10:21

"Дьявол — это высокомерие духа", — говорит Вильгельм Хорхе (Эко)
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38790
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:23

Re: Живопись в поэзии

Сообщение adada » 06 сен 2016, 10:27

"Дьявол — это высокомерие духа" -- не слишком ли высоковастенько для дьявола?
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 34276
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Живопись в поэзии

Сообщение mirage » 06 сен 2016, 10:31

Так ад строго внизу, если считать, что Земля плоская. А так...
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38790
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:23

Re: Живопись в поэзии

Сообщение Тигра » 29 янв 2017, 05:46

Магги уже приводила тут на первой же странице стихи Тарковского о Пауле Клее. Она поставила и иллюстрацию, но картина теперь не видна (или только мне?), да и вообще всего одна.
Мне стало интересно поискать, какие картины могли бы отразиться в этих стихах.

Заодно прочла о нём — много не знала.
Всего через два года после того как, лишённый права преподавать и заклеймённый почётным званием "дегенеративного художника", Клее уехал в Швейцарию, он заболел тяжёлой автоиммунной болезнью, мучительной и смертельной. Тогда её даже диагностировать не умели. Заболел в тридцать третьем, умер в сороковом.
Страдая от боли в суставах и от других симптомов склеродермы, он всё же продолжал писать. Одна из последних работ (1940) — "Смерть и огонь". Слово "смерть" (Tod) присутствует здесь даже в виде букв: в чертах то ли лица, то ли черепа и в других элементах картины.

Изображение

Повторю тут само стихотворение, а другие подходящие к нему картины поставлю в следующем посте.

Пауль Клее

Жил да был художник Пауль Клее
Где-то за горами, над лугами.
Он сидел себе один в аллее
С разноцветными карандашами,

Рисовал квадраты и крючочки,
Африку, ребенка на перроне,
Дьяволенка в голубой сорочке,
Звезды и зверей на небосклоне.

Не хотел он, чтоб его рисунки
Были честным паспортом природы,
Где послушно строятся по струнке
Люди, кони, города и воды,

Он хотел, чтоб линии и пятна,
Как кузнечики в июльском звоне,
Говорили слитно и понятно.
И однажды утром на картоне

Проступили крылышки и темя:
Ангел смерти стал обозначаться.
Понял Клее, что настало время
С музой и знакомыми прощаться.

Попрощался и скончался Клее.
Ничего не может быть печальней!
Если б Клее был немного злее,
Ангел смерти был бы натуральней,

И тогда с художником все вместе
Мы бы тоже сгинули со света,
Порастряс бы ангел наши кости!
Но скажите мне: на что нам это?

На погосте хуже, чем в музее,
Где порой вы бродите, живые,
И висят рядком картины Клее —
Голубые, желтые, блажные...
Последний раз редактировалось Тигра 30 янв 2017, 23:11, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 49420
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение ne znatok » 29 янв 2017, 05:56

Тигра писал(а):Она поставила и иллюстрацию, но картина теперь не видна (или только мне?)

Мне видна, вoт она:

Изображение
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 34717
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46

Re: Живопись в поэзии

Сообщение Тигра » 29 янв 2017, 12:00

Спасибо, ne znatok.

Рисовал квадраты и крючочки,
Африку, ребенка на перроне,
Дьяволенка в голубой сорочке,
Звезды и зверей на небосклоне.


Пауль Клее дважды был в Африке: в Тунисе и в Египте.

"Гора Нисен" ("Египетские ночи"):

Изображение

"В плодородном краю" (Египет):

Изображение

"Нильская легенда":

Изображение

"Вид на Кэруан" (Тунис):

Изображение
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 49420
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение Тигра » 29 янв 2017, 12:32

Дьяволёнка в голубой сорочке мне найти не удалось.
Разве что среди кукол, которых он делал для сына:

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось Тигра 30 янв 2017, 22:41, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 49420
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение mirage » 29 янв 2017, 18:30

Вот он:

Изображение

Blue Coat, 1940
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38790
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:23

Re: Живопись в поэзии

Сообщение Тигра » 29 янв 2017, 21:56

Спасибо! И точно он!
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 49420
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии и музыке...

Сообщение fililog » 30 янв 2017, 00:33

Рисовал квадраты и крючочки,
Африку, ребенка на перроне...

Изображение

Paul Klee Kind an der Freitreppe
«Ребёнок на перроне», 1923 год

На эту картину написана музыка Э. Денисовым:

Изображение
1985 год
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение fililog » 30 янв 2017, 00:41

Он хотел, чтоб линии и пятна,
Как кузнечики в июльском звоне,
Говорили слитно и понятно.
И однажды утром на картоне

Проступили крылышки и темя:
Ангел смерти стал обозначаться.
Понял Клее, что настало время
С музой и знакомыми прощаться.

Изображение
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 7767
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 09:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение Тигра » 30 янв 2017, 00:48

...Звёзды и зверей на небосклоне...

А также и вообще "Знаки в небе", 1923:

Изображение
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 49420
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии

Сообщение Тигра » 30 янв 2017, 00:52

С ангелами у меня намечена отдельная тема. Он их рисовал и писал много лет.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 49420
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:15
Откуда: США; до того — Москва

Пред.След.

Вернуться в Литературный уголок

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 3