Писатели о писателях

Делимся впечатлениями о прочитанном

Re: Писатели о писателях

Сообщение карри » 30 июл 2011, 20:46

Да и «Ананасы» со словарями не особенно ладят. Ударение острО нормативно только для значения «остроумно». А что остроумного во вкусе ананасов? Некоторая остринка, пикантность вкуса – другое дело, ну так там и ударение другое должно быть. Так что Северянин не только с искристостью вольно обошелся, Анатоль.
Но это не дает нам права так же вольно обходиться с заданным им стихотворным размером. Ваше «удивИтельно вкУсно, искрИсто, острО» в него не вписывается, недостает слога перед «искристо».
Аватар пользователя
карри
 
Сообщений: 2051
Зарегистрирован:
08 янв 2010, 13:45

Re: Писатели о писателях

Сообщение Анатоль » 30 июл 2011, 21:32

Марго, Северянин и мой любимый!
Именно поэтому мне хотелось докопаться до сверхзадачи. Это стихотворение я знаю много-много лет, сто раз читал его друзьям и знакомым, но цезуры так легко и свободно ложились, что я их просто не замечал. Так что обсуждение для меня было весьма полезным, и я благодарен всем. Как говорил один из героев кинофильма: "На жизнь надо смотреть ширше!". Вот и постараюсь :-))
Аватар пользователя
Анатоль
 
Сообщений: 2804
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 09:43
Откуда: Москва

Re: Писатели о писателях

Сообщение Иннокентий Бистандер » 31 июл 2011, 03:19

Несколько случайно выдернутых примеров нестандартного ударения у Северянина. Два первых примера подобраны в постах последних нескольких дней:

Пикантно сжав утОнченные ноздри
Состряпанное потною бездАрью
И оттого -- его холОдность
Сознаться в Ёловой тени
Лилово-стАльные заливы
Пора популярить изыски, утОнчиться вкусам народа
Ало-атласные туфли, вы наподобие гОндол
Мой мозг проЯснили дурманы

Как я понимаю, нестандартное ударение в русской (и не только русской) классической поэзии считалось допустимым в рамках "поэтической вольности". А Северянин данную вольность, как и многие другие, возвел в ранг поэтического инструмента. Футурист он, в конце концов, или кто?
Иннокентий Бистандер
 
Сообщений: 502
Зарегистрирован:
01 апр 2011, 05:56

Re: Писатели о писателях

Сообщение Марго » 31 июл 2011, 07:21

Для меня-то именно в неправильных ударениях и собственноручно им изобретенных словах значительная часть прелести стихов Северянина.

ЭТО БЫЛО У МОРЯ
Поэма-миньонет

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.


(Февраль 1910)

"Отдавалась грозово", или, "я огневею", или те же "крыломыши"... Ну, и образы, конечно, необыкновенные: "вся в мотивах сонат":), "солнце жалило высохший день"...

Кстати, слово поэма-миньонет, как я понимаю, тоже его изобретение. А поэза?
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16261
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: Писатели о писателях

Сообщение maggie » 02 авг 2011, 02:35

ne znatok, попробую ответить. Но ответ разобью на несколько частей, ok?

Сначала мне хочется вернуться к нашему давнему-предавнему разговору на Грамоте о его псевдониме. Тогда мы рассуждали, как правильно – СеверянинЫм или СеверянинОм. Думаю, первое правильно, хотя на той ветке разные мнения высказывались и ссылки давались.

http://gramota.ru/forum/redaktor/29657/#mess29674

Вот цитата из источника, рассказывающего историю псевдонима Игоря Лотарёва - Игорь-Северянин (позднее Игорь Северянин).

20 ноября 1907 г. (этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он прибыл на мызу Ивановку, что в 4-х верстах от Гатчины, где снимал небольшой домик. С ним был известный в Петербурге спирит и мистик полковник Дашков. После завтрака Дашков читает стихи Фофанова и предлагает познакомиться с автором.
Это знакомство переросло в тесную дружбу. Именно Фофанов внушил Игорю Лотарёву, что он настоящий поэт. А еще мысль, что ум есть достояние толпы, а индивидуальностью обладает только безумие, поэтому безумие и есть удел гения. "Я, гений - Игорь-Северянин" написано с подсказки Фофанова, который любил в нем единственного и последнего ученика.

С Фофановым связана история псевдонима «Игорь-Северянин». Любимым развлечением молодого поэта в зимнее время были лыжи, с которыми он не расставался до середины 30-х гг. Зимой он частенько приходил в гости к Фофанову в Гатчину с мызы Ивановка на лыжах: «Лыжный спорт с детства - один из моих любимейших, и на своих одиннадцатифутовых норвежских беговых лыжах с пружинящими ход американскими "хомутиками" я пробегал большие расстояния». (Игорь Северянин. Из воспоминаний о К.М.Фофанове).

Константин Фофанов зимой 1908 г. пишет Игорю Лотарёву посвящение:

Я видел вновь весны рожденье
Весенний плеск, веселый гул,
Но прочитал твои творенья,
Мой Северянин,— и заснул...

