Перепевы/переклички

Делимся впечатлениями о прочитанном

Re: Перепевы/переклички

Сообщение ne znatok » 04 янв 2012, 09:53

(стихотворения и посты Ирины12 и Тигры украдены с ветки Человек в городе.)
---------------
В 1927 году Светлов написал стихотворение о старушке, которая переходит Невский проспект. Он ее пожалел -

за одиночество; за оторванность от окружающей жизни; за то, что подвергает свою жизнь опасности; за бедность/скупость(не всегда понятно, что первично, что вторично); и, наконец, за просто без причин, как и всех на свете старушек.

Кстати, пожалев, он помог старушке морально (познакомился, побеседовал), материально (дал денег) и, очевидно, делом - за разговором перевел через дорогу. Как тимуровец. :)


М. Светлов
СТАРУШКА

Время нынче такое: человек не на месте,
И земля уж, как видно, не та под ногами.
Люди с богом когда-то работали вместе,
А потом отказались: мол, справимся сами.

Дорогая старушка! Побеседовать не с кем вам,
Как поэт, вы от массы прохожих оторваны...
Это очень опасно - в полдень по Невскому
Путешествие с правой на левую сторону...

В старости люди бывают скупее -
Вас трамвай бы за мелочь довез без труда,
Он везет на Васильевский за семь копеек,
А за десять копеек - черт знает куда!

Я стихи свои нынче переделывал заново,
Мне в редакции дали за них мелочишку.
Вот вам деньги. Возьмите, Марья Ивановна!
Семь копеек - проезд, про запасец - излишки...

Товарищ! Певец наступлений и пушек,
Ваятель красных человеческих статуй,
Простите меня, - я жалею старушек,
Но это - единственный мой недостаток.

1927
---------------------
Спустя полвека стихотворение про старушку написал Ю. Левитанский. Причину своей грусти он обЪяснить не сумел:
Ирина12 писал(а):Я вот подумала - а с чего это он, собственно, расплакаться готов?

Тигра писал(а): Нам невнятно, что именно его печалит. Предположения, конечно, можно строить — но в самом стихотворении оснований для этого мало.


ПОмог ли старушке, не сообщил, но зато озаботился философскими проблемами:
Ирина12 писал(а):...она переходит, а он смотрит, глубокомысленно так, и жалеет ее ("в скрещенье всех событий мировых").



В общем, обезличенная какая-то получилась старушка - в отличии от такой узнаваемой Мариванны.
Озябшему, как воробушек, лимону в ее авоське повезло куда больше, я считаю. :)


Ю. Левитанский
СТАРАЯ ЖЕНЩИНА С АВОСЬКОЙ

А вот явленье грусти бесконечной,
хотя
на первый взгляд
и беспричинной.
На остановке где-нибудь конечной
старушка из автобуса выходит.
Ах, город,
эти новые дома,
керамика,
стекло,
и алюминий!
Какая пестрота и легкость линий
в меняющихся контурах его,
какая гамма цветосочетаний!
Здесь для примера я бы показал
Центральный, скажем, аэровокзал
или Дворец
для бракосочетаний,
куда подъехал свадебный кортеж
с девчонкою в одежде подвенечной...
Но вот картина грусти бесконечной,
когда старушка площадь переходит.
Ах, город,
все куда-то он спешит,
торопится на ярмарки,
на рынки,
на свадьбы,
на рожденья,
на поминки,
проглатывая прессу на ходу,
прижав к себе попутные покупки,
нет-нет еще косясь на мини-юбки,
как бы стыдясь,
что снова уличен
в приверженности к моде быстротечной...
Но вот картина грусти бесконечной,
и я едва не плачу в этот миг,
когда старушка площадь переходит,
в скрещенье всех событий мировых
шагает по дорожке пешеходной,
неся свою порожнюю авоську,
где, словно одинокий звук минорный
и словно бы воробушек озябший,
один лежит на донышке
лимон.

