В нем утверждается, что Б.Л. Пастернак в знаменитом стихотворении "Опять Шопен не ищет выгод..." (1931) намекает на событие (кажется, реально случившееся в истории), когда русские солдаты, навестив Польшу, выбросили из окна рояль, принадлежавший Шопену.
На мой взгляд, сведение поэзии, особенно поэзии Пастернака, к какому-то частному случаю слишком ее профанирует.
Доказать, знал ли поэт о рояле Шопена или не знал, весьма сложно. Еще сложнее поймать его за руку, писала ли она именно об этом рояле! :)
Поэтому придется привести косвенные доказательства, как мне кажется, выбивающие стульчик из-под незадачливого "студента".
(1)
Работа В. Мордерер и Г. Амелина "Письма о русской поэзии", главка "Орел или решка", в которой рассказывается о поэме В. Хлебникова "Ночной обыск" и пастернаковском, как считают авторы, отклике на нее.
Тема летящих, падающих и чуть ли не взрывающихся роялей и фортепиано, оказывается, была весьма актуальна для поэзии переломных для общества лет! :)
(2)
Статья Б.Л. Пастернака "Шопен", например, здесь.
Музыка Шопена производила на поэта очень мощное, "деспотическое" действие: "Оттого такой стук капель в Des-dur-ной прелюдии, оттого наскакивает кавалерийский эскадрон эстрады на слушателя в As-dur-ном полонезе, оттого низвергаются водопады на горную дорогу в последней части h-moll-ной сонаты, оттого нечаянно распахивается окно в усадьбе во время ночной бури в середине тихого и безмятежного F-dur-ного ноктюрна."
Думается, сводить такое бурное действие музыки к царскому деспотизму и солдатскому вандализму наивно.
Хотя полякам, чтущим своего поэта Киприана Камиля Норвида, успевшего познакомиться в Париже с Шопеном и написать свое стихотворение "Fortepian Szopena", такой фокус может и понравиться!