И снилось мне: в стране полярной
В снегу и в инее сады,
Где лился свет луны янтарной
На зачарованные льды.

И спало все в морозной неге
От рек хрустальных до высот,
И, как гигант, мелькал на снеге
При лунном свете лыжеход...


Существовало еще и такое фофановское посвящение молодому поэту в прозе: «Ничего лучшего не мог я придумать, что показал мне Игорь-Северянин. Чту его душу глубоко. Читаю его стихи и все говорит мне: в Тебе - Бог!».

И вот уже на сборнике «Зарницы мысли», вышедшем в свет ранней весной 1908 г., впервые появляется псевдоним «Игорь-Северянин». Последующие книги «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» уже подписаны этим псевдонимом без дефиса.

http://www.melanholia.ru/zavetov-pushki ... 2-1911.htm
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22915
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Писатели о писателях

Сообщение maggie » 02 авг 2011, 03:16

Я искала подходящее определение для поэта Игоря Северянина. Своё определение, т.е., слово, которое бы могло вчерпать в себя наиболее всего то, что я чувствую, переживаю, когда его читаю. Сначала мне приходили в голову такие эпитеты для его поэзии, как «искрящаяся», «музыкальная», или что его стихи «филигранные», «утончённые»... в общем, замучалась в поисках.

Но потом я нашла в сети его цитаты, и в одной из них мне встретилось, пожалуй, самое точное слово под определние его поэзии:
Изысканность, это то, что мы потеряли навеки 19 июля 1914 года!.. Вернее: 25 октября 1917 г.

Его поэзия – изысканная. Он изысканный поэт. "Король поэтов". В различных источниках по-разному описывают тот самый вечер, когда Северянин получил звание «король поэтов», которым он не переставал гордиться всю жизнь. И хотя всё это можно и, наверное, должно было восприниматься шуткой, он очень серьёзно к этому званию относился. Был убеждён, что он и есть «король поэтов».

Зал был набит до отказа. Поэты проходили длинной очередью. На эстраде было тесно, как в трамвае. Теснились выступающие, стояла не поместившаяся в проходе молодежь. Читающим смотрели прямо в рот. Маяковский выдавался над толпой. Он читал "Революцию", едва имея возможность взмахнуть руками. Он заставил себя слушать, перекрыв разговоры и шум. Чем больше было народа, тем он свободней читал, тем полнее был сам захвачен и увлечен. Он швырял слова до верхних рядов, торопясь уложиться в отпущенный ему срок.

Но "королем" оказался не он. Северянин приехал к концу программы. Здесь был он в своем обычном сюртуке. Стоял в артистической, негнущийся и "отдельный". Прошел на эстраду, спел старые стихи из "Кубка". Выполнив договор, уехал. Начался подсчет записок. Маяковский выбегал на эстраду и возвращался в артистическую, посверкивая глазами. Не придавая особого значения результату, он все же увлекся игрой. Сказывался его всегдашний азарт, страсть ко всякого рода состязаниям.

— Только мне кладут и Северянину. Мне налево, ему направо.

Северянин собрал записок немного больше, чем Маяковский. Третьим был Василий Каменский.

Часть публики устроила скандал. Футуристы объявили выборы недействительными. Через несколько дней Северянин выпустил сборник, на обложке которого стоял его новый титул. А футуристы устроили вечер под лозунгом "долой всяких королей".


Вот это "отдельный" в цитате и есть - изысканный. :)
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22915
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Писатели о писателях

Сообщение maggie » 02 авг 2011, 05:16

ne znatok писал(а):"Медальоны" охватывают немаленький временной период c 1925 по 1934; тем не менее, даже при всех обидах и неудачах...

Он медальонных сонетов более 100 написал, в основном в 1925-27 годах, некоторые позднее. На северянинском сайте добавлены ещё 14, вошедшие в другой сборник.

Его медальоны - словно профили, и некоторые ему не нравятся. Возможно он кому-то "долги отдаёт" таким своеобразным способом, но я не чувствую в его сонетах злобы.

Некоторые профили на медальонах напоминают мне карикатуры. Над карикатурами принято смеяться, и когда он читал со сцены эти свои сонеты, он играл, как актёр, он их изображал, пел... Он рассчитывал на бурную реакцию публики, заполнявшей залы в его поездках по России, публики, которая порой вряд ли вообще была знакома с творчеством тех, о ком он писал свои сонеты-медальоны.

Когда я разглядываю некоторые карикатуры и шаржи, мне совершенно непонятно и иногда неприятно, почему автор-карикатурист именно ту или иную детяль выпятил, высмеял. Откуда такая рефлексия... Мне это иногда кажется обидным по отношению к тому, кто на ней изображён. Но в конце концов это восприятие автора, то, как именно ОН видит, воспринимает данного человека на основании всего того, что о нём знает, что читал, того, как, где и когда пересекались их пути и т.д.