1980
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 40210
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Перепевы/переклички

Сообщение Тигра » 04 янв 2012, 11:28

ne znatok писал(а):Причину своей грусти он обЪяснить не сумел


Верно, верно.
И в результате получилось как-то пошло... типа "вот я пишу стихи о старушке, старость — это печально, а почему — сами можете додумать".
И я благодарна Ирине12 за то, что она это очень точно подметила.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 55330
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Перепевы/переклички

Сообщение Марго » 04 янв 2012, 13:14

Не перестаю удивляться, как странно то и дело трактуется понятие "пошлость". Кажется, это самое субъективное изо всех субъективных понятий.
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16235
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: Перепевы/переклички

Сообщение maggie » 23 янв 2012, 15:22

Для большинства из нас существует
Лишь неприметный момент, входящий
Во время и выходящий из времени,


Т.С. Элиот
Четыре квартета

**********************************************************

Есть только миг
Между прошлым и будущим,
Имеено он называется жизнь


песня, автор слов
Л. Дербенёв (музыка А. Зацепина)
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 21899
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Перепевы/переклички

Сообщение mirage » 23 янв 2012, 15:34

Элиот как раз подчеркивает бесконечность-вечность этого т.н. "мига". Стихотворения диаметрально противоположны по смыслу. Дербенёв выражает точку зрения большинства, о котором говорит Элиот. Элиот же видит, так сказать, "всю совокупность":). Дербенёвские строки романтичны, строки Элиота по-настоящему глубоки.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 40201
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Перепевы/переклички

Сообщение maggie » 23 янв 2012, 15:57

Абсолютно! :)

mirage, я хотела побОльше кусочек из Элиота выставить, но взяла квинтессенцию. Во-первых, убегаю скоро... Во-вторых, изучаю углублённо (в наст. время (@ present :) "Четыре квартета", сравниваю также немецкий перевод с английским оригиналом + русский перевод тоже. Покамест стооолько впечатлений, мыслей и отыскивающихся параллелей, что даже боюсь захлебнуться, если рот открываю... Надо структурировать многое...
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 21899
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Перепевы/переклички

Сообщение adada » 23 янв 2012, 16:08

Да, от точки зрения, от ее положения в "обществе" многое зависит.
Для живых бессознательных существ (это -- все, кроме человека), время не воспринимающих, их жизнь нарезана им из времени и во времени в точности по Элиоту: она им неприметна.

Наделив нас сознанием и выделив тем самым среди прочих, Природа создала условия, плацдарм для обособления личности во времени. Но если мы будем исходить из представлений о свободе, как естественном праве человека, нам придется принять за основу и то, что степень активности борьбы на выделенном ему "плацдарме" каждый вправе выбирать сам и самостоятельно. Включая и отказ от такой борьбы.

Можно сказать, что сознание -- это стекло, через которое мы смотрим на мир, боремся за право смотреть на него. Оно может быть плоским и пропускать через себя образы мира без искажений и преувеличений. А может быть и двояковыпуклым, преувеличивающим их.
Мне кажется, обе линзы, и Дербенева, и Элиота, в той или иной степени, -- пре-увеличивающие и де-формирующие мир и его время! :)
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39506
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Перепевы/переклички

Сообщение mirage » 23 янв 2012, 16:58

Для живых бессознательных существ (это -- все, кроме человека),


Не устану повторять: это нонсенс. Чем больше общаюсь с собаками, тем больше в этом убеждаюсь.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 40201
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Перепевы/переклички

Сообщение mirage » 23 янв 2012, 17:03

Элиот не говорит о неприметности для него жизни. Он говорит о "неприметном моменте" для большинства
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 40201
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Перепевы/переклички

Сообщение mirage » 23 янв 2012, 17:10

Кстати, по поводу невосприятия времени животными.
Наша собака будила мужа несколко раз в эти каникулы на работу. Обычно она тихо-мирно спит под кроватью, когда он встаёт. Два раза за каникулы рано утором она начинала укать, гукать, потом вылезала из-под кровати и тыкалась в него носом. Он вставал, одевался, думая, что она что-то не то съела и просится на улицу. Увидев, что муж оделся в уличную одежду, Джой с чувством выполненного долга забиралась снова под кровать и сладенько засыпала. Так повторилось дважды. На третий раз муж строго сказал: "Джой, мне не надо сегодня на работу". После этих слов она залезла под кровать и мирно уснула.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 40201
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Перепевы/переклички