Вот он пишет о Конан Дойле:

Кумир сопливого ученика,
Банкира, сыщика и хулигана,
Он чтим и на Камчатке, и в Лугано,
Плод с запахом навозным парника.

Помилуй Бог меня от дневника,
Где детективы в фабуле романа
О преступленьях повествуют рьяно,
В них видя нечто вроде пикника...

"Он учит хладнокровью, сметке, риску,
А потому хвала и слава сыску!" —
Воскликнул бы любитель кровопийц,

Меня всегда мутило от которых...
Не ужас ли, что землю кроет ворох
Убийственных романов про убийц?


1926

Я за этим сонетом вижу его искреннюю антипатию к детективному жанру в целом, к романам Конан Дойля в частности, но это меня не напрягает. Жонглирует словами, пытается повесить свой медальон на потенциального читателя таких романов, подыздёвывается над ним... "Плод с запахом навозным парника"... Могу представить себе массы плодов из голландских парников, но они не пахнут навозом, очень чистые, яркие, etc. Хотя можно ведь себе попытаться представить, вообразить, как в том парнике пахнет, когда применяют навоз в качестве удобрения. Чтобы было больше, ярче и - безвкуснее... :)

Я в этом сонете не усматриваю неуважения, это позиция автора, а для меня, живущей в моём 21 веке - лишь зарисовка. Так же и с Пастернаком. Что-то было в жизни Северянина - события, обстоятельства, их отношения, чувства - которые заставили его именно такой профиль на медальоне высечь. Я не пытаюсь подходить к этому сегодня с точки зрения этики, не думаю, что Северянин Пастернака как поэта не уважал, не знал, не ценил...

Но ТОГДА у него вышел из-под пера именно такой вот сонет. Мне было интересно покопаться в письмах, воспоминаниях... Я нашла цитату из Пастернака о Северянине, датированную 1912 годом, т.е., до того, как у С. началась мания величия, до его вынужденной ссылки, до нищеты, до унижений, депрессий, страхов, болезней...
Уже в 1912 г. в письме Локсу 26 декабря Пастернак восторженно отзывается о стихах Северянина, услышанных на его вечере: ему по вкусу пришлась «поэма, развернутая во всем великолепии ритмики и мелодичности, которая составлена из названий мороженого, пропетых гарсоном на площади под нестройный плещущий гомон столиков. В этом стихотворении при всей его вычурности на уровне первобытных наблюдений схвачена печаль разнообразия - всякого разнообразия, непокоренного целостностью. Что же касается дальнейших стихотворений, то в них- открытое море лирики»

Возможно, Северянин такого отношения к себе со стророны Пастернака не знал, а может быть и знал, но это не меняло дела, он просто написал то, что написал... :)
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22915
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Писатели о писателях

Сообщение ne znatok » 02 авг 2011, 07:40

maggie писал(а):...но это меня не напрягает.
Я в этом сонете [о Конан Дойле - nz] не усматриваю неуважения, это позиция автора, а для меня, живущей в моём 21 веке - лишь зарисовка. Так же и с Пастернаком....Я не пытаюсь подходить к этому сегодня с точки зрения этики, не думаю, что Северянин Пастернака как поэта не уважал, не знал, не ценил...

Этика меня в данном случае не напрягает; удивляет (мелочностью) - это да, поскольку, начитавшись раннего Северянина, я оказалось мало подготовленной к такому. Для меня убийственно, что я не ощущаю здесь вдохновения, легкости. Тяжеловесно очень.

Кстати, отзыв Пастернака относится к 1912 году, т.е. его покорил дореволюционный Северянин.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 43693
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Писатели о писателях

Сообщение ne znatok » 02 авг 2011, 07:46

вдогон
Mеня потому и не напрягает, что это плохо. Вот если бы было хорошо - тогда была бы дилемма, гений и злодейство и прочие ужасы. А так...
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 43693
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Писатели о писателях

Сообщение Князь Мышкин » 02 авг 2011, 08:49

Игорь Северянин привлекает меня не только изысканностью, но как раз и вычурностью своей дореволюционной поэзии. :ugeek:
Аватар пользователя
Князь Мышкин
 
Сообщений: 6975
Зарегистрирован:
22 июл 2010, 20:57
Откуда: Стокгольм

Re: Писатели о писателях

Сообщение maggie » 02 авг 2011, 17:30

ne znatok пишет:
Тяжеловесно очень.

ne znatok, на другой твоей ветке идёт речь о читательском "предательстве" по отношению к тому или иному ранее любимому или даже обожаемому автору.

Одной из причин, которые - не обязательно, но - могли бы меня, к примеру, отвернуть от какого-то любимого мною автора, эта ценностная его непоследовательность, т.е., проще говоря, "предательство" автора своим идеалам, причём идеалам духовным, идеалам общечеловеческим, а не та или иная неаккуратность, неряшливость, простота, даже грубость в форме. Она, по-моему, поправима, простительна, т.к. зависит очень от настроя, от чувств и эмоций автора.

Я вчера прочла интересную работу о последних годах жизни Северянина, и мне было не совсем приятно читать такое, например, о нём и его друге Шенгели, который пытался изо всех возможных сил вернуть имя писателя, его стихи назад, в Россию, то есть, в "хСССР".
... помимо продви-жения стихов Игоря Северянина в центральной печати, Шенгели планировал прибегнуть к еще одной установившейся в 1930-е годы писательской практике — личного обращения к Сталину. <...>

Обсуждению этого сценария посвящено письмо Шенгели Игорю Северянину от 28 сентября 1940 г., частично цитировавшееся исследователями, полный текст которого хранится в РГАЛИ: «Стихи, присланные Вами мне, поразительно трогательны и прекрасны, но — я думаю, что не стоит Вам начинать печататься с них. Вот в чем дело.
У Вас европейское имя. Однако за долгие годы оторванности от родной страны Вас привыкли считать у нас эмигрантом (хотя я прекрасно знаю, что Вы только экспатриант), и отношение лично к Вам (не к Вашим стихам) у нашей литпублики настороженное. Это понятно. И поэтому, мне кажется, Вам надлежит выступить с большим программным стихотворением, которое прозвучало бы как политическая декларация. Это не должна быть «агитка», — это должно быть поэтическим самооглядом и взглядом вперед человека, прошедшего большую творческую дорогу и воссоединившегося с родиной, и родиной преображенной. И послать это стихотворение (вместе с поэтической и политической автобиографией, с формулировкой политического кредо) надо не в “Огонек” и т. п., а просто на имя Иосифа Виссарионовича Сталина. Адресовать просто: “Москва, Кремль, Сталину”. Иосиф Виссарионович поистине великий человек, с широчайшим вз-глядом на вещи, с исключительной простотой и отзывчивостью. И Ваш голос не пройдет незамеченным, — я в этом уверен. И тогда все пойдет иначе...
"

И далее:
Игорь Северянин последовал совету. По крайней мере, в его письме к Г. Шенгели от 31 января 1941 г. содержится отчет о промежуточном результате работы (или ее намерениях) над такой манифестацией: «Письмо И. В. Сталину у меня уже написано давно, но я все его исправляю и дополняю существенным. Хочется, чтобы оно было очень хорошим».

Дальнейшая судьба письма Игоря Северянина к Сталину неизвестна, но поэтическая декларация, которая должна была бы стать наглядным подтверждением намерений, провозглашаемых в письме, была написана и выслана Г. Шенгели. Мы имеем в виду стихотворение Игоря Северянина, до сих пор полностью не введенное в научный и читательский оборот. Это стих. «Красная страна». Впервые оно упомянуто в письме к Шенгели от 23 мая 1941 г.: «А что “Красная страна”? Разве ее никто не берет? На мой взгляд, она неплохо сработана. Не послать ли ее мне Дунаевскому? Посоветуйте вообще, что ему послать»
.
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22915
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Писатели о писателях

Сообщение maggie » 02 авг 2011, 18:13

Причём, ладно бы писать ему письмо ради спасения - семьи ли, себя ли... одним словом - жизни! Известно, что Северянин нищенствовал, но не лучше ли тогда в крестьяне податься, в рыбаки, печники, сторожи для прокорма, т.е., быть нищим, но свободным "королём", но не в сталинскую же западню... странное для "короля" желание... :)

небольшой оффтоп

В 1920 году Северянин пишет "Поэзу правительству". Я не понимаю, о каких субсидиях он пишет? В том году Северянин навсегда (как оказалось) уехал в Эстонию. Откуда эта мысль о "лишении поэта субсидий"?

ПОЭЗА ПРАВИТЕЛЬСТВУ

Правительство, когда не чтит поэта
Великого, не чтит себя само
И на себя накладывает вето
К признанию и срамное клеймо.

Правительство, зовущее в строй армий
Художника, под пушку и ружье,
Напоминает повесть о жандарме,
Предавшем палачу дитя свое.

Правительство, лишившее субсидий
Писателя, вошедшего в нужду,

Себя являет в непристойном виде
И вызывает в нем к себе вражду.

Правительство, грозящее цензурой
Мыслителю, должно позорно пасть.
Так, отчеканив яркий ямб цезурой,
Я хлестко отчеканиваю власть.

А общество, смотрящее спокойно
На притесненье гениев своих,
Вандального правительства достойно,
И не мечтать ему о днях иных...

<1920>
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22915
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Писатели о писателях

Сообщение ne znatok » 02 авг 2011, 22:15

Князь Мышкин писал(а):Игорь Северянин привлекает меня не только изысканностью, но как раз и вычурностью своей дореволюционной поэзии. :ugeek:

Согласна, и меня этим тоже привлекает.

maggie писал(а):... а не та или иная неаккуратность, неряшливость, простота, даже грубость в форме. Она, по-моему, поправима, простительна, т.к. зависит очень от настроя, от чувств и эмоций автора.