Сообщение adada » 23 янв 2012, 17:29

Ну да, пока наука не сошлась на том, какое из двухсот определений сознания взять ей за непререкаемую основу, нам тоже не гоже забегать поперед нее в биосоциальное пекло! :)

Давайте хотя бы сойдемся на том, что сознание может выдумать (вообразить, представить) что угодно, самое невероятное; а мышление способно только создавать модели логичные, рациональные, наиболее приемлемые для живого организма, даже если они объективно и ошибочны.
И тогда я могу допустить, что некоторым животным некоторых видов с достаточно развитой нейронной системой бессознательно удается воспроизвести поведение, свойственное сознательным существам. Но людям-то такое свойство присуще всем без исключения! Мы, люди, способны на голом-ровном-босом месте построить в нашем сознании любое здание, в котором и жить-то невозможно, которому во внешнем мире нет абсолютно никаких аналогов и никаких законных оснований!

А теперь от этой печки вернемся на холод к Элиоту и элиотам и Дербеневу и дербеневым.
Сознание обоих, как уже говорилось, отделено от внешнего мира увеличительными стеклами, линзами. Они отчасти вставлены им при рождении, отчасти отполированы им и ими в процессе жизни.
То, как выглядит мир, определяется кратностью линз, увеличительной способностью. Мы знаем, как отличается вид капли воды, если смотреть на нее невооруженным взглядом или через микроскоп. Но характер вооруженности никоим образом не затрагивает свойств этой капли, она всегда остается самой собой. То же самое можно сказать и о капле Времени, о капле Пространства и уж тем более о капле Жизни.
Линза создает только иллюзию "приметности" всех этих объектов.

+
А собачьи линзы воспринимают не время, а собственные физиологические реакции на мир, на своего хозяина, на его восприятие времени. И отражают их не во всех направлениях, а лишь в направлении своей собачьей пользы.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39506
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Перепевы/переклички

Сообщение mirage » 23 янв 2012, 19:59

"Внешний мир"... :)

А если мысль всё-таки материальна?:)

И как тогда быть с каплей сна?:)

И разве наша жизнь не та же иллюзия? Достаточно вспомнить старину Бэкона: "вся наша жизнь - оптический обман":).

Так как же можно говорить о том, что характер линз не затрагивает свойств? Мы же не лягушку препарируем, материя материи рознь:).
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 40201
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Перепевы/переклички

Сообщение adada » 23 янв 2012, 20:13

Продолжая исходить из того, что человек есть гибрид традиционного мышления и нетрадиционного сознания, легко дойдем и до того, что он инстинктивно склонен воспроизводить себя в образах, накладываемых им на внешний мир.
И тем самым как бы обессмерчивать, нет, обессмертивать себя. :)

Мир в его представлении им начинает меняться, хотя в реальности он остается неизменным, только чуть-чуть "прогибаясь" под человека, но не изменяя при этом своей сущности. Кажимые перемены организовать несложно, настоящих, если не относить к их категории разрушительные, добиться невозможно. Человек за свои историю создал величественные конструкты, мифы, под влияние которых попал и сам. Но изменил ли он ими мир -- большой вопрос!
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39506
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Перепевы/переклички

Сообщение Саид » 23 янв 2012, 21:15

adada, не забывайте про принцип неопределённости Гейзенберга! ;)
Аватар пользователя
Саид
 
Сообщений: 4762
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:15
Откуда: Минск

Re: Перепевы/переклички

Сообщение adada » 23 янв 2012, 21:46

Забыть о принципе неопределенности сегодня не может никто, ибо на его основе построено все наше нынешнее (перестроено вчерашнее) гражданское общество!
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39506
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Перепевы/переклички

Сообщение ne znatok » 02 фев 2012, 22:47

Украдено с ветки о тумане:

Есенин:

Мы идем, а там, за чащей,
Сквозь белесость и туман
Наш небесный барабанщик
Лупит в солнце-барабан.