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
-

Ересь не ересь, но в случае с Северянином какая-то не шибко привлекательная простота потом получилась (имея в виду те же "Медальоны").

maggie писал(а):...Известно, что Северянин нищенствовал...
Я не понимаю, о каких субсидиях он пишет?

Да, любопытно про субсидии.

Я вспоминаю Хармса - последние годы жизни, ужасающее существование просто на грани голода.
Но на качестве поэзии это не отразилось, "неаккуратность, неряшливость, простота, даже грубость в форме" никак ee не коснулась.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 43693
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Писатели о писателях

Сообщение ne znatok » 02 авг 2011, 22:30

вдогон

я, кстати, не думаю, что именно условия существования повлияли на изменения поэтического облика Северянина.
Просто - кончился завод. Было ему отпущено пролететь беззаконной кометой, ярко вспыхнуть... такое случается. Он для меня по-прежнему - автор "Ананасов в шампанском".

А Медальоны я уже забыла, как страшный сон. Да их и запомнить-то невозможно...
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 43693
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Писатели о писателях

Сообщение Тигра » 02 авг 2011, 22:35

ne znatok писал(а):А Медальоны я уже забыла, как страшный сон.


Счастливая!

Но как забудешь вообще, когда эти ужасы продолжаются? "И на себя накладывает вето к признанию"... бррр.

А про завод согласна.
Баратынский сказал "мой дар убог, и голос мой негромок" — а Северянин, с гораздо менее богатым даром, не мог признаться себе в том, что сказать больше нечего. А когда нечего — то и нечем. И вот результат.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 59239
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Писатели о писателях

Сообщение tpek » 02 авг 2011, 23:18

ПОЭТУ

Лишь гении доступны для толпы!
Ho ведь не все же гении - поэты?!
Не изменяй намеченной тропы
И помни: кто, зачем и где ты.

Не пой толпе! Ни для кого не пой!
Для песни пой, не размышляя - кстати ль!..
Пусть песнь твоя - мгновенья звук пустой,-
Поверь, найдется почитатель.

Пусть индивидума клеймит толпа:
Она груба, дика, она - невежда.
Не льсти же ей: лесть - счастье для раба,
А у тебя - в цари надежда...
Аватар пользователя
tpek
 
Сообщений: 2218
Зарегистрирован:
30 янв 2010, 20:13

Re: Писатели о писателях

Сообщение ne znatok » 03 авг 2011, 02:04

tpek писал(а):А у тебя - в цари надежда...[/i]

Кстати - 1907 год. :)
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 43693
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Писатели о писателях

Сообщение Марго » 03 авг 2011, 09:14

...
Последний раз редактировалось Марго 03 авг 2011, 19:50, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16261
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: Писатели о писателях

Сообщение Тигра » 03 авг 2011, 09:30

По-моему, плохо.


прямо асадовское


...он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, иначе!
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 59239
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Писатели о писателях

Сообщение Марго » 03 авг 2011, 09:35

...он и мал и мерзок — не так, как вы, иначе!

Как только я скажу, что действительно как мы, так сразу приму ваши туманные намеки к сведению.
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16261
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: Писатели о писателях

Сообщение tpek » 03 авг 2011, 10:06

А я позднего Пастернака обожаю.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.

1956
Аватар пользователя
tpek
 
Сообщений: 2218
Зарегистрирован:
30 янв 2010, 20:13

Re: Писатели о писателях

Сообщение Тигра » 03 авг 2011, 10:19

Я его позднего тоже очень, очень высоко ставлю.

И "Больница" тоже позднее.
И "Уходим. За спиной / Стеною лес недвижный, / Где день в красе земной / Сгорел скоропостижно".

Да и Бродский... уж от "Пилигримов"-то далеко ушёл.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 59239
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Писатели о писателях

Сообщение tpek » 03 авг 2011, 11:37

А вот за это, написанное аж в 31-м, Он заслуживает уважения и, более того, восхищения.

Борису Пильняку
Иль я не знаю, что, в потемки тычась,
Вовек не вышла б к свету темнота,
И я - урод, и счастье сотен тысяч
Не ближе мне пустого счастья ста?

И разве я не мерюсь пятилеткой,
Не падаю, не подымаюсь с ней?
Но как мне быть с моей грудною клеткой
И с тем, что всякой косности косней?

Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста.
1931
Аватар пользователя
tpek
 
Сообщений: 2218
Зарегистрирован:
30 янв 2010, 20:13

Re: Писатели о писателях

Сообщение ne znatok » 03 авг 2011, 11:42

Я очень люблю Старый Парк (1941), считаю, что это шедевр.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 43693
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Писатели о писателях

Сообщение maggie » 03 авг 2011, 18:50

У Северянина есть стихотворение "Разбор собратьев" (сегодня бы сказали "разборки" :). Оно датировано 1918 годом, и оно, по-моему, должно было бы предварять Медальоны, по крайней мере в отношении тех "профилей", которые, как сегодня кажется, написаны как расплата, как своеобразная месть за то, что клевали, что не замечали, что не принимали поначалу.

Но Северянин заранее опровергает такой ход читательской мысли. Значит, за особенно его едкими стихами стояло нечто другое. И, кроме того, многие его сонеты-медальоны и впраямь слабы, натянуты и непростительно... простоваты, по-простецки просты. :)

Вот стихотворение о "разборе":

РАЗБОР СОБРАТЬЕВ

Разбор собратьев очень труден
И, согласитесь, щекотлив:
Никто друг другу не подсуден,
И каждый сокровенным жив...

Но не сказать о них ни слова —
Пожалуй, утаить себя...
Моя душа сказать готова
Все, беспристрастье возлюбя.

Тем мне простительней сужденье
О них, что часто обо мне
Они твердят — без снисхожденья,
Не без пристрастия вполне...

Я Пушкиным клянусь, что святы
Характеристики мои,
Что в них и тени нет расплаты
За высмеянные стихи!


И опять, прочитав ещё раз, узнаю "истинного" Северянина с его "двусмысленностью" и "канонической ирониней"... Двусмысленно в Разборе то, что в одном месте он пишет, что ему "простительно сужденье", потому что ведь и "о нём твердят без снисхожденья", т.е., квази признаётся, что некоторые Медальоны - ответ на сужденья о нём, с другой стороны, ниже пишет, что не расплата это вовсе. И в этом амбивалентность многих его стихов, в основе её - ирония. О последней он писал:
Ведь я лирический ироник:
Ирония - вот мой канон.
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22915
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Писатели о писателях

Сообщение maggie » 03 авг 2011, 18:56

Процитирую, пожалуй, его "Двусмысленную славу" целиком:

ДВУСМЫСЛЕННАЯ СЛАВА

Моя двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что я превознесён неправо, —
Не по таланту своему, —

А потому, что явный вызов
Условностям — в моих стихах
И ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих словах.

Во мне выискивали пошлость,
Из виду упустив одно:
Ведь кто живописует площадь,
Тот пишет кистью площадной.

Бранили за смешенье стилей,
Хотя в смешенье-то и стиль!
Чем, чем меня не угостили!
Каких мне не дали "pastilles"!*

Неразрешимые дилеммы
Я разрешал, презрев молву.
Мои двусмысленные темы —
Двусмысленны по существу.

Пускай критический каноник
Меня не тянет в свой закон, —
Ведь я лирический ироник:
Ирония — вот мой канон.


* таблетки (фр.)

P.S. Вот оно - это слово: "изысканный", я его жирным выделила. Оно из его же цитаты, приведённой в другом посте, и встречается именно тут у него. Он к изысканности стремился. Но не всегда она однако получалась. :)
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22915
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Писатели о писателях

Сообщение maggie » 03 авг 2011, 19:08

Северянин не только в Медальонах высказывал своё мнение по поводу того или иного писателя, отношение к ним, их творчеству. Я прочла письма, выставленные на северянинском сайте. Особенно много писем написано им Ирине Борман. А в них отыскала несколько пассажей, посвящённых теме нашей ветки.

Привожу отрывок одного из писем к ней:
Toila, 5.III.32 г.
Читать здесь почти нечего. Попробовал было «Атлантиду-Европу» Мережковского, но «сробел» на десятой странице. Нет, уж я предпочитаю ей «Атлантиду» Пьера Бенуа: понятнее и ближе. А еще тут читали рассказы Бунина, Зайцева, Чирикова, Рощина, Куприна. Всё весьма посредственно. А Куприн так и совсем выдохся. И всё время читателя по плечу похлопывает. Фамильярничает. Ужасно хамит Бунин, заметно «академит». Порой даже до неприятности: задевает. Зайцев неровен, Рощин еще совсем «желторотый», но с проблесками и остринкой. Но это с ним редко всё же. Лучшей книгой эмиграции остаётся по-прежнему вышедшая в свет летом в Белграде "Книга Июнь" Тэффи, где она уже не только юморист, но и тончайший, оригинальнейший лирик. Прочтите непременно.

P.S. Забавно, что считающийся "выдохшимся" к моменту написания письма Северянин считает "выдохшимся" Куприна.
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22915
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Писатели о писателях

Сообщение Князь Мышкин » 03 авг 2011, 19:40

maggie писал(а):...P.S. Забавно, что считающийся "выдохшимся" к моменту написания письма Северянин считает "выдохшимся" Куприна.

Самого себя очень трудно оценить непредвзято. А со многим из письма к Ирине Борман я согласен.

maggie писал(а):Процитирую, пожалуй, его "Двусмысленную славу" ...

А тут вроде творческой автобиографии...

Последнее четверостишие весьма интересно:

Пускай критический каноник
Меня не тянет в свой закон, —
Ведь я лирический ироник:
Ирония — вот мой канон.

Такого поэта часто толкуют превратно. :ugeek:
Аватар пользователя
Князь Мышкин
 
Сообщений: 6975
Зарегистрирован:
22 июл 2010, 20:57
Откуда: Стокгольм

Re: Писатели о писателях

Сообщение maggie » 03 авг 2011, 19:48

Князь Мышкин писал(а):А тут вроде творческой автобиографии...