Окуджава:

Грохот палочек... то ближе он, то дальше.
Сквозь сумятицу, и полночь, и туман...
Неужели ты не видишь, как веселый барабанщик
Вдоль по улице проносит барабан?!

---------------

Я, разумеется, не считаю, что тут есть перепев или даже перекличка, но чисто формально...

Или все-таки - не совсем формально? Ведь раз соответствующие рифмы нагружены стилистически, значит, получается, и содержательно? Плюс и там и там про барабанщика, там - небесного, а там - веселого...

Шутка.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 40210
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Перепевы/переклички

Сообщение ne znatok » 02 фев 2012, 23:19


О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!
Жуковский.


...Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски...
.....
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит...


==============

Святки

Под окнами полозья
пропели,-- и воскрес
на святочном морозе
серебряный мой лес.

Средь лунного тумана
я залу отыскал.
Зажги, моя Светлана,
свечу между зеркал.

Заплавает по тазу
дрожащий огонек.
Причаливает сразу
ореховый челнок.

И в зале, где блистает
под люстрою паркет,
пускай нам погадает
наш старенький сосед.

Все траурные пики
накладывает он
на лаковые лики
оранжевых бубен.

Ну что ж, моя Светлана?
Туманится твой взгляд...
Прелестного обмана
нам карты не сулят.

Сам худо я колдую,
а дедушка в гробу,
и нечего седую
допрашивать судьбу.

В сморкающемся блеске
все уплывает вдаль --
хрустальные подвески
и белая рояль.

И огонек плавучий
потух, и ты исчез
за сумрачные тучи,
серебряный мой лес.


Набоков
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 40210
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Перепевы/переклички

Сообщение ne znatok » 29 апр 2012, 13:41

У меня очень странно перекликнуло - между поэзией и прозой, причем прозой переводной.

Система его безумия стала предметом подробной статьи, напечатанной в
ученом ежемесячнике, впрочем, задолго до того она и муж сами ее разгадали.
"Мания упоминания" -- так назвал ее Герман Бринк.

В этих случаях -- очень редких -- больной воображает, будто все, что происходит вокруг, содержит
скрытые намеки на его существо и существование. <...> Облака в звездном
небе медленными знаками сообщают друг другу немыслимо доскональные сведения
о нем. При наступлении ночи деревья, темно жестикулируя, беседуют на языке
глухонемых о его сокровеннейших мыслях.<...> Все сущее -- шифр, и он -- тема всего.

Набоков. Знаки и символы

----------------
Мне тут же вспомнилось из раннего Пастернака:

..За ними в бегстве слепли следом
Косые капли. У плетня
Меж мокрых веток с ветром бледным
Шел спор. Я замер. Про меня!

Я чувствовал, он будет вечен,
Ужасный, говорящий сад.
Еще я с улицы за речью
Кустов и ставней - не замечен,

Заметят - некуда назад:
Навек, навек заговорят.


И там и там - болезненное состояние, близкое к навязчивому бреду.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 40210
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Перепевы/переклички

Сообщение adada » 29 апр 2012, 16:18

Пастернак хотя бы не выдумывал какого-то мифического "Германа Бринка" и какую-то отдельно классифицируемую манию (" 'Referential mania', Herman Brink had called it.")... :)
Хотя, в принципе, мании могут быть всякие, как и люди.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39506
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Перепевы/переклички

Сообщение ne znatok » 30 апр 2012, 22:49

adada писал(а):Пастернак хотя бы не выдумывал какого-то мифического "Германа Бринка" и какую-то отдельно классифицируемую манию.