Можно ещё и его "Рескрипт короля" добавить + самому себе написанный Медальон, и тогда получится и впрямь что-то вроде "ранней автобиграфии". :)

Отныне плащ мой фиолетов,
Берэта бархат в серебре:
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.

Меня не любят корифеи —
Им неудобен мой талант:
Им изменили лесофеи
И больше не плетут гирлянд.

Лишь мне восторг и поклоненье
И славы пряный фимиам.
Моим — любовь и песнопенья! —
Недосягаемым стихам.

Я так велик и так уверен
В себе, — настолько убежден, —
Что всех прощу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.

В душе — порывистых приветов
Неисчислимое число.
Я избран королем поэтов —
Да будет подданным светло!


1918

P.S. Я думаю, он действительно написал "берЭта", а не "берЕта", как в другом моём сборнике... typisch Северянин... :)
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22915
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Писатели о писателях

Сообщение maggie » 03 авг 2011, 20:00

Примерно так "вползал" Северянин в литературу. Интересно, что его невольно, сам того не желая, пропиарил сам... Толстой. :)
Мучительно вползать в литературу, когда за плечами - четыре класса череповецкой "ремеслухи", и ни одна серьезная редакция не интересуется поэтическими опытами самоучки, опьяненного Фофановым и Лохвицкой. И ни один салон не принимает паспортно-урожденного питерца, который успел понежиться первый десяток лет жизни на рафинированных дачах ("мы жили в Гунгербурге, в Стрельне, езжали в Царское Село"), а потом, сорванный отцом, протаскался еще семь лет по Новгородчине ("в глухих лесах"), по Уралу и Сибири ("синь Енисея"), за месяц до русско-японской войны сбежал с Дальнего Востока в родимый Питер и теперь рассылает свои стихи по журналам. Дальше "Колокольчика" однако не продвигается - в основном ничтожными брошюрками издает за свой счет.

Наконец, в 1909 году кто-то, вхожий в Ясную Поляну, вместе с прочей литературной почтой доставляет туда брошюрку и вчитывает некую "поэзу" или "хабанеру" в ощетиненное брадищей ухо Толстого. Что-нибудь такое:

Вонзите штопор в упругость пробки, -
И взоры женщин не будут робки!..


Или такое:
Не все равно ли,- скот, человек ли,-
Не в этом дело...


Или такое:
Милый мой, иди на ловлю
Стерлядей, оставь соху...


Толстой смеется, но потом приходит в ярость. "Чем занимаются! Чем занимаются! И это - литература?! Вокруг - виселицы, полчища безработных, убийства, пьянство невероятное, а у них - упругость пробки!"

Со скоростью журналистского спринта "Биржевка" предает приговор гласности, и... наступает звездный час автора безвестных "хабанер". Прознав, на кого пал яснополянский гнев, московские газетчики устраивают облаву: в одночасье Игорь Лотарёв, избравший для себя знойный псевдоним - "Северянин", становится известен на всю Россию.

Впоследствии, возвращая долг великому старцу, "король поэтов" напишет о нем так:

Солдат, священник, вождь, рабочий, пьяный
Скитались перед Ясною Поляной,
Измученные в блуде и во зле.
К ним выходило старческое тело,
Утешить и помочь им всем хотело
И - не могло: дух был не на земле...
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22915
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Писатели о писателях

Сообщение ne znatok » 03 авг 2011, 20:03

maggie писал(а): Берэта бархат в серебре...

Я думаю, он действительно написал "берЭта", а не "берЕта"...

Да он беретту имел в виду! Серебряную в бархате. :)
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 43693
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Писатели о писателях

Сообщение Князь Мышкин » 03 авг 2011, 20:05

maggie писал(а):
Князь Мышкин писал(а):А тут вроде творческой автобиографии...

Можно ещё и его "Рескрипт короля" добавить + самому себе написанный Медальон, и тогда получится и впрямь что-то вроде "ранней автобиграфии". :)

...
Я избран королем поэтов —
Да будет подданным светло!


P.S. Я думаю, он действительно написал "берЭта", а не "берЕта", как в другом моём сборнике... typisch Северянин... :)


Ирония и самоирония просто чУдная!
Только "берЭта", а по-другому вовсе невозможно! :)
Аватар пользователя
Князь Мышкин
 
Сообщений: 6975
Зарегистрирован:
22 июл 2010, 20:57
Откуда: Стокгольм

Re: Писатели о писателях

Сообщение ne znatok » 03 авг 2011, 20:15

()возвращаясь к теме ветки)

Известно, что написал Достоевский по поводу фетовского "Шепот, робкое дыханье".

Представляю, что бы он написал, услышав зимой 1914 года


Друзья! Но если в день убийственный
Падет последний исполин,
Тогда ваш нежный, ваш единственный,
Я поведу вас на Берлин!


Что написал Маршак, мне известно. :(

A я в той северянинской ветке приводила именно эти строки в качестве примера любимого у Северянина. Кстати, вот только сейчaс прочла оставшиеся три строфы, и прямо скажу - не очень...
Последний раз редактировалось ne znatok 03 авг 2011, 21:03, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 43693
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Писатели о писателях

Сообщение ne znatok » 03 авг 2011, 20:18

вдогон

С "береттой" на Берлин!
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 43693
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Писатели о писателях

Сообщение maggie » 03 авг 2011, 20:44

ne znatok писал(а):Серебряную в бархате. :)

Слушай а ведь у него и бархат тоже есть. Правда без беретты и без берЭта. Хотя последний всё-таки подразумевается... :)

В Тойла в феврале 1923 г. он написал Поэму детства, называется она "Роса оранжевого часа".. В поэме несколько раз повторяется строчка: "Я в детстве видел сон престранный...". Насколько явно, остро понимаешь, зная немного его биографию, что он имеет в виду под этим сном, когда пишет поэму вдали от России, от того дня и места, когда и где стал "королём поэтов"...

…Я видел в детстве сон престранный:
Темнел провалом зал пустой,
И я в одежде златотканной
Читал на кафедре простой,
На черной бархатной подушке
В громадных блестках золотых…
Аплодисменты, точно пушки,
В потемках хлопали пустых…
И получалось впечатленье,
Что этот весь безлюдный зал
Меня приветствовал за чтенье
И неумолчно вызывал…
Я уклоняюсь от трактовки
Мной в детстве виденного сна…
Той необычной обстановки
Мне каждая деталь ясна…
Я слышу до сих пор тот взрывный
Ничьих аплодисментов гул…
Я помню свой экстаз порывный -
И вот о сне упомянул…


Он навсегда уже будет слышать "ничьих аплодисментов гул"... "Ничьих", потому что ему ТЕ нужны, "чьи", именно по ним он безвозвратно будет тосковать до конца дней своих...
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22915
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Писатели о писателях

Сообщение ne znatok » 04 авг 2011, 12:17

Маяковский! - вот кто всеми фибрами души не выносил Северянина.
Сегодня перечитывала у него кое-что совсем по другому поводу - так парочку раз такое встретилось. .. ужос.

Интересно, к кому-нибудь еще он испытывал антипатию такой же силы?
Я знаю, что он писал о Есенине - но это детский лепет в сравнении с анти--северянинскими эскападами.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 43693
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Писатели о писателях

Сообщение maggie » 04 авг 2011, 12:45

На прозе.ру нашла небольшой рассказ (очерк?) об отношениях между этими поэтами, называется "Владимир Маяковский, Игорь Северянин, а между ними - женщина". Не знаю, насколько достоверно это, но готова допустить, что такое ошеломительно злобное неприятие Маяковским Северянина могло зиждеться на чём-то более серьёзном, чем на "краже" у него Северяниным звания Короля поэтов в 1918 г. Хотя и этого одного было бы Маяковскому достаточно, чтобы отчеканить нелюбовь.

http://www.proza.ru/2007/08/01-215
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22915
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Писатели о писателях

Сообщение Хелена » 04 авг 2011, 12:51

А кто такой Михаил Лезинский?

В смысле, я по ссылке прочитала.
Но чем знаменит?
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 48804
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Писатели о писателях

Сообщение Марго » 04 авг 2011, 13:39

Helena писал(а):А кто такой Михаил Лезинский?

Не знаю кто, но не писатель точно -- в смысле таланта.

С Владимиром Маяковским Софья Шамардина познакомилась осенью 1913 года , и пиит буквально обворожил восемнадцатилетнюю студентку-медичку своими стихами , что оказалось , не таким уж трудным делом , между нами , девочками , говоря !
Вначале в своей желтой кофте он показался Шамардиной несколько
« фатоватым и нагловатым » - это ее собственное признание! - но потом , когда она окончательно уже отравилась ядом его талантливых стихов , написала в своих воспоминаниях , появившихся на свет совсем недавно:
«... Красивый был . Иногда спрашивал : «Красивый я , правда? » Однажды сказал , что вот зубы гнилые - надо вставить , я запротестовала , не надо ! »
Это верно , зубы не помеха! Когда увлечешься человеком , - боюсь написать , « влюбишься по уши! » - то и гнилые зубы не замечаешь .
Надо сказать , что это Софья Шамардина познакомила своего любовника Владимира Маяковского с Игорем Северяниным , а к Игорю Северянину у медички Шамардиной тоже были не материнские чувства , чего уж там скрывать ! Да и « Володенька » стал поднадоедать.


Нет, я этакое до конца прочесть не смогла: затошнило.
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16261
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: Писатели о писателях

Сообщение Хелена » 04 авг 2011, 13:53

Нет, я прочитала вот это:
http://www.proza.ru/avtor/amisha45

Что не дало мне ответа, чем он знаменит. Какими произведениями.

И заодно уж - насколько он достоверен как источник информации.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 48804
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Пред.След.

Вернуться в Литературный уголок

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8