Такая мания имеется, вернее, она классифицирована и описана в научных трудах (что можно было предположить - Набоков склонен к мистификации, но выдумывает несуществующее редко. Обычно он точен того, что касается реалий). К сожалению, материал по-английски, хотя, возможно, можно найти и по-русски:
http://en.wikipedia.org/wiki/Apophenia

http://garciala.blogia.com/2005/111501- ... -mania.php

"unmotivated seeing of connections" accompanied by a "specific experience of an abnormal meaningfulness"...
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 40210
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Перепевы/переклички

Сообщение ne znatok » 01 май 2012, 00:14

вдогон

adada писал(а):Пастернак хотя бы не выдумывал какого-то мифического "Германа Бринка" ...

Подозреваю, что Герман он потому, что Klaus Conrad (June 19, 1905 in Reichenberg; † 5 May 1961 in Göttingen) was a German neurologist and psychiatrist - т.е. вот тут как раз и проявилась склонность Набокова к мистификации. Возможно, и Бринк тоже не с луны упал.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 40210
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Перепевы/переклички

Сообщение adada » 01 май 2012, 00:17

Против маний не попрешь, они существовали всегда, задолго до любого их описания и изучения, конца им тоже не предвидится. Не "прём" мы и на Набокова, он -- мастер описывать мании и особенно отличился на "мании Гумберта"! :)
Сравнение с Пастернаком, тоже мастером, хотя и другой школы, Набоков проигрывает в данном случае только в том, что он прибег зачем-то к выдумке, выдумал какого-то загадочного "Германа Бринка".

Что касается афении, ее научное описание появилось лет на десять позднее набоковского рассказа.
"Бред шизофренический, стадии по Конраду [Conrad K., 1958] — характеризуют динамику бредообразования при острой шизофрении. Начальная стадия — трема — соответствует картине бредового настроения; ее основные признаки — тревожность, растерянность. Вслед за ней наступает стадия апофении, то есть собственно бредовая. Апофения соответствует понятиям «бредовое представление» и «бредовое восприятие». Происходит измененное осознание окружающего. Для апофении характерна эгоцентрическая, солиптическая позиция больного. Измененное ненормальное переживание окружающего (анастрофа) проявляется в том, что все происходящее вокруг ставится больным в связь с его личностью (ср.: феномен присвоения). Апофения сменяется либо апокалиптической стадией, либо «консолидацией», либо «резидуальным дефектом». Апокалиптическая стадия проявляется распадом цельного восприятия больным окружающего, все вокруг воспринимается им в соответствии с каким-то особым смыслом, значением окружающих предметов. Апокалиптика соответствует переживаниям больного при острой кататонии."


+
Справедливости ради отметим, что "феномен присвоения" описан за 12 лет до "Знаков и символов", но сделал это минский профессор В.И. Аккерман. Знал ли о нем Набоков?..
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39506
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Перепевы/переклички

Сообщение Тигра » 04 июл 2012, 03:23

Гумилёв, "Христос":

Он идет путем жемчужным
По садам береговым.
Люди заняты ненужным,
Люди заняты земным.


Блок:

Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 55330
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Перепевы/переклички

Сообщение Князь Мышкин » 04 июл 2012, 10:46

У Блока ярче!
Аватар пользователя
Князь Мышкин
 
Сообщений: 6975
Зарегистрирован:
22 июл 2010, 20:57
Откуда: Стокгольм

Re: Перепевы/переклички

Сообщение ne znatok » 04 июл 2012, 10:51

Оба хуже, на мой взгляд
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 40210
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Перепевы/переклички

Сообщение Князь Мышкин » 04 июл 2012, 11:03

ne znatok писал(а):Оба хуже, на мой взгляд

Может и так. Стало быть у Блока даже хужесть ярче! :)
Аватар пользователя
Князь Мышкин
 
Сообщений: 6975
Зарегистрирован:
22 июл 2010, 20:57
Откуда: Стокгольм

Re: Перепевы/переклички

Сообщение ne znatok » 04 июл 2012, 11:34

...но Блока все простили.

:)
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 40210
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Перепевы/переклички

Сообщение Князь Мышкин » 04 июл 2012, 12:29

:D А я уж давно и как-то авансом. :)
Аватар пользователя
Князь Мышкин
 
Сообщений: 6975
Зарегистрирован:
22 июл 2010, 20:57
Откуда: Стокгольм

:)

Сообщение adada » 04 июл 2012, 12:56

Блок выдержит вес, если тот достаточно humilis.


Гумилев.png
Гумилев.png (25.39 KIB) Просмотров: 19864
Последний раз редактировалось adada 04 июл 2012, 13:20, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 39506
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Перепевы/переклички

Сообщение mirage » 04 июл 2012, 13:02

Блок выдержит вес


Блок выдержит все.

И останется.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 40201
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Перепевы/переклички

Сообщение ne znatok » 29 ноя 2012, 12:37

Кстати, о Блоке.

Только что прочла:

1914
6 марта
Попробовать хоть что-нибудь записать: Во всяком произведении искусства (даже в маленьком стихотворении) — больше не искусства, чем искусства.

Искусство — радий (очень малые количества). Оно способно радиоактировать всё — самое тяжёлое, самое грубое, самое натуральное: мысли, тенденции, и «переживания», чувства, быт. ...


Дневники Александра Блока. Фрагменты
http://www.chaskor.ru/article/dnevniki_ ... enty_21205

Искусство - радий! Как тут не вспомнить со школьной парты затверженное:

Поэзия — та же добыча радия.

Как такое могло быть? Ну, в первом случае интерес к химическим элементам понятен, :)
а во втором откуда?

Такое оригинальное сравнение, и чтоб у двоих возникло независимо... или они оба любили читать научно-популярные журналы? :)
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 40210
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Перепевы/переклички

Сообщение Тигра » 29 ноя 2012, 12:45

Скорее всего, это тогда была тема часто возникавшая, модная?
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 55330
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Перепевы/переклички

Сообщение ne znatok » 29 ноя 2012, 13:04

Тигра писал(а):Скорее всего, это тогда была тема часто возникавшая, модная?

Я ж говорю: читали научно-популярные журналы, типа Науки и жизни. :)
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 40210
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Перепевы/переклички

Сообщение sara-olga » 29 ноя 2012, 14:49

Были в тренде :) :lol:
Аватар пользователя
sara-olga
 
Сообщений: 1510
Зарегистрирован:
03 июл 2012, 19:29

Re: Перепевы/переклички

Сообщение Тигра » 21 янв 2013, 02:21

Изображение
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 55330
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Перепевы/переклички

Сообщение ne znatok » 21 янв 2013, 12:48

Да весь этот кусок целиком - Некрасов на "звериный" манер. Мда...
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 40210
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Перепевы/переклички

Сообщение Тигра » 21 янв 2013, 12:56

Безусловная стилизация, да.

Чуковский очень любил Некрасова, кстати.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 55330
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Перепевы/переклички

Сообщение ne znatok » 06 мар 2013, 12:47

И не перевод, и не перекличка, и не стилизация. А просто одна и та же тема. А вот знал и Пастернак про стихотворение Гейне - я строить догадки не берусь.

ГАМЛЕТ

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.

---------------------------------------------------------
Довольно! Пора уж забыть этот вздор,
Пора бы вернуться к расудку!
Довольно с тобой, как искусный актер,
Я драму разыгрывал в шутку!

Расписаны были кулисы пестро.
Я так декламировал страстно,
И мантии блеск и на шляпе перо,
И чувства - все было прекрасно.

Но вот, хоть уж сбросил я это тряпье,
Хоть нет театрального хламу,
Доселе болит еще сердце мое,
Как будто играю я драму.

И что я поддельною болью считал,
То боль оказалась живая -
О боже, я раненый насмерть играл,
Гладьятора смерть представляя!


Перевод - А.К.Толстого
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 40210
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Перепевы/переклички

Сообщение Тигра » 06 мар 2013, 12:51

А вот и перекличка:

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплёкой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьёз.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 55330
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Перепевы/переклички

Сообщение ne znatok » 06 мар 2013, 12:54

да, вероятно. Или даже возможно.
Хотя имена в моем сознании никак не пересекаются.
Последний раз редактировалось ne znatok 06 мар 2013, 12:55, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 40210
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Пред.След.

Вернуться в Литературный уголок

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6